Французский клуб в Москве, заседание которого прошло 4 февраля 2022 г., во Франко-российской торгово-промышленной палате, обсудил место человека в сегодняшнем обществе. Дискуссия выстроилась по двум направлениям: первое из них связано с видением человека и среды, где он развивается – культурной, образовательной, семейной, каждый элемент которой подвергается сегодня разнообразным атакам, что приводит к атомизации общества и превращению человека в некоего индивида; второе – с видением общества, социальными ожиданиями и пониманием справедливости, пути достижения человеком надлежащего места в обществе и способности каждого общества сохранять необходимое единство. Такой подход к обсуждению основан на том, что человек и общество взаимно влияют друг на друга.
Определенный цивилизационный регресс, сопровождающий попытки изменить человека одновременно извне, влияя на его среду, и изнутри, разрушая само понимание человеческого и сводя его к сугубо биологическому измерению, ускоряется с ростом культа технологий. Если сама по себе техника нейтральна, ее использование таковым не является, в силу чего в последние годы мы и наблюдаем смену парадигмы: техника отныне перестала рассматриваться как средство, но становится целью в себе, что трансформирует ее природу и ее роль. В результате, человек призван уступить свое место во всех сферах, в том числе тех, которые по сути своей являются абсолютно человеческими, таких, например, как образование или правосудие. Человека предполагают успешно заменить разнообразными алгоритмами, переименованными в «искусственный интеллект», когда учитель, преподаватель или судья нужны только для того, чтобы сопровождать индивида как потребителя стандартизированных услуг в программных лабиринтах. От дистанционного обучения до массового внедрения в образование технологий – все эти тенденции сегодня глобализированы. Необходимо также отделять друг от друга оптимистичный маркетинг, отсылающий якобы к прогрессу и счастливому технологическому будущему, и много более печальную реальность, когда навязывание повседневных алгоритмов в столь чувствительных сферах как, например, образование на самом деле приводит к исчезновению качественного массового образования, что функционально возвращает нас к ситуации «до ХХ века» с классическим образованием для элит и «упрощенным», цифровизированным, технологизированным и превращенным в игру, образованием для основных масс населения.
Эти процессы вызывают разрушение связей между поколениями и вывод из строя семейных «передаточных механизмов», когда у родителей и у детей нет более единых культурных кодов, что, в свою очередь, приводит к падению авторитета родителей. Семья, всегда существовавшая как закрытое пространство, где люди растут, развиваются и воспитываются, сегодня под влиянием глобалистских движений начинает подаваться как якобы «зона» настолько опасного потенциального насилия, которая априори требует вмешательства внешних наблюдателей, причем даже вопреки воле членов самой семьи. Так называемое домашнее насилие в такой ситуации выдается за особую форму насилия, что призвано обосновать криминализацию едва ли не любой семейной ссоры.
Очевидно, что данные тенденции неразрывно связаны с разными подходами к понятию справедливости. Чисто субъективный подход (справедливо то, что я считаю таковым здесь и сейчас) начинает вытеснять подход объективный, вневременной, связанный не с индивидуальным интересом, а с признанием ценностей того или иного общества. Справедливость оценки места, которое должен занимать человек в данном обществе, в свою очередь, варьируется в зависимости понимания социальной легитимности, которая может быть основана на происхождении, на деньгах или на заслугах. Создание и поддержание социальных лифтов, построенных на заслугах, - так называемая система меритократии – требует, чтобы государство не только обеспечивало систему подготовки элит, не зависящую от социально-кастового происхождения, но защищало и стимулировало по-настоящему качественное школьное образование. Система меритократии, которая долгие годы развивалась во Франции после Великой французской революции с вступительными конкурсами и «высшими школами» (Grandes Écoles), позволяющими занять высокое положение в государственном управлении, крупных государственных компаниях, политике или готовящими инженеров высшего уровня, ныне находится под угрозой, поскольку формируемые таким образом элиты начинают терять легитимность в глазах населения. Данная тенденция объясняется, помимо процессов, происходящих в самом общества, и падением уровня образования, также обеднением понятия «заслуги», чье значение не может не зависеть от идеологических матриц каждого общества. Не следует ко всему прочему забывать, что современные общества находятся под натиском крайне значительного миграционного феномена, не сопровождаемого ни стремлением большинства самих мигрантов, прибывающих в новые страны, интегрироваться в них должным образом, ни объективной возможностью принимающих обществ «переварить» такие массы новых людей. Люди – это не взаимозаменяемые биологические массы, они являются носителями культуры и традиций, с которыми приезжает в новое для себя общество, рискуя разрушить сложившееся в нем равновесие. Если изначальной матрицей общества является семейная матрица, позволяющая человеку понять с рождения, что каждое его право опирается на обязанность, связь с Родиной служит той нитью, которая объединяет народ.
Модератором дискуссии выступил главный редактор журнала «Международная жизнь», вице-президент Фонда «Мировая политика и ресурсы» Армен Гарникович Оганесян.
В ней приняли участие:
-
Беше-Головко Карин, доктор публичного права (Франция), президент ассоциации Комитас Генциум Франция-Россия, приглашенный профессор, Юридический факультет, МГУ им. М.В. Ломоносова;
-
Васильев Олег Леонидович, д.ю.н., профессор, кафедра уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора, Юридический факультет, МГУ им. М.В. Ломоносова;
-
Галас Марина Леонидовна, д.ист.н., профессор, Факультет социальных наук и массовых коммуникаций, Финансовый университет при Правительстве РФ, главный научный сотрудник департамента политологии, руководитель Научно-методологического объединения по миграционным и демографическим процессам
-
Головко Леонид Витальевич, д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора, Юридический факультет, МГУ им. М.В. Ломоносова;
-
Доло Николя, выпускник Университета Париж-Сакле XI, Высшего института управления Парижа (ISG Paris), MBA Pace University, AMDP Harvard University, MRSIC Школа экономической войны, председатель группы Сварог в Москве;
-
Карпенко Константин Викторович, к.ю.н., доцент, кафедра конституционного права, МГИМО МИД России;
-
Киде Эмманюель, президент Франко-российской торгово-промышленной палаты, партнер EY;
-
Куракин Михаил Борисович, заместитель главного редактора журнала «Международная жизнь»
-
Нарочницкая Екатерина Алексеевна, к.ист.н., ведущий научный сотрудник Института Европы РАН; директор Центра исследований и аналитики Фонда исторической перспективы, главный редактор журнала и портала «Перспективы»; вице-президент Института демократии и сотрудничества (Париж);
-
Нарочницкая Наталия Алексеевна, д.ист.н., президент аналитического Фонда исторической перспективы, президент Европейского института демократии и сотрудничества (Париж), иностранный член Сербской Академии наук и искусств;
-
Поль Реми, выпускник Института политических исследований Парижа, MBA Высшая коммерческая школа Парижа, вице-президент Франко-российской торгово-промышленной палаты;
-
Царева Мария Сергеевна, к.филос.н., доцент, директор Института юридического перевода Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА);
-
Шатилов Александр Борисович, к.полит.н., профессор, декан Факультета социальных наук и массовых коммуникаций, Финансовый университет при Правительстве РФ;
-
Швабауэр Анна Викторовна, к.ю.н, адвокат, член экспертно-консультативного совета по вопросам семейного права Совета Федерации, эксперт Общественного уполномоченного по защите семьи;
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs