Крымская весна, возвращение Крыма в состав Российской Федерации было, по яркому и меткому выражению заместителя главы администрации президента России Олега Морозова, - «резким прыжком острожного зверя». Спецоперация России 2022 года стала резким прыжком осторожного, но раздражённого зверя. Все эти образы подробно разложены президентом России Владимиром Путиным в его последних обращениях. Все причины названы. Владимира Путина стоит слушать внимательно, ведь он предупреждал, стоит вспомнить, как он говорил о том, что с детства усвоил принцип – «если драка неизбежна, бей первым».
В чем неизбежность драки? Чем руководствовался Владимир Путин, принимая это сложное, в высшей степени сложное, решение? Событиями последних тридцати лет, с момента развала Советского Союза: Ирак, Югославия, Кавказ, Ливия, Сирия, Украина. Россия протестовала против нарушений международного права, договоров и договоренностей, противостояла попыткам смены власти насильственным путем и защищалась – на Кавказе. Отметим – в связи с последними событиями по-новому выглядят и недавняя попытка государственного переворота в Казахстане. Далее: накачка Украины оружием, национализм – как основная идеология, официальное законодательное закрепление термина «страна-агрессор» в отношении России, готовность Запада если не де юре принять Украину в НАТО, то обеспечить там свое вооруженное присутствие – инструкторы, отдельные подразделения, базы. Ради какого сценария в будущем все это готовилось? Представим – в тот или иной, удобный по мнению Вашингтона момент с территории Украины, накачанной оружием, зараженной антироссийскими настроениями, наполненной базами, натовскими инструкторами и подразделениями – наносятся удары по объектам военной инфраструктуры на территории России, с целью свержения власти, с целью «демократизации» нашей страны. Добавим к этому санкции и подлые действия против наших спортсменов, что направлено на расшатывание общества и имеет целью создать непонимание между народом и властью.
Сейчас много упреков высказывается в сторону политических экспертов – не предугадали, не прогнозировали. Это не так, о таком радикальном сценарии развития событий говорили, но рассматривали его как радикальный, а значит один из самых маловероятных. Например, два года назад в интервью Владислав Сурков, бывший помощник президента и куратор республик Донбасса, сказал: «Принуждение силой к братским отношениям — единственный метод, исторически доказавший эффективность на украинском направлении. Не думаю, что будет изобретен какой-то другой».[i] Однако, ни на его слова, ни на слова Путина внимания не обратили.
Недосказанность экспертных заключений, либо их ошибочность всегда имеют две основные причины: недостаток данных (информации), удаленность от центра принятия решений (где информация полная и на ее основе рассматриваются варианты решений, плюс воля принимающего решение).
Главный вопрос, который беспокоит всех - что нас ждёт, вернее, что ждет Украину, что ждет Россию с точки зрения реакции Запада на спецоперацию. Выход из ситуации обозначен. Москва готова вести переговоры с руководством Украины о нейтральном статусе этой страны и отказе от размещения на ее территории вооружений, сообщил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков: «Президент (Путин – прим.ред.) сформулировал свое видение того, что мы бы ждали от Украины для того, чтобы концептуальные «красно-линейные» проблемы были решены. Это нейтральный статус, это отказ от размещения вооружений».[ii]
Президент Украины Зеленский заявил, что не боится обсуждать с Россией вопрос о нейтральном статусе Украины и о гарантиях безопасности. Украинский президент также констатировал, что западные партнеры Украины не дают ей гарантий безопасности и не хотят принимать ее в НАТО.[iii] 25 февраля НАТО собирает саммит обсуждать ситуацию на Украине.
Украина, очевидно, остается без помощи Запада, который, смею предположить, имел представление о том, насколько он перешел «красные линии». Почему возникали все новые даты «российского вторжения»? Почему иностранные представительства на Украине эвакуировались во Львов, почему западные издания рисовали карты вторжения, где определяли, что российская армия остановится на границах западных областей Украины? Думаю, что это были сливы информации, очевидно, шли переговоры с Западом, и не только по поводу Минских соглашений.
Ориентир для Запада и Киева обозначен – нейтральный статус Украины. Что скрывается за этим – также четко сформулировано в последних заявлениях Владимира Путина: недопущение вхождения Украины в НАТО, демилитаризация, денацификация. Чтобы это могло произойти – начата спецоперация с четкими целями, чтобы те, кто грозился проехать «на танке по Красной площади» ушли из украинской власти, не определяли идеологию и не принимали решения на берегах Днепра. После этого – Украина должна решить, каким государством, в каких границах она должна существовать. Путей несколько. Первый - на основании решений внутри Украины – переговорный процесс между политическими силами, проведение выборов, референдумов по поводу политического устройства, в том числе и республик Донбасса – все эти политические инструменты в украинском законодательстве есть, как есть и политические силы, и политики, готовые строить новую Украину. Это те, кто находился под преследованием официальных властей и давлением националистов, те, кто с самого начала, с «революции достоинства» выступал против идеологической войны, против войны на Донбассе, против антироссийского курса. Второй путь – если Запад готов отступить от «красных линий» - некий международный формат обеспечения демилитаризации и денацификации Украины.
Теперь о Западе и о том, что может быть дальше. Вашингтон упорно цепляется за собственную картину мира, о чем свидетельствуют заявления госсекретаря Энтони Блинкена: «Президент России Владимир Путин пытается свергнуть правительство Украины», - уверен госсекретарь США Энтони Блинкен. В то же время, по его мнению, Украина одержит победу над Россией. "Будь то в краткосрочной, в среднесрочной или в долгосрочной перспектив, я уверен, что демократия и независимость Украины возьмут верх"».[iv]
Владимира Путина опять никто не слушает. Решение принималось исходя из избыточных рисков для безопасности России: «То, что происходит, вынужденная мера. Просто не оставили никаких шансов поступить иначе. Риски в сфере безопасности создали такие, что другими средствами отреагировать было невозможно. Все попытки – по нулям. По нулям! Откровенно говоря, я даже удивлен. Ну ни на миллиметр не сдвинулись ни по одному вопросу. Я хочу это подчеркнуть – вынужденная мера. Потому что могли такие риски для нас создать, что вообще не понятно, как дальше страна существовала бы!»
На встрече с крупными предпринимателями Владимир Путин заявил: «Россия остается частью мировой экономики, и мы не собираемся наносить ущерб системе мирового хозяйства, в которой мы сами находимся». Ответ на это – знакомые угрозы в наложении санкций, и собственно – уже сами санкции.
Позицию Европы четко отражает позиция Германии: «ФРГ не планирует поставки оружия Киеву, несмотря на вторжение российских войск на территорию Украины, заявил глава Минэкономики Роберт Хабек. Он также пообещал "жесткий пакет санкций" в отношении РФ».[v]
Более сложный вопрос для Германии – энергоресурсы. По этому поводу глава минэкономики ФРГ заявил следующее: «…Санкции против России неминуемо отразятся и на немецком бизнесе, но они продуманы так, чтобы "сильно ударить по российской экономике и по возможности незначительно - по немецкой». Хабек также подчеркнул, что негативное влияние на отдельные отрасли экономики предотвратить не удастся, «но это цена, которую придется заплатить за мир», обеспечение Германии энергоресурсами не пострадает, страна создаст газовые резервы на предстоящую зиму, кроме того, в Германии запланировано строительство дополнительных терминалов сжиженного газа.
Теперь посмотрим экспертную оценку: «Может ли Германия отказаться именно от российского природного газа, заменив его американским, катарским, биогазом и пр.? Вопрос времени. В Германии нет СПГ-терминалов, а один из планируемых решили переделать под водородный. Существенно нарастить поставки Норвегия и Нидерланды не смогут. За СПГ конкурируют также азиатские страны (Китай будет наращивать потребление газа). В ближайшие десять лет отказаться от российского природного газа ФРГ не сможет, но в более отдалённом будущем, как мы отмечали выше, потребление газа снизится».[vi] В этой ситуации Германия рискует повторить судьбу Украины - которая по политическим мотивам создала бесперспективную и зависимую ситуацию в сфере обеспечения энергоресурсами. Но Германия, есть надежда, будет более прагматична в отношении своих экономических интересов.
Выбор за Западом. Война началась тридцать лет назад, война с Россией велась на территории России (Кавказ), война приблизилась к границам в 2014 г. Главная ошибка – считать, что война началась несколько дней назад с военной операции по демилитаризации Украины.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs