ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Украина – политическая и экономическая цена западной содержанки

12:49 24.10.2022 • Денис Батурин, политолог

Далеко заглядывать в будущее Украины не будем. Прогнозы – дело неблагодарное для репутации любого совестливого эксперта, поэтому будем говорить о текущей ситуации и очертаниях ближайшего будущего этой страны в контексте западных обещаний и дотаций.

После ряда киевских провокаций и акций саботажа специальная военная операция включила в себя значимый компонент - инфраструктурную войну. Ракетные удары по объектам военной и критической инфраструктуры наносятся системно с 10 октября. Такой вид противостояния начала не Россия – Киев 8 лет наносит удары по республикам Донбасса, а ныне российским регионам, нанес удары по инфраструктуре Крыма – перекрыв Северо-Крымский канал, а в 2015 году – устроил в Крыму блэкаут. Крымчане говорят теперь, не со злостью, но все же с чувством некоторого удовлетворения – теперь пусть Украина почувствует, в какую ситуацию погрузила Крым в 2015 году, когда подорвали ЛЭП. 

Теперь Украина теряет свою инфраструктуру, и это создает эффект лавины - разрушение энергетики ведет к разрушению коммуникаций – логистики, связи, системы поставок и др. Но не только это.

Люди. Человеческий ресурс исчерпаем, никакие наемники, иностранные легионы исход противостояния на Украине не определят. Западные ЧВК и наемники как оставались скорее технологическим для ВСУ фактором, фактором профессиональной помощи в обслуживании иностранного оружия, обучения тактическим премудростям, так и останутся. Но ситуация с этим ресурсом, судя по последним данным, сложная и будет только усугубляться.

Армия и вооружение - в технологическом измерении Запад активно включился - сначала в пекло противостояния было брошено украинское вооружение и поставленное до СВО западное вооружение, потом пришел черед оружия советского образца из всех ангаров и погребов Европы, потом начались штучные и мелкосерийные поставки западных образцов вооружений, представляемых как «чудо-оружие». Сейчас Украина, де факто, в ускоренном режиме перевооружается по натовскому стандарту. Украина сожгла на поле боя свое оружие или сожжет его окончательно в ближайшее время. Производить другие образцы она не может технологически, можно предположить, что и желания производить и возможностей после ударов по инфраструктуре не будет, а значит – украинская армия будет насыщаться только импортным оружием. Таким образом, украинская армия – пассивный реципиент, зависимый от оружейных дотаций НАТО.

Генеральный директор американского журнала National Interest Дмитрий Саймс отмечает: «Правительство Владимира Зеленского полностью зависит от беспрецедентной военной, финансовой и политической помощи США и НАТО, без которой Украина не смогла бы продержаться под натиском России и месяца».[i] Трудно не согласиться. Как наркоман зависит от прихотей дилера, так и Украина становится все более зависима от внешних факторов.Отсюда и реакция – истерика украинских политиков на информацию о том, что в случае получения большинства республиканцев в конгрессе США, военная помощь Киеву может сократиться. Лидер республиканского меньшинства [пока меньшинства – Д.Б.] Палаты представителей Конгресса США Кевин Маккарти дал понять о возможности сокращения помощи Киеву в случае победы республиканцев на предстоящих промежуточных выборах: «Как пишет Politico, в рядах республиканцев наметился раскол по вопросу помощи Украине. Некоторые республиканцы "с опаской относятся" к длительной финансовой поддержке Киева. Другие законодатели, среди которых и некоторые республиканцы, после комментариев Маккарти хотят активнее помогать Украине. В частности, они могут принять большой пакет помощи Украине в декабре, т. е. еще до того, как республиканцы, возможно, возьмут под контроль Палату представителей».[ii]

Ситуация неоднозначная, судя по всему, в рамках предвыборной борьбы идет прощупывание популизмом избирателей, а заодно посылаются сигналы в международное пространство. При этом имеющие пока большинство в конгрессе демократы уже начали спешно принимать превентивные меры: «Члены Конгресса США намерены принять закон о предоставлении Украине нового пакета военной помощи на $50 млрд, сообщает NBC со ссылкой на источники. Конгрессмены рассчитывают расширить помощь Киеву до конца 2022 года. По словам одного из собеседников канала, упомянутой суммы будет достаточно, чтобы убедиться, что Украина «сможет пережить год». Конгрессмены торопятся с утверждением этой помощи из-за опасений, что новый состав Конгресса, который изберут 8 ноября, будет «более скептически» настроен к оказанию помощи Киеву».[iii] Президент США Джо Байден также заявил о своих опасениях, что в случае победы республиканцев на промежуточных выборах в Конгресс помощь Украине сократится. Реакция Украины на эти американские внутриполитические игры оказалась очень нервной: «Украинские официальные лица «были шокированы» заявлением республиканцев о возможном ограничении финансовой помощи Киеву со стороны США, заявил Давид Арахамия, глава фракции «Слуга народа» в Верховной раде. (…) «Всего несколько недель назад наша делегация посетила Соединенные Штаты и встретилась с господином Маккарти (лидер республиканцев в Конгрессе Кевин Маккарти. — "Ъ"). Нас заверили, что двухпартийная поддержка Украины в войне с Россией останется главным приоритетом, даже если они (республиканцы. — "Ъ") выиграют выборы», — рассказал он Financial Times. «Честно говоря, мы были шокированы, услышав эти комментарии Маккарти», — добавил он.[iv] Наблюдаем ущербное положение украинского государства, состояние которого зависит даже не от дел, а от слов их внешнеполитических патронов.

Ни республиканцам, ни демократам нельзя отступать во внешней политике, кроме того, что для республиканцев, за которыми традиционно стоит реальный сектор экономики, в том числе военные промышленники, это еще и вопрос бизнеса. Поэтому американская внешняя политика едва ли будет серьезно откорректирована в ущерб экономическим интересам США. Стоит, разве что, ожидать некоторого снижения воинственной риторики, и то, в рамках конгресса и в условиях отставки Нэнси Пелоси.

Как вероятная потеря демократами контроля над конгрессом, так и отставка британского премьера Лиз Трас не приведут к смене внешнеполитического курса ни Вашингтона, ни Лондона. Происходящие процессы – это балансировка внутриполитических и внешнеполитических интересов западных государств. Это лишь вынужденный отход от радикализма подчиненных Штатам западных элит, наиболее ярко выраженном в высказывании министра иностранных дел ФРГ Аналены Бербок, заявившей, что в отношении поддержки Украины ее не интересует мнение избирателей. Одним словом, никто поставки оружия Киеву, уверен, не прекратит.

Поставки оружия, считают Штаты и Альянс – лучший расклад. Противостояние с Россией есть, но США и НАТО при этом открыто не воюют. Ни Вашингтону, ни Альянсу прямое столкновение с Россией не нужно, поэтому они ведут опосредованную войну, а прямые войны против России ведутся на экономическом, информационном и социальном фронтах. Во определенном смысле – сбылась их мечта, но «военный» коготок увяз, и затягивает все больше. Тем более, они сами назвали это противостояние экзистенциальным. И, судя по постоянным утверждениям о «неучастии» НАТО в конфликте, там начинают понимать, куда это может завести.

Все большее наполнение натовским оружием армии Украины означает неизбежное присутствие иностранных специалистов. После ударов по инфраструктуре Украина срочно запросила и получила комплексы ПВО, в частности, немецкий комплекс IRIS-T. При таком взаимодействии очевидно, что решать задачи на боевом дежурстве на этом комплексе ПВО в настоящий момент способны только специалисты из Германии. Подобная ситуация касается всех сложных технологичных систем вооружений, поставляемых на Украину. Подготовка украинцев для эффективной работы и обслуживания западных образцов вооружений занимает месяцы. В этой ситуации возникает естественный вопрос о количественном присутствии западных военспецов на Украине, последствий в случае их гибели, а также о «неучастии» Запада в военных действиях против России.

Инфраструктура. Обращает на себя внимание симметричность этого надолго отложенного по времени удара по украинской инфраструктуре. Аналогия с блокадами Крыма уже приводилась.[v] Россия вернула этот удар и Западу, и Украине. Целью водной и энергетической блокады Крыма, при санкционном воздействии было создание невыносимых экономических условий для содержания полуострова Россией. Теперь поставлен вопрос о выносимости содержания Украины Западом.

К настоящему времени на Украине выведено из строя 40% энергосистемы. Власти принимают меры к снижению потребления энергии, агитируют и обучают граждан экономии, происходят веерные отключения в городах и районах в сельской местности. Энергосистема работает с перегрузкой. Советник главы офиса президента Украины Алексей Арестович поделился своими размышлениями о том, что из-за российских ракетных ударов по объектам инфраструктуры украинцы могут остаться без света, тепла и воды на долгие месяцы, в том числе и на зимний период. Он допустил вероятный полный отказ систем ЖКХ в стране. При этом он, в своем стиле, постарался украинцев успокоить: «Мы вполне можем оказаться перед ситуацией, когда мы неделями, а то и месяцами будем сидеть либо без воды, без света и тепла, либо с большими ограничениями. Ну, померзнем, посидим, водичку поносим в ведрах из бюветов, в бутылочках и дома будем создавать палатки со свечками внутри, чтобы было потеплее».[vi] Вот только почему-то много лет никто в Киеве не высказывал сожалений по этому поводу жителям разрушенных городов и сел ЛНР и ДНР.

Киев пошел с протянутой рукой по миру. По информации министра иностранных дел Украины Дмитрия Кулебы, Украина получит от европейских стран поддержку в виде более 600 единиц энергетического оборудования, в том числе генераторов: «Украинские дипломаты также обратились в несколько десятков международных и неправительственных организаций и частных компаний с запросом на поставку генераторов, их комплектующих и запчастей, а также оборудование для ГТС (газотранспортной системы – ред.). Удалось договориться о первых поставках из Италии, Франции, Литвы, Финляндии, Германии и Польши».[vii] Великобритания и Канада помогут деньгами: «Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) совместно с правительствами Канады и Великобритании поддержат энергетическую промышленность Украины. Страны выделят €36,5 млн. и €54,4 млн. соответственно на поддержку «Нафтогаза Украины» и «Укрэнерго».[viii]

Германия заявила о помощи в восстановлении инфраструктуры пока на словах, а на деле уже поставляет оружие. Президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер заверил Зеленского в том, что ФРГ продолжит поставлять Киеву системы ПВО.[ix]

США. 19 октября министром торговли США Джиной Раймондо, министром транспорта США Питом Буттеджаджем и министром инфраструктуры Украины Александром Кубраковым было подписано совместное заявление о намерении создать совместную рабочую группу по восстановлению украинской инфраструктуры и обеспечению «критически важных потребностей» Киева в условиях ведения боевых действий.[x] Министерство энергетики Украины сообщило, что Япония готова поддержать усилия по восстановлению энергетических объектов.[xi] Насколько это реально?

Вернемся к помощи со стороны США, экономист Иван Лизан скептически смотрит на перспективы американской помощи в восстановлении энергетических объектов Украины.[xii] По его мнению, поддерживать в рабочем состоянии энергетическую инфраструктуру очень непросто. Экономист напоминает, что трансформаторы для ТЭС, в частности, имеют исполинские размеры (два угольных ж/д вагона, поставленных друг на друга), что создает трудности в их доставке. Поэтому, отмечает эксперт, подобные агрегаты обычно производят на месте, но, например, Запорожский трансформаторный завод, судя по всему, уже не работает. Транспортировка по железной дороге – тоже сложная задача, с учетом того, что путь может пролегать по городской застройке, могут быть повороты, поврежденные или обветшалые мосты, которые просто не выдержат 150–200 тонн груза. Эксперт также говорит и о сложностях производства на месте: «Отдельная сложность – изготовить трансформатор. Такие громадины не лежат годами на складах в десятках экземпляров. Есть проблема и с кадрами. Очень сомневаюсь, что условный инженер из Аризоны захочет ехать под Винницу. Это же касается и рабочих. Поэтому пока не очень понятно, что и как собираются США поставлять все это Украине в перспективе. Да и будут ли?»

Ситуация на Украине, когда Вашингтон и его сателлиты намереваются затянуть конфликт, нисколько не способствует восстановлению энергетической инфраструктуры. Пока не ясно до конца, что предполагают Токио и Вашингтон под помощью в восстановлении инфраструктуры. Существуют явные и жесткие ограничения. Часть из них упомянута выше и носит технологический характер. Другими ограничениями являются невозможность ведения строительных и монтажных работ, транспортировки оборудования в условиях продолжающихся военных действий. Вряд ли эти работы начнутся и будут иметь смысл до ситуации, исключающей высокоточные ракетные удары. То есть, до переговоров и реализации целей СВО. Пока очевидно одно, зима гораздо ближе, чем переговоры.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати