Фото: ТАСС
Состоялся продолжительный телефонный разговор Владимира Путина с Президентом Французской Республики Эммануэлем Макроном. Сообщение об этом опубликовано на сайте Президента России.
«Лидеры обменялись мнениями о принимаемых в обеих странах мерах по борьбе с коронавирусной инфекцией. Главной же темой беседы стал вопрос о предоставлении России долгосрочных, юридически закреплённых гарантий безопасности, в том числе на фоне недавних российско-американских переговоров в Женеве и встречи в рамках Совета Россия – НАТО в Брюсселе.
Владимир Путин отметил, что российская сторона внимательно изучит полученные 26 января от США и НАТО письменные ответы на проекты соглашений о гарантиях безопасности, после чего определится со своими дальнейшими действиями.
Вместе с тем обращено внимание, что в американском и натовском ответах так и не были учтены такие принципиальные озабоченности России, как недопущение расширения НАТО, отказ от размещения ударных систем вооружений вблизи российских границ, а также возврат военного потенциала и инфраструктуры блока в Европе на позиции 1997 года, когда был подписан Основополагающий акт Россия – НАТО.
Проигнорирован и ключевой вопрос: как США и их союзники намерены следовать зафиксированному в базовых документах ОБСЕ и Россия – НАТО принципу неделимости безопасности, предусматривающему, что никто не должен укреплять свою безопасность за счёт безопасности других стран.
При обсуждении ситуации на Украине Владимир Путин акцентировал важность неукоснительного выполнения Киевом положений минского Комплекса мер и других договорённостей, прежде всего по налаживанию прямого диалога с Донецком и Луганском и правовому оформлению особого статуса Донбасса. С учётом итогов состоявшейся в Париже 26 января встречи политических советников лидеров стран «нормандской четвёрки» подтверждён настрой на дальнейшую работу России и Франции в данном формате.
В связи с председательством Франции в Совете ЕС в первом полугодии текущего года Эммануэль Макрон проинформировал Владимира Путина о подходах Парижа на общеевропейском треке. Условлено продолжить российско-французский диалог по всему комплексу вопросов европейской безопасности.
Рассмотрено положение дел вокруг Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе. Отмечена близость позиций России и Франции, которые активно выступают за продолжение международных усилий по сохранению и реализации СВПД, а также одобрившей его резолюции 2231 Совета Безопасности ООН.
Обсуждены некоторые практические аспекты двустороннего сотрудничества, в том числе в сфере атомной энергетики.
Президенты России и Франции условились оставаться в тесном контакте», - говорится в сообщении.
19 января Эммануэль Макрон в ходе выступления в Европарламенте заявил о необходимости развивать диалог с Россией.
«Европа должна быть фактором мира и равновесия, в частности в диалоге с Россией... Диалог с Россией я отстаиваю на протяжении многих лет», — приводит ТАСС его слова.
Макрон подчеркнул, что необходимость взаимодействия с Россией диктует Европе история и география.
«Вместе с канцлером Ангелой Меркель мы пытались побудить к восстановлению диалога Европы с Россией, но к нам не прислушались. Я об этом сожалею», - сказал французский лидер, выступая в Европарламенте.
«Политики санкций, которая преобладает с 2014 года, здесь (при построении отношений с Россией) недостаточно. У нас должна быть полная повестка переговоров. Именно поэтому я предлагаю построить новый порядок в области коллективной безопасности и стабильности», - отметил Макрон.
В то же время, французский президент отметил «зависимость» Европы от российских поставок энергоносителей. «Нам нужно создать условия суверенитета, а это означает больше независимости от России. - сказал Макрон. - Но когда я смотрю на наш импорт нефти и газа, я вижу, что мы не являемся независимыми от России». «Мы не станем независимыми завтра, но это не означает, что мы должны разрывать связи с Россией, напротив, они нам приносят много пользы», - подчеркнул Макрон.
Ранее «Международная жизнь» опубликовала статью, посвященную роли Франции в изменяющейся структуре европейской безопасности.
«Франция в контексте общеевропейской оборонной стратегии всегда действовала активнее остальных. На протяжении всего срока президентства Макрон неоднократно выступал за «большую стратегическую автономию» Европы в вопросах обороны. В феврале 2020-го он выступил с речью, в которой озвучил новые тезисы европейской оборонной политики: мир движется к состоянию, где будет обусловлен «глобальной конкуренцией между Соединенными Штатами и Китаем» и «дезинтеграцией международного правопорядка», новый ДРСМД должен быть подписан на условиях вовлечения европейцев и учета их интересов. Реализуя сказанное президентом, Пятая республика системно проводила политику выдавливания американского военного присутствия с европейского континента. Известно, что французы достаточно давно ведут активные переговоры по этому поводу с Испанией, Италией и Германией. Кроме того, ведется диалог о роли «французского ядерного сдерживания». Логика этой стратегии вполне очевидна. После Брексита Франция осталась единственной ядерной державой в Евросоюзе (с крупнейшим в Европе арсеналом) и членом СБ ООН, Франция располагает крупнейшими в ЕС сухопутными и морскими силами. Но что, вероятно, еще важнее в контексте объединенной европейской армии – это открывающиеся обширные возможности для национального ВПК. <…> ХДС/ХСС терпят ожидаемое поражение в Германии, Ангела Меркель уходит, с 1 января Франция займет место председателя Евросоюза – Эммануэль Макрон официально становится «первым среди равных» в ЕС. Сложно представить себе более подходящий момент для прорыва. Однако именно сейчас происходят события, требующие от властей страны действий, соответствующих их амбициям: антифранцузский военный переворот в Гвинее, демарш властей Мали, скандал с последствиями в отношениях с Алжиром, и вот – «удар в спину» от союзников по НАТО. Более того, США, Австралия, и Великобритания объявили о создании AUKUS, не только не позвав туда французов, но даже не предупредив. И это для Парижа, считающим Азиатско-Тихоокеанский регион зоной своих интересов - удар куда более чувствительный, чем потеря 66 миллиардов долларов от несостоявшейся сделки»,- отмечается в статье.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs