ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Экзистенциальный выбор, или системные ошибки украинской элиты

11:02 24.11.2022 • Денис Батурин, политолог

Экзистенциальная значимость выбора политической элиты Украины нарастала с каждыми выборами и каждой «революцией». Каждые выборы и каждую «революцию» им казалось, что сейчас самый значимый вызов их политическим позициям и самая значительная угроза их олигархическому статусу на Украине. В этом оказалась их фундаментальная ошибка, потому что каждый выбор пути после каждой смены власти приводил к неверному решению и неправильным компромиссам, системные ошибки накапливались, система теряла «герметичность» (в государственном измерении – суверенитет), возможность и способность к самоуправлению и самонастройке.

 

Сейчас, кроме естественных интересов (обогащение и власть) у киевской элиты есть ключевая задача: выживание. Во всех смыслах. В физическом смысле - поучительным кейсом является гибель «зернового короля» Алексея Вадатурского, владельца крупней зернотрейдерской компании «Нибулон». 31 июля в его дом, в Николаеве, очень прицельно прилетела ракета, как раз накануне зерновой сделки. Почему эти факты могут связаны? Дело не в том, что Вадатурский был одним из богатейших людей Украины – в украинском рейтинге Forbes 100 крупнейших украинских бизнесменов Вадатурский в 2020 году занял 15 место с капиталом $450 млн. Дело в том, что «Нибулон», кроме того, что имеет триумвират учредителей Венгрии, Великобритании и Украины (это как может иметь значение, так и нет – просто отражение страхования рисков и особенностей финансовой деятельности), это: многопрофильное предприятие, включающее более 50 компаний по всей Украине; главное направление — выращивание (компании принадлежит около 100 тыс. га земли), хранение, обработка и транспортировка зерна; у «Нибулона» есть собственный флот в составе более 80 вымпелов и судостроительный-судоремонтный завод в Николаеве (бывший завод «Лиман»); кроме того компания контролирует Николаевский морской торговый порт, имеет терминалы для перевалки зерна и зернохранилища.[i] В 2019 году «Нибулон» обеспечил примерно 9% экспорта украинского зерна. Таковы ресурсы и статистика. Вадатурский имел представление о реальных объемах зерна, которое уходит из Украины, сам был сельхозпроизводителем, а также трейдером. Он, скорее всего, был не согласен с каким-то из аспектов реализации «зерновой сделки» с украинской стороны. Это лишь одна из версий причин того, что ракета прилета в его дом, в спальню, в тот момент, когда он там находился, что остальная часть дома не была разрушена, что отвергает все заявления о том, что удар был нанесен российскими войсками и являлся актом устрашения.[ii] Сейчас главной задачей для «Нибулона», Андрей Вадатурский (сын Алексея Вадатурского), считает включение мощностей своей компании в Николаеве в «зерновую сделку», так как зерно сейчас идет через порты одесского региона, а до этого 35% шло через Николаев.[iii] Относительно политических моментов – старший Вадатурский поддержал «революцию достоинства» в 2014 году, во многом по причинам давления и попыток рейдерства со стороны властных персонажей, а его сын Андрей стал депутатом Верховной Рады от Блока Петра Порошенко, с началом конфликта на Донбассе финансировал добробаты. Одним словом, кейс весьма показательный.

Было бы весьма интересно заглянуть в головы украинским олигархам разного пошиба, послушать, о чем говорят они на конфиденциальных встречах, посмотреть, какие сценарии и варианты действий рисуют им консультанты. Им есть, о чем поговорить:

- их подвергают национализации (Коломойский, Боголюбов, Григоришин, Богуслаев, Живаго);

- их обвиняют в государственной измене (Медведчук, Богуслаев)

- их заставляют давать деньги на войну;

- их активы простаивают, приносят убытки, уже, или могут быть разрушены как объекты энергетической инфраструктуры, или просто по причине нахождения в районе боевых действий (Ахметов, Вадатурский);

- будущее их страны, где сосредоточены их активы – крайне туманно.

Безусловно, они задаются извечным вопросом: «Что делать?». Какие-то ответы на эти вопросы есть, но ни один не является для них удовлетворительным и безопасным.

 

Собственно, об этом и написал заместитель председателя Совета Безопасности Российской Федерации Дмитрий Медведев: «Неуклюжие попытки перевалить обстрел Польши на нашу страну не принял никто, даже самые заядлые русофобы – поляки. И это важный симптом:

1. От киевского режима все сильно устали. В особенности от невротика Зеленского, который постоянно нагнетает страсти, канючит, куксится и вымогает всё новые и новые подачки деньгами и оружием. Ведёт себя как истеричный ребёнок с проблемами в развитии.

2. США, НАТО и Евросоюз не хотят окончательного разрыва с Россией, чреватого третьей мировой. Отсюда участившиеся попытки окоротить и вразумить Киев, вытолкнуть его на переговоры.

3. Зеленскому переговоры не нужны по вполне очевидным шкурным причинам. Более того – они для него очень опасны, о чём уже приходилось говорить. Ведь если не признать реалии распада Украины – бессмысленно садиться за стол. А признаешь – укокошат собственные националисты, которые находятся в связке с армейской верхушкой. И которых он боится до обморока. Цугцванг».[iv]

 

Медведев традиционно жестко оценил позицию украинского президента и украинской элиты. Он показал внешнюю ситуацию и внутренние ограничения в лице националистов и слившейся с ними армейской верхушкой. Политическая власть в лице Зеленского несет полную ответственность за происходящее в стране, а кровь, в буквальном смысле, на руках националистов и военных, на которых и направлена цель СВО – денацификация. Именно поэтому националисты и близкие к ним военные круги не намерены допускать ни переговоров, ни окончания военной стадии конфликта.

 

Между властью и националистами оказались олигархи, часть политической элиты. Понятно, что все эти разделения условные – и среди военных не все националисты, и среди олигархов не все хотят окончания войны, но большая часть политической элиты от войны устала. А еще, все прекрасно понимают, что роль президента Украины Владимира Зеленского предопределена, стала его незавидной судьбой. «Президент мира» стал «президентом войны». Не будем исключать, что вынужденно, однако, он на эту роль согласился, не собирается от нее отказываться. Уйти на следующих выборах президента – лучший для него вариант, надо только продержаться, но при этом - чтобы соответственно сложились планы его патронов, чтобы нашли ему замену, чтоб дали ему уйти. А продержаться ему надо аж до 2024 года.

В недавнем интервью вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев заявил: «Я не ожидаю ничего хорошего от нынешних властей Украины. Они находятся в плену собственных предыдущих действий, идеологических установок. Свободы маневра у них нет. Реальная нормализация, на мой взгляд, возможна только после смены власти на Украине. Надеюсь, на этот раз она произойдет конституционным путем».[v]

Это заявление стало поводом для вопроса пресс-секретарю президента России Дмитрию Пескову - является ли смена режима Владимира Зеленского одной из целей СВО. Ответ Пескова: «Смена действующей власти на Украине не является целью специальной военной операции, которую проводит Россия».[vi] После чего пресс-секретарь главы государства расставил точки над «и»: «Россия стремится достичь своих целей специальной военной операции. Достигнуть эти цели можно разными способами и в разных форматах».

 

В информационном пространстве даже вспыхнула некая дискуссия по поводу ответа Пескова – как так, нет цели менять украинскую власть?! В связи с этим вспомним цели СВО: демилитаризация, денацификация, нейтральный статус Украины. Все четко, все понятно. Остальное - риторика. А в отношении смены украинской власти - это высоко вероятный побочный эффект достижения целей СВО. 

Собственно говоря, украинская власть и есть проблема Украины. Решать этот вопрос должна, или может, если будет, политическая элита страны. Это они оказались в ситуации, когда «некуда бежать», это они любят внутривидовую борьбу, это они думали, что все это игрушки: и война на Донбассе, и финансирование нацбатальонов. Для одних украинских «элитариев» давно раскрыты объятья ФБР, другие под национализацией активов, третьих ждёт новый Нюрнберг. Они доигрались. Но они еще могут что-то сделать, а именно – решить в своей стране вопрос о власти. В этот раз ориентируясь на интересы самой Украины, а не конкретного Вашингтона, Лондона или коллективного Запада.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати