ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Украинский кризис – Анкара опять против…

11:21 26.02.2022 • Андрей Исаев, журналист-международник

После начала спецоперации российских ВС на Украине представитель Турции в ООН апеллировал к «сдержанности и здравому смыслу» участников конфликта, упомянув о «новом акте агрессии» в отношении Украины. Через несколько часов с аналогичным заявлением выступил турецкий МИД. 

Наконец, после совещания с членами Совета национальной безопасности Реджеп Тайип Эрдоган призвал «дружественные Турции Украину и Россию» к диалогу, сообщив при этом, что поддерживает «борьбу Киева по защите территориальной целостности страны» и назвав «военное вторжение России в Украину» противоречащим нормам международного права[i].

Ранее признание Москвой суверенитета Донецкой и Луганской народных республик вызвало негативную реакцию Анкары. За что удостоился признательности украинского коллеги. Хотя всего несколько дней назад пресс-секретарь Эрдогана Ибрагим Калын в интервью Die Wielt призывал Запад «услышать другую сторону и понять ее стратегические интересы».

Ну да что ж теперь об этом.

Реакция Кремля на очередные эскапады официальной Анкары была традиционно сдержанной: «Вы знаете, что с турками у нас есть разногласия и по Крыму тоже, они давние, но это не мешает нам выстраивать наши отношения. Поэтому у нас есть проблемные части наших двусторонних отношений, а есть области, где мы достигли изрядных успехов», - сообщил Дмитрий Песков журналистам[ii].

Нельзя не отметить, что не все в Турции разделяют точку зрения властей. Так, генеральный председатель партии Vatan и бывший «почти коммунист» Догу Перинчек полагает, что признание Анкарой независимости ДНР и ЛНР пошло бы на пользу стране: «Это (признание республик Донбасса Россией – А.И.) - серьезный удар по расширению НАТО на Восток, по угрозам Турции… Наша партия исходит из стратегических интересов Турции, которая буквально разрывается с атлантического блока и близится к евразийскому», — заявил он в интервью корреспонденту РИА Новости. А оппозиционная газета Evrensel в нынешнем кризисе обвинила не Россию, а «западные империалистические государства», которые в своем стремлении расширить НАТО на восток «в очередной раз привели Украину на грань дезинтеграции».

Официальная Анкара далеко не впервые высказывает неприятие российской политики на мировой арене – в Сирии, Ливии, на Кавказе. Особая тема – это Крым.Турецкий президент не устает повторять о непризнании вхождения Крыма в состав России – и в многочисленных интервью, и с трибуны Генассамблеи ООН. Каждый год 16 марта — в годовщину проведения на полуострове известного референдума — турецкий МИД выступает с осуждением «аннексии» Крыма.

Впрочем, следует учитывать, что позиция Турции по правовому статусу полуострова обусловлена как ностальгией по имперскому прошлому (на протяжении нескольких веков Крым фактически контролировался из Константинополя), так и внутриполитической ситуацией: в стране большая и влиятельная крымско-татарская диаспора, да и ультранационалистический сегмент турецкого электората раз за разом обеспечивает Эрдогану и его партии успех на выборах. Так что положение обязывает.

Артикулируя громкие заявления по Крыму, турецкое руководство предпочитает не вспоминать об аннексии северной части Кипра. Напомним: в 1974 году Турция осуществила вторжение на остров на фоне попытки греческих националистов-киприотов присоединить Кипр к Греции. Более трети территории острова оказалось под турецким управлением, и в 1983 году там была провозглашена так называемая Турецкая Республика Северного Кипра (ТРСК). Кстати, СБ ООН тогда призвал все страны - члены ООН «уважать суверенитет, независимость, территориальную целостность республики Кипр». Хотя, по сути, этот призыв был обращен только к Турции – для остальных стран-членов ООН «государство» турок-киприотов остается оккупированной территорией. В Анкаре призыв игнорировали и взяли курс на обеспечение международного признания ТРСК.

Аналогия просто напрашивается, но за ДНР и ЛНР в Анкаре такого права не признают. И вряд ли в обозримом будущем это сделают: представляется, что для Турции отношения с Украиной важны не столько сами по себе, сколько в качестве демонстрации ее лояльности «западной» стороне геополитической баррикады, что обеспечивает Анкаре определенную свободу маневра на других, включая российское, направлениях внешней политики. Неслучайно значительную часть упомянутого выше заявления турецкий лидер посвятил рассказу о принадлежности своей страны к Европе. В отличие от России, надо понимать.

Впрочем, недружественная риторика Анкары по ситуации вокруг Донбасса (как и по Крыму) во многом носит дежурный характер и вряд ли несет угрозу российско-турецким отношениям хотя бы в силу тесной взаимосвязи двух стран в экономической сфере. Маловероятно, что турецкое руководство пойдет на повторение «экспериментов», не так давно приведших не только к запрету помидоров и чартеров, но и к более серьезным, военно-политическим, последствиям.

А тем временем агентство Reuters назвало ситуацию, в которой оказалась сегодня Турция, «беспрецедентным тупиком», в котором, добавим, она оказалась в результате многолетних метаний между Западом и Россией.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати