Фото: eastrussia.ru.
Россия и Индия отмечают 75-летие установления дипломатических отношений. В 1947 году дипломатическое признание Советским Союзом нового независимого государства было высоко оценено общественностью обеих стран. За прошедшие годы наша страна доказала, что она была и остается надежным и верным партнером Индии. Сегодня, в условиях введенных США и Евросоюзом против России беспрецедентных санкций, которые Индия не поддержала, Москве и Дели необходимо выстраивать новые формы международного взаимодействия. Какие новые направления сотрудничества появляются перед нашими странами? На этот вопрос ответили участники видеомоста «Москва-Дели», известные российские и индийские ученые.
Доцент Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова Борис Волхонский отметил, что российско-индийские отношения всегда характеризовались высоким уровнем взаимодействия, однако при этом объемы экономического сотрудничества всегда отставали от политических контактов. «Процессы, которые сейчас происходят на Украине – это лишь часть более важных процессов. Формируются новые центры силы, а Россия и Индия ими фактически являются. Их взаимодействие может сть своеобразным краеугольным камнем для формирования новой глобальной системы мироустройства, в том числе системы безопасности», - заметил индолог.
Что же касается экономики, то, по словам Б.Волхонского, глобальное переустройство мира влечет за собой уход от доллара и проявляется на самых разных уровнях. Даже страны, длительное время являвшиеся союзниками Соединенных Штатов, как, например, Саудовская Аравия, постепенно переходят на взаиморасчеты в национальной валюте с Китаем. Аналогичные переговоры идут между Москвой и Дели. Актуальной остается логистическая проблема, поскольку между Россией и Индией отсутствуют прямые наземные пути сообщения. Хотя по международному транспортному коридору «Север – Юг» уже пошли первые контейнеры, но на полную мощь он еще не заработал. У Москвы и Дели остается огромное поле для взаимодействия на этом направлении.
Профессор Центра европейских исследований Школы международных исследований им. Жана Монне Университета им. Джавахарлала Неру (Нью-Дели) Гульшан Сачдева отметил, что отказ поддержать антироссийские санкции связан с последовательно проводимой Индией политикой нейтралитета, предполагающей одинаково интенсивные отношения как с Россией, так и со странами Запада. Поэтому со стороны США и Европы на Индию оказывается давление с целью изменить отношение местных политиков к санкциям в отношении Москвы. Но и в Совете Безопасности ООН, и на других площадках можно увидеть, что Индия занимает максимально взвешенную позицию.
«В эти дни мы отмечаем 75-летнюю годовщину установления российско-индийских дипломатических отношений. И сейчас весь мир осознает важность дипломатических отношений между Москвой и Дели. Нередко от разных аналитиков можно услышать, что Индия занимает нейтральную позицию в украинском конфликте из-за того, что зависит от импорта оборонно-промышленной продукции из России. Частично это правда, но во многом позиция Дели обусловлена доверием, которое существует между Россией и Индией. Дели признателен России за поддержку, которую неоднократно получал на международной арене как по региональным вопросам (кашмирскому и пакистанскому), так и по вопросам международной повестки. Мы не присоединились к односторонним санкциям, которые ввели США и их союзники, и не поддерживаем саму практику введения подобных рестрикций», - подчеркнул Г.Сачдева.
Эксперт подчеркнул, что внешнеполитический курс Индии нацелен на стратегическую автономию в соответствии с принципами неприсоединения. Сейчас между крупными державами – Россией и США – происходит конфронтация, но те принципы, которыми Дели руководствовался многие десятилетия, он использует по-прежнему, чтобы придерживаться автономной позиции в международных делах.
«Торгово-экономическое сотрудничество с Москвой было краеугольным камнем нашего сотрудничества в советское время, несмотря на то, что сохраняются проблемы. Многие малые и средние компании готовы взаимодействовать с Россией. Еще в 1990-е гг. существенная доля экспорта направлялась из России в Индию и страны бывшего СССР. Переход на взаиморасчеты в национальных валютах позволит укрепить позиции индийских компаний на российском рынке», - пояснил Г.Сачдева.
Что же касается поставок нефти и газа, то, по словам профессора Сачдевы, к этому вопросу нужно относиться осторожно. «Если не произойдет какого-то исключительно большого импорта энергоносителей из России, то говорить здесь пока особо не о чем. Сумма поставок в Индию не превышает 3 млн. баррелей. Мы потребляем 5 млн. баррелей в день. Поэтому упомянутые поставки – капля в море», - заметил он.
Помимо двусторонних форматов, Г.Сачдева обратил особое внимание многосторонние форматы, предполагающие подключение к актуальной международной повестке БРИКС и ШОС. Важнейшие из этих вопросов – афганский и пакистанский. «США ушли из Афганистана, и остается понять, каким образом можно взаимодействовать с «Талибаном» (запрещен на территории России). Во всяком случае, ситуация в этой стране представляет собой предмет для серьезного беспокойства в Индии», - заметил ученый.
Важнейшим вопросом остается взаимодействие России и Индии со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), где, по словам Г.Сачдевы, США в настоящее время пытаются найти средства противодействия Китаю. По словам эксперта , Россия и Индия могли бы в двустороннем и трехстороннем форматах активно работать в АТР.
Более категорично высказался главный редактор издания «Современная индийская политика и экономика», профессор Ашвани Маханджан. Он заявил, что нейтральная политика, которую проводит Индия на международной арене, останется неизменной, напомнил, что большинство стран мира не поддержали односторонние санкции против России, и подчеркнул, что диктату стран Запада, который проявляется и в этом вопросе, необходимо положить конец. «Мы поддерживаем санкции только при одном условиии – если они вводятся ООН. Отношения между странами необходимо развивать на принципах равноправия, а не «великодержавности», которая постепенно уходит в прошлое», - отметил А.Маханджан.
А.Маханджан отметил, что вводимые США и ЕС санкции бьют в первую очередь по ним самим. «Если Вашингтон и Брюссель продолжат собственную политику рестрикций, то это лишь ускорит негативные процессы для них самих. Например, Россия и Индия вполне смогут вскоре отказаться от платежной системы SWIFT, внедрив собственные аналоги или перейдя на цифровые валюты Центральных банков. В конце концов, любой кризис открывает новые возможности, и ими необходимо пользоваться», - заключил он.
Профессор Дипломатической академии МИД России, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова Андрей Володин отметил, что проблему санкций не стоит излишне драматизировать, поскольку ограничения в отношении нашей страны – вначале Советского Союза, а затем и России – существуют с 1949 года. «В чем отличие нынешнего витка политического давления от предыдущих? С начала 90-х годов ХХ века в России надеялись на активное участие страны в мировой экономике на условиях активного равноправного сотрудничества со странами Запада. По-видимому, это происходило из-за некоторого недомыслия, поскольку США и Евросоюз готов был мириться с участием России в международном разделении труда только в качестве зависимой, периферийной и подчиненной стороны», - заметил А. Володин.
Сейчас, по словам А.Володина, ситуация меняется: в России все чаще заявляют о необходимости смены модели экономического развития и необходимости изменения приоритетов экономических связей. В связи с этим и возникают вопросы об уходе от доллара, об использовании национальных валют во взаиморасчетах. «Перспективы развития торговых отношений между нашими странами очень хорошие, в особенности если иметь в виду торговые связи между нашими странами на региональном уровне», - добавил ученый.
А.Володин отметил, что существуют важные отрасли промышленности, в рамках которых вполне возможно активизировать российско-индийское взаимодействие. В особенности это касается авиастроения. Кроме того, если Россия, во многом под санкционным давлением, идет к модели мобилизационной экономики, то это дает возможность государственным структурам управлять направлениями научно-технического прогресса, что также предоставляет определенные возможности для сотрудничества Москвы и Дели.
А.Володин отметил, что страны Азиатско-Тихоокеанского региона и региона Индийского океана производят всю номенклатуру продукции, востребованной Европой и США. Поэтому сама жизнь заставляет Москву и Дели разработать карты экономического развития с учетом этих регионов и совместить их для того, чтобы взаимодействие России и Индии вышло на принципиально новый уровень.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs