ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Польский рубеж или экспансия Варшавы?

11:14 12.12.2022 • Денис Батурин, политолог

За планами поставок оружия на Украину стоят планы вооружения и перевооружения Европы. Поэтому Киеву не дают ни гордость Бундесвера танки Leopard, ни распиаренное в ходе «Бури в пустыне» дитя американского ВПК танк Abrams M1, ни «лучшую в мире» систему ПВО Patriot.

США готовит и вооружает Европу в расчете на долгую войну. Поэтому они так неторопливы в сроках поставок вооружений – 2025-2026 гг., в лучшем случае – конец 2023 г. по ряду оружейных образцов. Да, Германия поставляет Украине системы ПВО IRIS-T, передают подобные системы и другие страны НАТО, эффективность этих систем спорная, ее характеризует ситуация с энергетической системой Украины, которая регулярно подвергается ударами высокоточного российского оружия разного типа – от «Калибров» до «Гераней-2». Однако, западных союзников Украины не смущает накатывающий блэкаут, разрушающееся ЖКХ и логистика. Украинский блэкаут вполне укладывается в американскую «теорию управляемого хаоса». На погруженной во тьму территории Украины, «контролируемой Киевом», можно творить что угодно, в частности, затруднена и поэтому легко контролируема связь и интернет (пока спасают терминалы Starlink), а значит и исходящая оттуда информация. Лучшего пространства для проверки новых и доводки старых типов вооружений придумать трудно.

Из этой темной неуправляемой территории Украины в отношении России может исходить угроза всех типов для всех близлежащих регионов и не только, и некого будет призвать к ответственности. Более того, ответственность за происходящее будет, как обычно, возложена на Россию.

Кроме хаоса территории Украины грозит дезинтеграция. Планы Польши в отношении Украины Служба внешней разведки России озвучивала уже ни один раз. Варшава намеревается взять ряд украинских территорий под свой контроль под предлогом «спасения украинцев», а также с целью остановить наступление российской армии.[i]

30 ноября директор Службы внешней разведки Сергей Нарышкин сообщил: «Поступающая в СВР России информация свидетельствует о том, что Варшава форсирует подготовку к аннексии западноукраинских земель: территорий Львовской, Ивано-Франковской и большей части Тернопольской области Украины.

Польское руководство нацелено действовать инициативно и настойчиво из опасений, что старшие партнеры по НАТО в предстоящие зимние месяцы могут попытаться договориться с Москвой, презрев интересы не только украинцев, но и поляков. Между тем в Варшаве уверены, что заслужили щедрую компенсацию за оказанную Киеву военную помощь, предоставление крова многочисленным украинским мигрантам и, наконец, недавний странный ракетный удар по польской территории, который Варшава молча "проглотила" по наущению США и ведущих европейских стран.

Действуя на упреждение, президент Польши Анджей Дуда дал указание профильным службам в сжатые сроки подготовить официальное обоснование польских притязаний на Западную Украину. Точкой отсчета в проводимых архивных изысканиях является Волынская резня 1943 года. Этот трагический эпизод, по мнению польских экспертов, "неопровержимо доказывает причастность Организации украинских националистов — Украинской повстанческой армии* к геноциду польского народа. В Варшаве уверены, что имеющихся в государственных архивах сведений достаточно, чтобы выдвинуть Киеву весомые реституционные требования.

(…) С целью обеспечить легитимный характер планируемых территориальных приобретений польским руководством принято решение использовать успешный российский опыт возвращения исконных территорий путем проведения на них референдумов. В качестве "пробного шара" польские спецслужбы "слили" украинским СМИ сведения о якобы подготовке во Львовской области Украины плебисцита на тему присоединения к Польше. Реакцию весомых региональных игроков и простых граждан предполагается тщательно отследить и проанализировать.

Хотим заранее предостеречь поляков от скоропалительного проведения ложных аналогий и призвать к более тщательному изучению своей истории. Напомним: она наполнена горькими примерами столкновений польских и украинских националистов. Может быть, не стоит снова наступать на те же грабли?»[ii]

Кроме технологии плебисцитов, использования исторических документов в качестве доказательной базы аннексии, Варшавой наверняка будет использована ситуация украинского блэкаута, разрушенной логистики, демографические, экономические и административные проблемы. Польша будет рвать Украину на части под предлогом «спасения». Разрушение украинской инфраструктуры может разделить территорию уже не на административные, а на энергетические и логистические «островки». Такие «островки» и будет брать Польша, помогая им функционировать, по обстоятельствам и возможности подключая к себе:

- у вас легла энергетика – мы дадим вам немного оборудования и энергии, но не всей стране, а только некоторым регионам, на всех не хватит;

- у вас проблемы с логистикой – мы организуем в некоторые территории поставки продуктов и др. необходимых товаров;

- у вас не хватает полицейских и управленцев – мы направим вам свою полицию и администраторов.

Это в качестве дополнения и конкретизации сценария, который раскрыл директор СВР.

 

О сценариях польской экспансии рассуждают и польские журналисты. Что интересно – необходимым условием реализации такого сценария видится поражение Украины. Так, польский журналист Марек Галась в статье «Европейские гиены уже начали делиться падалью»[iii] размышляет, как соседи будут рвать Украину на части, после победы России: «Помощь Украине была отнюдь не бескорыстной, и раздел этой страны - лишь вопрос времени. Как только Россия «достигнет всех целей СВО», заберёт юго-восточные русскоязычные регионы, оставив Украину заблокированной на суше страной, на сцену выйдут другие игроки. Польша заявит о введении миротворческого контингента, а точнее польской армии, на территорию Западной Украины». Интересно утверждение польского журналиста: «План по возрождению Речи Посполитой в границах исторических земель, по-видимому, приобрел реальные формы ещё до начала российской СВО на Украине». По мнению журналиста, план Варшавы благодаря СВО «осуществится без столкновений с украинскими националистами - замёрзшие и уставшие «западенцы» встретят поляков не как захватчиков, а как освободителей». Варшава проведет референдум о присоединении этих земель, что соответствует информации, озвученной директором СВР. По мнению Галася, Польша хочет и Западную Белоруссию, чтобы Речь совсем уж стала «посполитой», но пока не рискнёт. А Молдавия оторвёт себе маленький кусочек и получит выход к морю. России, по его мнению, «недисциплинированные националистические регионы» не нужны - только создадут лишние трудности, а больше судьба этих земель никого не волнует. А в отношении оставшейся украинской территории польский журналист пишет так: «Только северные области будут оставлены Украине. Европейское финансирование страны закончится, украинская армия потерпит поражение, украинское правительство отправится в эмиграцию за границу. У власти в Киеве останется пророссийский президент, который будет соблюдать нейтралитет по отношению к НАТО и ЕС».Никаких противоречий с информацией директора СВР Нарышкина, только детали добавляются.

Хорошее замечание делает польский журналист относительно украинских националистов. Для них история повторяется. Они хотят независимую Украину, которая в постсоветском периоде истории у них почти была, получили бывшую советскую республику со всеми ресурсами и территорией, но став на путь национализма в интересах Запада, они страну теряют и разваливают, в то время как соседи имеют виды на ее территорию. 

Пока же Польшу рассматривают как следующий рубеж и потенциального провокатора (тестирование провокации уже было – падение якобы российской ракеты на территорию Польши, ракета оказалась украинской С-300). Речь идет о том, чтобы поставить вблизи польско-украинской границы комплексы ПВО Patriot. Министр обороны и вице-премьер Польши Мариуш Блащак провел переговоры с министром обороны Германии Кристин Ламбрехт.[iv] Блащак указал на необходимость размещения ПВО Patriot на Украине. Ранее глава Минобороны ФРГ говорила, что предложенные Польше Patriot являются частью комплексной противовоздушной обороны НАТО, а значит, подлежат дислокации на территории альянса. Правда, при этом она добавила, что любое использование за его пределами потребует предварительного обсуждения с НАТО и союзниками.

Интересно, что накануне разговора министров обороны в польском Сейме обсуждался вопрос по предложению Германии, и оппозиционные депутаты из партии «Гражданская платформа» спросили у Блащака, почему Польша отказывается принимать Patriot от немцев. Дескать, перед зданием Сейма стоит «множество немецких машин», которые покупают «по прихоти, потому что это касается вашего комфорта и вашей безопасности», а когда дело касается безопасности поляков — немцев просят отойти. Вице-премьер в свою очередь решил не отвечать на прямые вопросы, а предъявить собственные претензии. Мол, оппозиция пытается «закатить скандал», чтобы скрыть собственные ошибки, которые они совершили, находясь у власти до 2015 года: ослабили Войско Польское, ликвидировали воинские части и «открыли Путину Восточную Польшу». В то же время правящая партия «Право и справедливость» (в которой состоит и сам глава Минобороны) укрепляет армию, формирует новые воинские части и закупает оружие. И в партии считают, что для эффективной защиты Восточной Польши Patriot лучше всего разместить на западе Украины.

Интересная получается ситуация – польские власти хотят разместить Patriot на Украине, и не хотят у себя! Такое ощущение, что поляки не верят в НАТО, при этом совершенно точно не горят желанием быть следующим рубежом после Украины. Хотя, амбиции у Польши зашкаливают и, как отмечается в докладе «Союзное государство и «польский фактор», подготовленном Экспертным клубом Союзного государства: «Растущая роль Польши в регионе связана с системными и последовательными действиями, направленными на подрыв суверенитета Беларуси и противодействие усилению влияния России, что в очередной раз подтвердили как события в Минске и других белорусских городах в 2020 г., так и последние действия Варшавы на Украине, в том числе – в контексте российской СВО.

При этом претензии Польши на роль нового центра силы в Европе сочетаются со следованием в фарватере политики США и Великобритании, де-факто - выполнением функций инструмента англо-саксонской политики, направленной, помимо прочего, на поддержание выгодного кураторам баланса сил в «Старом свете», не допускающего чрезмерного усиления Германии, Франции и возрождения европейской субъектности.

В этом отношении Польша традиционно выступает, с одной стороны – как последовательный региональный конкурент России, а с другой – как игрок с ограниченной субъектностью, зависящий от внешнего управления».[v]

Если говорить об интересах Польши, основанной на исторической логике государственного строительства и социальной структуре государства, а она характеризуется мононациональным составом (хотя подавляющее большинство населения – поляки), то присоединение украинских регионов Варшаве не нужно.

Заметим, что это логика историческая и основанная на государственных интересах Польши, однако, последнее время показывает абсолютную алогичность в действиях политической элиты ряда европейских стран, идущую в разрез с реальными интересами государств, которые эти элиты представляют, или возглавляют.

Таким образом, в случае распространения влияния Польши на украинские регионы это не будет означать появление некоего нового государства де юре, ну разве что в формате максимальной конфедерации. Это будет некое квазигосударственное образование, под военным и политическим контролем Варшавы.

Экономическая ответственность за территории также станет вопросом Варшавы, и это ей выгодно – будет еще один повод требовать денег от Европейского союза и США, на чем поляки набили руку с момента вхождения в ЕС.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати