ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Япония - виртуальная ядерная держава?

15:10 13.07.2022 • Олег Парамонов, к.и.н., старший научный сотрудник, Центр исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО

За периоды нахождения погибшего от рук преступника Синдзо Абэ в кресле премьер-министра Японии им был претворён в жизнь целый пакет преобразований в сфере политики безопасности. Так, ещё в период его первого кабинета (2006-2007 гг.) было учреждено Министерство обороны Японии, заменившее Управление национальной обороны. После возвращения политика в премьерское кресло в конце 2012 г. был осуществлён пересмотр жёстких самоограничений на экспорт продукции военного назначения и на участие в коллективной самообороне, которые ещё в период холодной войны воспринимались соседями Японии в качестве важного элемента регионального статус-кво. Даже одной позиции из перечня его преобразований хватило бы любому другому японскому премьеру, чтобы войти в новейшую историю страны в качестве разрушителя «табу» японского пацифизма.

Вместе с тем, после своей неожиданной отставки в 2020 г. и вплоть до трагической смерти 8 июля 2022 г. С. Абэ продолжал оказывать значительное влияние на японскую политику, оставаясь «тяжеловесом» в правящей Либерально-демократической партии (ЛДПЯ). Так, его участие 27 февраля в одной из японских телепередач политической направленности спровоцировало резонанс, который в долгосрочной перспективе может закончиться разрушением ещё одного из столпов японского пацифизма.

Дело в том, что и после упомянутых выше реформ остались в неприкосновенности так называемые «Три неядерных принципа», провозглашённые в 1972 г. Эйсаку Сато - единственным японским премьером, получившим Нобелевскую премию мира. В соответствии с ними, в Токио, основываясь на пацифистских положениях конституции, взяли обязательства «не размещать, не производить и не разрешать ввоз на свою территорию ядерного оружия»[1]. 

Определённые «виды» и на «три неядерных принципа» у Синдзо Абэ и его единомышленников, возможно, имелись и ранее. Так ещё в 2006 г., в период его первого кабинета, высказывание одного из высокопоставленных функционеров возглавляемой им ЛДПЯ о возможности дискуссии о ядерном выборе Японии, прозвучавшее после ядерных испытаний КНДР, вызвало значительные негативные отклики в стране. Поэтому до начала украинского кризиса японские консерваторы не рисковали возвращаться к данной теме.

Впрочем, необходимо уточнить, что позиция Японии в отношении ядерного оружия во многом имеет амбивалентный характер, суть которого сводится к так называемой «ядерной дилемме». С одной стороны, Япония активно настаивала на наличии у неё, как у единственной страны, подвергшейся ядерной бомбардировке, особой миссии «проповедника» идеи ядерного разоружения. В Токио также полагали, что трагедия Хиросимы во многом является «индульгенцией» от обвинений по поводу деятельности японских милитаристов. При этом ситуация вокруг Курильских островов также постоянно использовалась Токио как ещё один надуманный инструмент «виктимизации» Японии в глазах мирового сообщества.

С другой стороны, Япония, приняв от США ядерные гарантии, признала легитимность использования ядерного оружия для защиты от внешнего нападения. Не секрет, американские корабли с ядерным оружием во время холодной войны не раз заходили в её порты с конфиденциального согласия японских властей. По мнению Дмитрия Стрельцова, подобная двойственность позиции накладывала заметный отпечаток на всю послевоенную политику страны в ядерной области, которая отличалась «двусмысленностью, непоследовательностью и противоречивостью». Так, «Три неядерных принципа», с точки зрения американцев, якобы в значительной степени девальвировали для Японии надёжность американского потенциала ядерного сдерживания. Роберт Макнамара еще в конце 1960-х гг. во время беседы с Эйсаку Сато назвал эту ситуацию «ядерным зонтиком без ручки»[2]. 

И тогда на новом этапе к идее «приделать к зонтику ручку» предложил вернуться уже Синдзо Абэ. В ходе упомянутого выше выступления в телеэфире, Синдзо Абэ дал понять, что Япония могла бы использовать в том или ином виде концепцию ядерного сдерживания НАТО, предполагающую размещение американского ядерного оружия на территории союзников и использование их самолётов для его доставки к потенциальным целям на территории противника. Отвечая на вопрос бывшего мэра Осаки Тоору Хасимото, одного из основателей партии консервативно-популистской ориентации «Общество возрождения Японии» (Ниппон исин но кай), Синдзо Абэ заявил, что, «хотя Япония является подписантом Договора о нераспространении ядерного оружия и приняла «Три неядерных принципа», нам не стоит смотреть на дискуссии о поддержании мировой безопасности как на табу». И далее: «Нам следует обсуждать различные варианты того, как защитить нашу страну и её население»[3].

Что касается реакции Фумио Кисиды на подобные предложения, то действующий премьер-министр заявил 28 февраля, что «Три неядерных принципа» корректировать не следует, и это даёт надежду, что в его премьерство американского ядерного оружия на японской земле не будет. Здесь необходимо отметить, что хотя Фумио Кисида родился в Токио, его семейные корни тесно связаны с Хиросимой, среди жителей которой очень сильны антиядерные настроения. Этот избирательный округ является для Фумио Кисиды практически «родным». Министр обороны Японии Нобуо Киси, весьма популярный в Японии политик, являющийся, к тому же, младшим братом покойного Синдзо Абэ, дал понять, что он разделяет позицию главы кабинета. Хотя это может и не являться отражением его личных взглядов, а скорее связано с его амбициями побывать в будущем в кресле премьер-министра.

Однако не все высокопоставленные функционеры ЛДПЯ полностью разделяют позицию лидера партии. Так, Тацуо Фукуда, председатель исполнительного комитета ЛДПЯ, принадлежащий к ещё одной «премьерской» династии Японии с большими планами на будущее, 1 марта на пресс-конференции заявил, что не следует уклоняться от обсуждения подобной тематики: «если нам нужно защитить наших людей и страну, мы не должны стыдиться никаких дебатов». Санаэ Такаити, имеющая репутацию одного из главных «ястребов» среди истеблишмента ЛДПЯ, также высказалась в поддержку обмена мнениями по пересмотру «Трёх неядерных принципов»[4]. Так что «двусмысленность и противоречивость» в отношении безъядерного статуса Японии даже среди правящей партии налицо.

Что касается заметных оппозиционных партий, то, например, в Конституционно-демократической партии предлагают «бережно» обращаться с «Тремя неядерными принципами», поскольку велики риски нежелательной реакции со стороны соседних государств. Коммунисты последовательно требуют оставить «Три неядерных принципа» в неприкосновенности.

Хотя Синдзо Абэ не предлагал рассматривать отказ Японии от статуса «неядерной державы», проблема, по мнению Токио, состоит на текущем этапе в том, что гарантии безопасности со стороны США, в том числе и ядерные, уже не являются эффективным инструментом запугивания третьих стран. В этом Япония якобы убедилась, наблюдая за развитием ракетно-ядерной программы Пхеньяна. По этой причине фокус дискуссии, которую предлагал инициировать Синдзо Абэ, может постепенно сместиться уже в направлении ядерного выбора Токио. Дебаты по этому вопросу делают свое дело. Эффективность Договора о нераспространении ядерного оружия, к которому Япония присоединилась в 1970 г., ратифицировав его более чем через шесть лет, вызывает теперь сомнения даже у сторонников сохранения неядерного статуса Японии. Японский эксперт Ёсиаки Яно полагает, что сейчас в интересах США разрешить Японии обладать подводными лодками с баллистическими ракетами и дополнительными минимальными средствами ядерного сдерживания против Китая, чтобы заполнить некий «вакуум силы» в западной части Тихого океана. И это явное указание на изменение японской позиции в сторону отказа от «Трёх неядерных принципов».

Что касается военно-технических аспектов вопроса, то, по мнению того же эксперта, Японию уже можно называть «виртуальной» ядерной державой. Если в середине 2000-х гг. американские ученые полагали, что Токио может произвести ядерное оружие в течение года, то сейчас, по их мнению, японцы могут изготовить ядерную бомбу за считанные дни. Существуют и конспирологические версии о том, что Япония может быть даже ещё ближе к обладанию ядерным оружием, частично ориентируясь при этом на израильский кейс.

Хотя имидж Японии как технологической сверхдержавы сильно пострадал в результате Фукусимской трагедии, страна продолжает оставаться одним из лидеров в сфере атомной энергетики. Предприятие по обогащению урана в стране работает с 1992 года, строительство завода по переработке плутония началось в 1993 году и сейчас практически завершилось. Учитывая обширный опыт и потенциал Токио в области суперкомпьютеров, японские ученые способны разработать ядерные боеголовки без проведения ядерных испытаний. С носителями решить вопрос так скоро, пожалуй, не получится, но некоторые из японских гражданских космических ракет-носителей теоретически можно переделать в баллистические ракеты дальнего радиуса действия. NEC и IHI Aerospace могут разрабатывать и производить головную часть боеголовок баллистических ракет. Да и опыт участия Японии в совместных с США разработке и испытаниях противоракет может оказаться востребованным[5]. Так что на этом направлении особых проблем нет.

Пока ещё серьёзным препятствием на пути не только к ядерному выбору Японии, но и размещению на её территории ядерного оружия США остаётся позиция японских граждан. Так, согласно результатам проведённого в 2021 г. опроса, 75 процентов японцев выступили за то, чтобы страна присоединилась к Договору о запрещении ядерного оружия[6].

Вместе с тем, из содержания японских соцсетей можно сделать вывод о том, что со сменой поколений чувствительность к данному вопросу постепенно снижается, и «виртуальность» при определенных решениях может довольно быстро стать реальностью. Вот только зачем это надо японскому обществу пока непонятно…

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати