Фото: Е. Педанов
Литва в конечном итоге разрешила железнодорожный транзит в Калининград, потому что он приносит существенные поступления в бюджет. Такое объяснение губернатор Калининградской области Антон Алиханов видит во временном разрешении проблемы перевозок между экславом и остальной частью России по литовской территории. Посол по особым поручениям МИД РФ Алексей Исаков добавил, что решение, найденное дипломатами в отношении перевозок по железным дорогам Литвы, остается промежуточным.
Антон Алиханов предложил Вильнюсу открыть счет в казначействе для расчетов с РЖД за транзит. Так он ответил на заявление главы МИД Литвы Габриэлюса Ландсбергиса, который сказал, что поиск способов расчетов за железнодорожные перевозки по прибалтийской стране в условиях санкций лежит на российском правительстве. В качестве ответных мер на ограничение российских грузоперевозок в Калининградскую область губернатор предложил остановить весь транзит из Прибалтики по российской территории: «Клайпедский порт через год можно было бы резать на металлолом». Он также заметил, что 30% доходов литовского бюджета составляют железные дороги страны и порт.
Глава региона напомнил об обязательствах перед Россией данных ЕС и Литвой, как его частью, в рамках ВТО о свободе транзита: «Я внимательно нормативку изучил, в оргинале все прочитал. Там нет никаких исключений, подходящих под текущую ситуацию, для того чтобы ограничивать транзит в Калининградскую область». Губернатор предложил затраты, которые сейчас несут российские экономические операторы и затраты из бюджета, чтобы субсидировать морские перевозки, заявить в рамках органа для решения споров в ВТО в качестве иска к Литве и Евросоюзу, который ввел санкции вопреки обязательствам.
Антон Алиханов также рассказал о дискриминации российского порта в Калининграде, где транзит был в несколько раз дороже, чем в литовский порт Клайпеда. «В будущем, когда мы, очевидно, будем договариваться с Европейским союзом по-новому, тарифы должны быть равными», — предложил глава региона. Россия, по его словам, могла бы вывести 10 судов для морских перевозок через порты Санкт-Петербурга, тем самым значительно сократив доходы литовского правительства. Правительство Калининградской области работает, по заверению губернатора, с Минтрансом, чтобы привлечь достаточное количество судов на случай полного прекращения транзита через Литву. Пока, по его оценкам, есть только половина необходимого флота.
В рамках дискуссии в клубе «Валдай» губернатор Калининградской области ответил на вопрос журнала «Международная жизнь» об отношении жителей региона к новым угрозам и о том, как оно влияет на избирательную кампанию перед региональными выборами.
Антон Алиханов: В лоб, конечно, не задаем вопрос жителям Калининградской области: «Как ограничения Литвы влияют на ваши политические предпочтения?» но, думаю, что не совру, если скажу, что на самом деле ситуация эта позитивно влияет на сплоченность калининградского общества перед этим вызовом.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs