ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Украина: отставки силовиков и поставки оружия

10:43 29.07.2022 • Денис Батурин, политолог

Киев не только воюет, пытаясь противостоять целям спецоперации России, но занимается бурной внутриполитической деятельностью, то есть управляемой и инициируемой украинской властью, которая часто носит только формальный характер. Однако, Украина не была бы Украиной, если бы во всей этой каше не реализовывался чей-то политический интерес. Отставка главы Службы безопасности Украины и Генерального прокурора произошли после того, как был поднят вопрос и перепродаже поставленного украинской стороне западного оружия. Шевеления по этому поводу были серьезные, о чем свидетельствует спешка в принятии решения о контроле перемещения западного оружия на Украине.

Ситуация зрела с начала июля. Здесь стоит отметить, что речь идет о публичном информационном пространстве, в политических и военно-политических кругах ситуация с контролем за поставками оружия, можно не сомневаться, обсуждалась с начала этих поставок и первых случаев потери грузов военного назначения. Либо поступления информации о том, что оружие изменило конечного адресата. Схема поставок оружия во многом провоцирует его хищение. Так как украинская сторона и все причастные к поставкам оружия Киеву серьезно отнеслись к заявлению России о том, что «любое западное вооружение, поступившее на территорию Украины, является законной целью российских военных», была продумана логистика, которая затрудняет обнаружение транспортных средств, перемещающих оружие на Украину и по ее территории. Используется различная гражданская техника – грузовые фуры, микроавтобусы, в зависимости от габаритов грузов, поставки разделяются на мелкие партии, когда это позволяет их номенклатура. Конечно, используется и железнодорожный транспорт, для поставок тяжелой техники, такие поставки стараются также максимально маскировать. Именно оружие, которое можно разбить на мелкие партии, типа пресловутых ПТРК Javelin, становится основным товаром для перепродажи. Участвуют в этом самые широкие слои интересантов – от частных полукриминальных лиц, до коррупционеров от министерства обороны и спецслужб.

Необходимо заметить, что достаточно широкий круг лиц, приближенных к военным кругам, к украинскому ВПК, имеет богатый опыт торговли оружием. Еще недавно Украина входила в десятку стран экспортеров оружия, львиная доля которого была произведена еще в СССР. Этим и объяснялись регулярные пожары на оружейных складах – так заметали следы. Что, думается, осталось на Украине неизменным, даже несмотря на две «демократические революции» - ограниченный круг лиц, допущенный к контролю и торговле вооружениями.

Практически с начала поставок оружия на Украину, в мае, министр обороны США Ллойд Остин заявил, Соединенные Штаты не имеют возможности контролировать, в чьи именно руки попадают поставляемые на Украину западные вооружения и вынуждены полагаться в этом вопросе на Киев: «Однако в плане подотчетности мы на данном этапе вынуждены полагаться на украинцев, исходить из того, что они будут поступать правильно, будут действовать осмотрительно и осторожно, распределяя эти вооружения и отчитываясь за них».[i] (О, эти издержки супердемократии! Врать Конгрессу опасно, вот и говорят американские чиновники правду, чтобы потом не предстать перед судом). А потом последовало обычное пустословие, как говорят сами американцы – «бла-бла-бла»: «Я взаимодействую по этому вопросу с руководством в стране (на Украине). И они меня заверили, что речь идет о важном вопросе, на котором они будут концентрировать внимание». Концентрация оказалась недостаточной, вернее, они концентрировались, но на организации потока оружия другим адресатам с целью получения неучтенной прибыли. В общем, ситуация для Штатов была крайне удобная – оружие поставляем, но ответственности не несем, вынуждены полагаться на «порядочность украинцев». Широкое пространство для маневра - если оружие вдруг ударит не туда, или всплывёт где-то не там.

6 июля член Палаты представителей Конгресса США Виктория Спартц призвала президентов Байдена и Зеленского прекратить политические игры и принять меры для "восстановления контроля за ситуацией на Украине". Она также обратилась к Конгрессу, заявив, что законодательному органу необходимо создать надлежащий механизм надзора за критически важной инфраструктурой, поставками оружия и помощи Украине.[ii]

Конечно, последовала возмущенная реакция украинского чиновника - представитель МИД Украины Олег Николенко назвал обращение Спартц «попыткой подрыва механизма оказания помощи»: «Советуем Спартц оставить попытки заработать себе дополнительный политический капитал на безосновательных спекуляциях. Особенно циничны манипуляции об Украине и ее руководстве от конгрессвумен украинского происхождения».

Дело не в происхождении когнрессвумен, а в том, что в Штатах обостряется политическая борьба и Украина вновь становится проблемой для штатовского истэблишмента: Украина может быть, как полем успеха, так и полем поражений, как это случилось для Дональда Трампа, которого на этом поле все же победил Джо Байден, несмотря на коррупционные художества его сына Хантера Байдена.

Широкое пространство и не информированность американских военных о судьбе поставляемого оружия могло значить и то, что ситуацией воспользовались и американские торговцы оружием, они получили шанс поставить оружия туда куда не могли поставить без этой непрозрачной ситуации.

Пространство маневра оказалось слишком широким и уже тогда возникли вопросы: «Предприимчивость украинцев хорошо известна, сколько стингеров и джавелинов по-хозяйски припрячут, а сколько кому-нибудь толкнут налево - неизвестно. А вот что скажут американцы, когда Stinger взлетит, например, по турецкому вертолету в Курдистане? А что скажут американцы, когда Javelin влепят под башню танка Merkava где-нибудь в Палестине? Вернее, что скажут турки и израильтяне?».[iii]

16 июля в Греции разбился украинский грузовой самолёт. По информации СМИ, судно следовало в Бангладеш через ряд ближневосточных стран, в частности, Иорданию. По словам греческих журналистов, самолет перевозил 12 тонн опасного груза. После падения самолета раздался очень мощный взрыв и долго проходила детонация боеприпасов.[iv]

По официальной версии украинский самолет перевозил 11,5 т сербских вооружений в Бангладеш, заявил министр обороны Сербии Небойша Стефанович. Глава сербского военного ведомства уточнил, что самолет был гружен осветительными и учебными минами.[v]

Версия крушения украинского самолета от известного российского телеграм-канала:

«Украинский грузовой самолёт семейства АН, перевозивший 12 тонн боеприпасов из Сербии в Иорданию, пал первой жертвой визита Байдена в Израиль. После заключения договора о стратегическом сотрудничестве между ЦРУ и Моссадом, Иерусалим решил помешать поставке военного груза западного оружия, которое продал Киев военному крылу Хезболлы. Более сотни ПТРК Nlow, 55 Стингеров и ещё около сотни ПТРК Javelin, а также 500 автоматов Калашникова и БК к ним и более 100 единиц РПГ 30 и боекомплект были проданы представителю Хезболлы 28 июня, представителем ГУР ВСУ по прямому приказу Кирилла Буданова.

Стоимость сделки составила $9 млн, включая расходы на перевозку и комиссию сербской ОПГ, специализирующейся на контрабанде. С территории Иордании груз должен был попасть в Палестину по сухопутному коридору. Однако, по стечению обстоятельств, именно по окончании визита делегации США в Израиль, этой сделке не суждено было сбыться. Хотя, предоплата в BTC, на холодные кошельки в ОАЭ, поступила в размере $3 млн».[vi] Эта версия совпадает с высказанными ранее предположениями о возможных заказчиках и направлении нелегальных оружейных поставок из Украины.

Ситуация накалялась, призывать к порядку и уважению к Киеву американских политиков украинским представителям стало не с руки. Возникла необходимость как-то отыграть ситуацию с поставками оружия. Тем более, что случилось то, о чем предупреждал, в частности, посол России в США Анатолий Антонов - милитаризация Украины Западом «напрямую угрожает европейской и глобальной безопасности».

Уже 19 июля Верховная Рада Украины создала комиссию по контролю за использованием международной помощи, в том числе оружия, в период военного положения. Ее основными целями является создание механизма парламентского контроля за использованием помощи западных партнеров, в частности оружия, а также сбор информации для проведения парламентских слушаний о нарушениях при транспортировке, распределении или использовании предоставленной помощи.

21 июля полицейская служба Европейского союза (Европол) отмечает случаи контрабанды оружия и военной продукции, ранее поставленных на Украину, заявил представитель ведомства Ян Оп Ген Оорт, и выразил опасение по поводу того, что оно может попасть в руки террористов. [vii]

21 июля Секретарь СНБО Украины Алексей Данилов сообщил, что запущен новый аналитический модуль системы для контроля поставок вооружения с Запада на Украине: «Аппарат Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины вместе с Минобороны запустили новый модуль информационно-аналитической системы главного ситуационного центра страны "СОТА" по поставкам вооружения от стран-партнеров». Данилов уточнил, что система "СОТА" работает с 2019 года, а 24 февраля ее настроили на мониторинг военной ситуации. «Все, что пересекает нашу границу (вооружения от западных стран), находится под пристальным контролем, в чем можно будет убедиться».[viii]

От обиженного хамства Киев быстро перешел к активной информационной обороне. При этом, отметим, что упомянутая конгрессвумен Спартц, кроме необходимости контроля за поставляемым оружием, заявила, что «обратилась к Байдену с просьбой дать объяснения о процедурах надзора, связанных с главой офиса президента Украины Андреем Ермаком в контексте разнообразной разведывательной информации о его действиях и возможных связях с Россией».

Кроме того, 17 июля происходят громкие отставки украинских силовиков: Зеленский отстранил от должности генпрокурора Ирину Венедиктову и главу СБУ Ивана Баканова.

Как было заявлено, Баканов не исполнял служебные обязанности или исполнял их ненадлежащим образом, был близок к задержанному экс-главе СБУ Крыма

В своем видеообращении в Telegram Зеленский пояснил, что к этому дню ведется 651 уголовное производство по статьям о госизмене и коллаборационной деятельности сотрудников прокуратуры, органов досудебного расследования и других силовых ведомств. Зеленский отметил, что более 60 сотрудников СБУ и прокуратуры остались на занятых Россией территориях и продолжают работу. В 198 случаях лицам уже предъявлено подозрение.[ix]

Для Зеленского отставка Баканова – давнего делового партнера и доверенного человека – тяжелая ситуация. Быть может он и «не надлежаще» исполнял обязанности, но зато Зеленский был уверен, как в его лояльности, так в том, что СБУ под его контролем и на его стороне.

Однако, разгорающийся скандал требовал, чтобы его заглушили, поэтому Баканов встал в один ряд, как это фактически представил Зеленский, с сотнями сотрудников силовых ведомств, в отношении которых ведется уголовное производство о госизмене. В итоге Зеленский может потерять контроль над СБУ, а другие силовые ведомства итак уже в большей степени руководствуются распоряжениями западных патронов.

Медиа, политическое и около политическое сообщество кинулось искать в отставках «руку Кремля». И нашли ее - в отставке заместителя секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ) Руслана Демченко, которогоЗеленский уволил 25 июля.

Оказывается, этот украинский высокопоставленный чиновник давно был изобличен, как российский шпион украинскими журналистами. Что так долго разбирались с «российским шпионом»? Из реальных обвинений Демченко предъявили – подготовку Харьковских соглашений, согласно которым было продлено пребывание в Крыму Черноморского флота РФ. К Харьковским соглашениям он был причастен по своей должности заместителя министра иностранных дел Украины при президенте Украины Викторе Януковиче. Кроме увольнения из СНБО, Демченко отстранен от должности начальника комитета по разведке при президенте Украины, которая официально позволяла ему контролировать всю деятельность украинских спецслужб.

Отметим, что под эту волну отставок не попал ни глава военной разведки (ГУР МО) Кирилл Буданов, ни глава офиса президента Андрей Ермак, которого упорно называют российским агентом в окружении Зеленского. Вместо Ермака в качестве «российского агента» представлен и уволен Демченко.

А Буданов, как сообщил Зеленский возглавит комитет разведки при президенте Украины. То есть, занял место Демченко. Это явный перекос в балансе сил между украинскими спецслужбами, и сомнительно, что это был замысел самого Зеленского. Это тот самый непотопляемый Буданов, который задумал и провалил сказочную по своей глупости очередную, после «вагнергейта», не имеющую аналогов в истории украинских спецслужб спецоперацию. Что за секрет продолжающейся карьеры господина Буданова? Провал за провалом украинской разведки, самые громкие из которых «вагнергейт» и свежепроваленная спецоперация «угон российского самолета». Видимо, секрет в том, что он на прямой связи с господами разведчиками из Лэнгли (ЦРУ), или из Пентагона (РУМО), а может – и с теми, и с другими. Обращает на себя внимание также то, что комитет разведки возглавил руководитель одной из разведок, что является явным конфликтом интересов. Если такие звезды разведки зажигают, значит, это кому-нибудь нужно. Теперь он будет иметь возможность контроля всего украинского разведсообщества.

В этой ситуации очевидно, что происходящее на Украине имеет два основных вектора: борьба за власть в Киеве, внешнее управление в целях противостояния России. Поставки оружия, и перепродажа его террористическим организациям стало всего лишь поводом для кадровых ротаций в украинской власти. А проявлением внешнего управления является то, что у президента Украины забрали контроль над основной спецслужбой страны.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати