ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Будущее ЕС вновь туманно

11:31 29.09.2022 • Андрей Кадомцев, политолог

На фоне событий вокруг Украины проступают контуры нового мирового порядка. В этой связи в Евросоюзе обостряются не только споры о путях дальнейшего политического и социально-экономического развития, о перспективах превращения в автономный полюс международного влияния. Тенденции к усилению неопределенности внутри ЕС, утихшие, казалось, после развода с Великобританией, снова выходят на передний план.

В последние годы кризисы стратегического характера настигают ЕС с «завидной» регулярностью. До сих пор в каждом случае сторонникам европейского единства удавалось сохранить хотя бы внешнюю сплоченность Союза. Так, в ходе переговоров по Брекзит, Германия и Франция добились заключения итогового соглашения скорее на условиях Брюсселя, подразумевающих фактическую выплату, в прямом и переносном смысле слова, своего рода контрибуций. Вместе с тем, процесс торга с Великобританией усилил разногласия между Брюсселем и Варшавой, Будапештом, Веной, и Римом. Это показало, что глубинные причины, толкнувшие британцев проголосовать за выход из ЕС, никуда не исчезли.

В 2020 году коронакризис, первоначально, обнажил хрупкость европейского «единства» до такой степени, с которой объединенная Европа еще никогда не сталкивалась прежде. Неспособность ЕС «превзойти суверенные национальные государства стала очевидной для всех». И хотя в дальнейшем членам Сообщества удалось консолидироваться и согласовать общий План преодоления последствий пандемии, который в текущих ценах оценивается в без малого 810 млрд евро, вопрос о финансировании Плана посредством эмиссии общего долга едва не привел Союз к расколу. А в настоящее время выделение уже формально согласованных средств из Фонда отдельным странам сопровождается жестким выкручиванием рук по ряду политических и идеологических вопросов.

Наконец, в нынешнем году, первоначальная реакция ЕС на эскалацию украинского кризиса выглядела очень решительно. Однако и в этот раз разногласия не заставили себя долго ждать. В мае ЕС разделился по вопросу эмбарго на нефть из РФ. Особую позицию Венгрии открыто поддержали, по меньшей мере, ещё три государства-члена. В результате полного отказа от закупок российской нефти не случилось. К концу июня, состоящие в НАТО члены ЕС раскололись на три группы. «Ястребов», которые включают в себя государства-члены, непосредственно граничащие с Россией, включая Польшу. «Страусов», с юга и крайнего запада. И «голубей», которые объединили под своей эгидой большинство ведущих стран Евросоюза, призывающих к скорейшему заключению соглашения о перемирии. А теперь опять оказалась под вопросом инициатива об установлении с 5 декабря «ценового потолка» на российскую нефть, которую в Брюсселе и ведущих столицах ЕС считали уже «делом решенным».

Нескончаемая череда кризисов подпитывает давнюю стратегическую проблему Европейского Союза. В последние 30 лет, всякий раз, когда консенсус в рамках ЕС начинает явным образом буксовать, начинают громче звучать голоса сторонников идеи, предложенной в свое время еще Гельмутом Колем - «Европы разных скоростей», концепции KernEuropa.

В 2019 году британский The Economist обрисовал два подобных сценария будущего Евросоюза. Первый – умеренно позитивный, предполагает, что ЕС «со скрипом» удастся трансформироваться в «многоуровневую структуру», в рамках которой государства-члены и их неформальные коалиции будут взаимодействовать, подобно планетам, вращающимся по разным орбитам. Тем сильнее, чем глубже пересекаются их взаимные интересы в конкретной области. Для разных задач, внутри Евросоюза сформируются различные «коалиции заинтересованных стран», «коалиции по желанию».

Второй вариант негативнее - упадок Евросоюза будет носить более выраженный характер. Хроническая слабость экономики отодвинет на второй план долгосрочные геополитические и интеграционные амбиции. Договоренности между членами приобретут краткосрочный и тематически ограниченный характер, поскольку каждый будет ставить во главу угла собственные интересы. Внешние вызовы и угрозы приведут к росту изоляционистских настроений и отчужденности между государствами. Распада ЕС к 2030-м не произойдет. Однако всё более разобщенное Сообщество будет неуклонно терять международную конкурентоспособность, а уровень жизни и численность населения будут снижаться.

Сегодня в поддержку подхода «Европы множества треков» активно высказываются президент Франции Эммануэль Макрон и глава Евросовета Шарль Мишель. Они предлагают зафиксировать фактическое положение дел, когда внутри ЕС уже давно существуют более или менее формальные коалиции, не включающие всех 27 членов. Концепцию даже предлагается расширить на страны, не входящие в Сообщество. В этом случае кандидаты в члены ЕС и страны-партнеры могли бы присоединяться к работе общих институтов Союза в рамках тех направлений политики, на которых они добились полного соответствия «стандартам ЕС».

Канцлер ФРГ Олаф Шольц на словах готов пойти еще дальше. Он продвигает тезисы, которые звучат как заявка Берлина на роль стратегического лидера, если не нового гегемона, Евросоюза. В конце августа, обобщая свою позицию, Шольц призвал Евросоюз готовиться к дальнейшему расширению на Западные Балканы и постсоветское пространство, вплоть до Грузии. Для этого, по мнению Берлина, нужен отказ от принципа единогласия при принятии решений в области внешней и налоговой политики, трансформация ЕС в «геополитический» союз, способный к «решительным» действиям «в глобальном масштабе». В этой связи канцлер ФРГ предложил сформировать уже к 2025 году «европейские силы быстрого реагирования» и создать в Европе единую систему ПВО.

Подобная линия вызывает закономерное и растущее беспокойство восточных членов ЕС. Поскольку складывается впечатление, что западные европейцы целенаправленно ищут механизмы для повышения своего влияния на «новичков» из Центральной и Восточной Европы. Восточные европейцы справедливо опасаются «понижения в классе» в вопросах принятия важнейших решений Сообщества, в частности, определения его стратегических приоритетов, формирования общей внешней и оборонной политики.

Недавно Европейская комиссия выступила с предложением о приостановке выделения Венгрии 7,5 млрд евро из своего текущего бюджета. В качестве официально причины называются «усиление коррупции» и «мошенничество». 10 сентября чешский министр по европейским вопросам Микулаш Бек сказал в интервью радиостанции Český rozhlas Plus, что «позиция Венгрии по отношениям с Россией может привести к выходу Будапешта из Евросоюза». В ответ польский премьер-министр Матеуш Моравецкий заявил, что его страна выступит решительно против «любых действий европейских институтов, которые намерены незаконно лишить средств какие-либо» страны Сообщества.

В свою очередь, глава польского МИД Збигнев Рау опубликовал в конце августа статью в Rzeczpospolita, озаглавленную «Союз равных». Осудив, для порядка, «русский империализм», Рау уделяет основное внимание «империалистическим» тенденциям, имеющим место, по мнению Варшавы, внутри Евросоюза. Польский министр, в частности, отмечает «стремление» ряда стран-членов «доминировать» и «господствовать». Недвусмысленно намекая на последние инициативы Германии и Франции, направленные на сокращение сфер общей политики ЕС, в которых национальные правительства могут накладывать «вето», Рау пишет о «дефиците свободы», который лишает возможности эффективно защищать свои интересы в первую очередь малые и средние государства-члены.

Хотя Польша не входит в зону евро, именно общую валюту Рау характеризует как «вопиющий пример» «дефицита равенства». Представитель Польши фактически прямо обвиняет Германию в том, что единая европейская валюта позволяет той богатеть за счет других стран ЕС. Рау выступает за радикальную реформу еврозоны, не исключая даже возможности для ряда стран вернуться к национальным валютам. По мнению главы польского МИД, свобода участников ЕС требует «радикального усиления» принципов консенсуса при принятии решений в качестве «краеугольного камня» Сообщества. В заключение, Рау, ссылаясь на историю Древнего Рима, предупреждает, что усиление «империалистических» настроений внутри ЕС угрожает самому существованию Союза.

Замечания, высказанные главой польского МИД, звучат для ЕС крайне тревожно как экономически, так и геополитически. Критики традиционно называют единую европейскую валюту «ошибочной конструкцией», существование которой поддерживается лишь по политическим причинам. Но сейчас государственный долг в странах Евросоюза достиг новых «беспрецедентных» уровней. Средний показатель инфляции в странах еврозоны, по данным Eurostat, превысил в августе отметку в 9 процентов. А в девяти государствах – достиг двузначных величин. Затраты на энергетические нужды в несколько раз выше, чем в США. Что уже приводит к переводу за океан ряда производств и перетоку капиталов на триллионы евро. Заявления руководства ЕЦБ звучат всё тревожнее. Отчетливо проступает призрак нового европейского финансового кризиса. А большинство экономистов предсказывают Европе рецессию уже в следующем году.

The Financial Times приводит слова главы Международного энергетического агентства Фатиха Бироля. По его мнению, энергетический кризис в Европе потенциально может привести к ситуации, когда между членами ЕС начнется борьба за энергоресурсы, а торговля ими будет ограничена. Остановка сотрудничества в энергетической сфере способна «подорвать единство Европы и спровоцировать социальные волнения». Политические последствия будут «исключительно плохими».

Геополитически, усиление внутренних раздоров угрожает ЕС появлением в Европе альтернативных форматов межгосударственного сотрудничества. Покинувший пост летом британский премьер Борис Джонсон выдвинул инициативу «Европейского содружества», интерес к которой уже проявляют страны Балтии и Польша, а также Украина. Как отмечают исследователи из Института Европы РАН, «о Европейском содружестве уже рассуждают как о потенциальном политическом, военном и экономическом объединении в противовес ЕС, мотивом чего были бы недоверие к Брюсселю и слабая поддержка Украины со стороны Германии».[i]

Снова растет в Евросоюзе и популярность политиков-суверенитистов. Виктор Орбан одержал минувшей весной очередную убедительную победу в Венгрии. Сходных взглядов на усиление роли национальных государств придерживаются, как было отмечено выше, и в Варшаве. Второе место на недавно прошедших выборах в Швеции завоевала националистическая партия «Шведские демократы». Во Франции Национальный фронт Марин Ле Пен стал главной оппозиционной силой в парламенте. И вот теперь, по итогам выборов в Италии, большинство мест в обеих палатах парламента завоевала коалиция трех партий, выступающих за ограничение централизации Евросоюза. Если сторонники приоритета национальных интересов в Италии, Польше и Венгрии объединят усилия, то процесс дальнейшей федерализации ЕС существенно усложнится.

Сплочение вокруг общей повестки борьбы с пандемией коронавируса, вероятно, быстро стерло в коллективной памяти политиков ЕС воспоминания о том, как Союз балансировал на грани утраты дееспособности весной 2020 года. Однако эскалация вокруг Украины показала, что Европейский Союз, несмотря на внушительные размеры и экономическую мощь, по-прежнему не способен позиционировать себя в качестве самостоятельного игрока в международных отношениях, не способен защищать и продвигать свои интересы безопасности. Угроза аморфизации, если не полураспада, остается для Евросоюза системной проблемой. Поскольку государствам-членам всё труднее договориться как относительно общих интересов, так и по поводу общей цели и стратегии.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати