ГЛАВНАЯ > Новости

Захарова об утечке данных МИ-6: чисто английская традиция

20:04 04.06.2022 •

Фото: ТАСС

Официальный представитель российского МИД прокомментировала в Telegram-канале скандал, разразившийся в Великобритании после публикации переписки бывшего главы секретной разведслужбы МИ-6 Ричарда Дирлава, в которой обсуждалась смена премьер-министра на фоне Brexit.

Речь идет о письмах высокопоставленных чиновников, которые обнародовал журналистский проект The Grayzone. Они проливают свет на отставку премьер-министра Терезы Мэй: становится ясно, что Дирлав вступил в тайный сговор с членами правительства с целью заменить неподходящую им Мэй на Бориса Джонсона и ускорить процесс более жесткого выхода Соединенного Королевства из Евросоюза.

Захарова напомнила, что в 2018-2019 годах Лондон вел с Брюсселем долгие и сложные переговоры о параметрах «развода с ЕС», причем группа силовиков во главе с Дирлавом считала, что Мэй слишком нетороплива, а ее план слишком мягок, и хотела ее заменить. В одном из писем прямо говорится, что «Мэй должна уйти».

Представитель МИД обратила внимание на письмо советника британского Минобороны Гвитиана Прина, который писал, что вовлечен в попытки сорвать соглашение о выходе из ЕС, которое готовит действующий премьер.

«Целью является заблокировать любую сделку, которая будет основываться на малодушном и катастрофическом плане «Чекерс», если понадобится — убрать премьера Мэй и заменить на того, кто подойдет. <…> Избавься от нее теперь, и дело с концом», — говорится в слитой переписке.

По мнению Захаровой, все это «не очень сочетается» с якобы демократическими идеалами британской парламентской монархии.

Она добавила, что всю операцию по смене главы кабинета спонсировали «старые деньги» — Тимоти и Мэри Клод, аристократы, которые в последние десятилетия осели в налоговой гавани на острове Джерси.

В результате точечных акций заговорщиков Тереза Мэй проваливается со своим планом «Брекзита» в парламенте и в переговорах со странами ЕС. Свалившие ее силы не скрывают своего удовлетворения итогами саммита ЕС — Великобритания в Зальцбурге, они называют его «фиаско Мэй». На смену ей выходит «решительный Борис Джонсон», который и завершает начатое так, как этого хотел силовой истеблишмент», — написала российский дипломат.

Захарова отметила, что среди кандидатов на пост главы правительства рассматривались канцлер казначейства Риши Сунак и нынешний министр иностранных дел Лиз Трасс.

«Теперь-то понятно, почему ее (Трасс. — Прим. ред.) управляемости может уступить лишь ее же эрудиция. Судя по всему, Лиззи приметили еще в девяностые и ведут по жизни, меняя взгляды и риторику по мере необходимости и вопреки ранее озвучивавшимся принципам. Больше нет вопросов, почему она говорит то, в чем совершенно не разбирается. От этого — все ее ставшие притчей во языцех конфузы», — добавила представитель МИД.

По ее словам, Дирлав и прикормленные им эксперты сразу обвинили в «сливах» Россию.

«Я правильно понимаю, что правду о своей демократии британцы могут узнавать только от России? Поэтому-то Лондон запретил вещание RT? Как вы считаете: подобная смена власти — это путч или интрига? Думаю, ни то, ни другое. Это чисто английская традиция. Как и отравления», — заключила Захарова.

 

Ранее «Международная жизнь» опубликовала статью, посвященную истории выхода Великобритании из Евросоюза. «Тереза Мэй сделала все возможное, чтобы создать ситуацию цейтнота в надежде провести через Палату общин достигнутое в июле 2018 года Соглашение о выходе из ЕС в качестве безальтернативного варианта, хотя бы для кого-то и как меньшее из зол. 15 января 2019 года она проиграла первое голосование с беспрецедентным счетом 432:202. 29 января Палата общин приняла резолюцию (317 против 301 голоса), уполномочивающую правительство, а точнее саму Мэй, которая взяла переговоры с партнерами по ЕС в свои руки, провести новые переговоры, дабы добиться более мягкой формулировки по резервному варианту режима сухопутной границы Северной Ирландии, так называемому backstop. Последний предполагает сохранение на границе с Ирландией статус-кво, предусмотренного трехсторонним, с участием Дублина, Белфастским соглашением 1998 года, независимо от выхода Лондона из ЕС и характера его последующих отношений с континентальной Европой, о которых еще только предстоит договориться. На эти заходы Брюссель ответил подтверждением своей позиции о том, что текст соглашения не подлежит вскрытию, но можно подумать насчет формулировок Политической декларации о будущих отношениях между ЕС и Великобританией, которая, правда, не удовлетворяет требованию парламентариев об их юридически обязывающем характере. Дублин тоже заявил, что никакие подвижки в этом вопросе невозможны.

Одновременно Парламент принял резолюцию против выхода из ЕС без предварительного соглашения, что позволило лидеру Лейбористской партии Дж.Корбину согласиться на контакты с Мэй по последующей тактике в вопросах брекзита. Это, правда, не имело особых результатов, так как лейбористы заинтересованы в интриге, которая закончилась бы внеочередными выборами. Парламентская резолюция не имеет силы закона и потому не отменяла уже принятый закон, в котором отфиксирована дата выхода из ЕС. Лондон не мог перенести ее в одностороннем порядке. Мяч, таким образом, оказался на поле ЕС, которому, если партнеры не проявят гибкости, пришлось бы разделить ответственность за весьма нецивильный для Западного альянса, с хлопаньем дверью, разрыв между Великобританией и Европой. <…> Ввиду уже очевидного для всех цейтнота парламентарии проголосовали за то, чтобы правительство договорилось с Брюсселем о переносе согласованной даты выхода из ЕС, причем большинство консерваторов, включая 20 министров, голосовали против - в силу чувствительности для их электората самого факта переноса срока выхода из ЕС и «картинки» Мэй, «идущей на поклон к Брюсселю». Такое обращение Мэй направила Д.Туску, который ранее выступил с заявлением о том, что брекзитерам «уготовано специальное место в аду». На саммите 21 марта было решено пойти Лондону навстречу и продлить срок пребывания Великобритании в ЕС до 12 апреля, если соглашение в Парламенте не пройдет, или до 22 мая, если оно все же будет одобрено британской стороной. В противном случае Лондон должен поставить вопрос о более длительной отсрочке (на условиях «крайних и унизительных», которые, как предполагают наблюдатели, не преминут продиктовать в Брюсселе), поскольку, по правилам ЕС, англичане должны будут принять участие в очередных выборах в Европарламент, назначенных на 23 мая.

Правительству пришлось сменить тактику. Мэй заявила, что проведет третье голосование по соглашению, но только если будет уверена, что наберет достаточное число голосов. Ведущие брекзитеры, включая Бориса Джонсона, в конечном счете согласились проголосовать за соглашение, лишь бы выйти из ЕС, но при условии, что Мэй добровольно уйдет в отставку до начала переговоров о будущих отношениях с ЕС. Такое согласие (уйти после 22 мая, но только в случае принятия соглашения) она дала на встрече с парламентской фракцией партии 27 марта», - говорится в статье.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати