После серии терактов в Приднестровской Молдавской Республике (подрыв радиовышек, обстрел здания МГБ ПМР и военной части в с. Парканы) партии националистического толка в Молдавии опять заговорили о необходимости объединиться с Румынией. В ответ Тирасполь предложил Кишинёву подписать соглашение о неприменении силы, но не нашёл понимания.
Громче всех слияния с Румынией требует Альянс за объединение румын (AUR). Оно и понятно: из названия партии следует, что объединение румын №1 и «румын» №2 (молдаван) является первоочередной её задачей. По словам лидера партии Джордже Симиона, решение об объединении двух народов должны принять парламенты Румынии и Молдавии, теперь - якобы во избежание распространения вооружённого конфликта на Украине на территорию Молдавии.
AUR, как и кишинёвский власти, приписывает теракты неким силам, «заинтересованным в дестабилизации обстановки в регионе». Причём вопрос кто же эти силы, они старательно обходят, заявляя, что в данном случае не имеется в виду Украина. Хотя именно ей выгодно разжечь здесь пламя войны для отвлечения части сил российской группировки, выполняющей задачи по демилитаризации и денацификации на её территории. Председатель СНБО Украины Алексей Данилов ранее уже призывал Грузию и Молдавию открыть против России второй фронт.
Вторым выгодоприобретателем от новой войны в Приднестровье может стать Румыния. В 1992 г. Бухарест спровоцировал кровопролитие в республике, поддержав националистические силы в Молдавии, надеясь присоединить её к Румынии и возродить т.н. Великую Румынию. Проект сорвался благодаря сопротивлению приднестровцев, не пожелавших быть «румынами» №2.
Т.н. Великая Румыния никогда не появлялась на карте мира мирным путём. И в 1918 г., и в 1941 г. Великая Румыния, под которой Бухарест понимает включение в состав румынского государства Бессарабии, Северной Буковины и территории нынешних Молдавии и Приднестровья, рождалась из крови. В 1992 г. Бухарест пошёл на очередной виток насилия, но был остановлен.
Проект Великой Румынии не имеет иного идеологического наполнения, кроме пронацистского. Если бы это было не так, Бухарест не объявлял пропагандистскую войну Победе над фашизмом, не поддерживал переименование городских объектов в молдавских городах в честь румынских союзников фюрера, в том числе кондукэтора Антонеску, не оспаривал вклад советского солдата в разгром коричневой чумы.
Проект Великой Румынии никогда не был мирным и не может не быть неофашистским, потому что наибольших успехов на пути его построения добился союзник Третьего рейха Антонеску, и добился карательными методами. Формула Великой Румынии - это кровь плюс фашизм. Другой формулы этот проект после ХХ века не имеет и в будущем иметь не будет.
Размораживание конфликта в Приднестровье означало бы для Бухареста возвращение ситуации на тридцать лет назад и шанс на реализацию этого проекта. Под предлогом обеспечения национальной безопасности Румыния сможет разместить у себя ещё больше американских солдат и получить от НАТО ещё больше вооружения, а также заключить прямое, а не завуалированное соглашение с Украиной о военном союзе. Это поможет Бухаресту сместить фокус внимания американской политики в Восточной Европе с Балтики к Чёрному морю. В связи с операцией ВС РФ на Украине процесс смещения уже наметился, но румыны заинтересованы в том, что этот процесс был необратим и более масштабен (1).
Румыны позиционируют себя как черноморскую нацию, румынские интеллектуалы даже пытаются осмыслить этот лозунг с философских позиций, но это не анализ существующих цивилизационных смыслов, а создание несуществующих в угоду текущей геополитической конъюнктуре. В мировой истории не было легендарных румынских адмиралов, мореплавателей и первооткрывателей. О каком морском характере румынской нации может идти речь?
Молдавский политический класс на фоне ситуации в Приднестровье демонстрирует отсутствие трезвого восприятия произошедшего. Так бывший министр обороны Молдавии бригадный генерал Виталие Маринуца назвал Гагаузию и населённую славянами часть Молдавии "пятой колонной", представляющей опасность для молдавской государственности, сразу подняв градус внутренней напряжённости в обществе.
Эвфемизм не по адресу. "Пятой колонной" впервые назвали испанских фашистов, наступающих на Мадрид в 1936 г. Прогитлеровская Румыния, очарованная римским флёром итальянского фашизма, тоже принялась превозносить своё латинское прошлое и пошла на преступный сговор с Гитлером ради мечты о Великой Румынии. Название "пятая колонна", коль речь о фашистах, пристало скорее Румынии и её сторонникам в Молдавии, но никак не гагаузскому и славянскому населению с его антифашистскими взглядами. «Римским» высокомерием Румыния страдает до сих пор (2).
Отказ молдавской стороны подписать с Тирасполем соглашение о неприменении силы наводит на тревожные размышления. МИД ПМР указывает, что за годы независимости между Тирасполем и Кишинёвом подписаны более 200 соглашений, которые Молдавия не выполнила.
Юридически Кишинёв видит Приднестровье молдавской территорией, и любой молдавский политик, который решится на переговоры с Тирасполем, формально станет нарушителем молдавских законов. Этим Кишинёв намеренно перекрыл все возможности мирного урегулирования конфликта за столом переговоров (3). Как после этого можно утверждать, будто Молдавия выступает за бескровное решение проблемы? Как проблема может быть решена бескровно, если переговоры по этой проблеме низведены на уровень правонарушения?
Несмотря на то, что приднестровские власти настаивают, что ниточки от терактов ведут на Украину, Молдавия, Румыния и их западные кураторы делают вид, что не слышат сказанного. Если Бухарест, Кишинёв и Запад заинтересованы в том, чтобы выявить реальных провокаторов, почему не рассматривают все версии случившегося, в том числе предложенную приднестровскими правоохранителями?
Приднестровье для Румынии - гвоздь в ботинке, который заставляет проект Великой Румынии сильно хромать. Пока есть независимое Приднестровье, великорумынский проект не может быть осуществлён в полном объёме.
Но на берегах Днестра несут службу российские миротворцы как заслон на пути великорумынских реваншистов, обеспечивая мир в регионе на протяжении трёх десятков лет. Румынские и молдавские власти требуют вывода "голубых касок". Если Бухаресту и Кишинёву не нужны в Приднестровье российские миротворцы, значит, им не нужен здесь мир. Мир же им не нужен потому, что мирным путём Великую Румынию не создать.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
2) https://www.fondsk.ru/news/2021/08/05/ob-ideologii-proekta-velikoj-rumynii-54170.html
3) https://novostipmr.com/ru/news/22-04-29/vitaliy-ignatev-moldova-provalila-vse-proekty-obshchego
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs