Фото: ТАСС
Китай и Россия отвергают идею международного "саммита за демократию", который пройдет в декабре по инициативе США. Об этом говорится в совместной статье послов России и КНР в США Анатолия Антонова и Цинь Гана, опубликованной в National Interest.
В материале издания говорится, что проведение такого мероприятия вызовет идеологическую конфронтацию и «раскол в мире», создав новые «разделительные линии».
«Демократия - это не прерогатива определенной страны или группы стран, а универсальное право всех народов. Это может быть реализовано несколькими способами, и ни одна модель не может соответствовать всем странам. Поэтому основным критерием демократии должен быть народ, и только он имеет право управлять своей страной, отметили послы России и Китая», - отмечается в статье.
В Китае установлена «обширная, целостная социалистическая демократия». Она отражает волю народа, соответствует реалиям страны и пользуется сильной поддержкой населения. Временем было доказано, что демократические процессы в Китае развиваются и действуют, отметили послы. Россия - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, и «демократия является основополагающим принципом его политической системы».
«Политическая система России неуклонно развивается и нуждается в стабильной и спокойной обстановке, гарантирующей права и интересы ее народа», - заявили дипломаты.
Антонов и Цинь Ган считают, что демократия - это не только внутреннее управление; она также должна быть отражена в международных отношениях. Подлинно демократическое правительство будет поддерживать демократию в международных отношениях.
«Вмешательство во внутренние дела других стран под предлогом борьбы с коррупцией, продвижения демократических ценностей или защиты прав человека препятствует их развитию, а санкции являются посягательством на их суверенитет, единство и территориальную целостность, противоречит Уставу ООН и другим основным нормам международного права и явно антидемократично», - говорится в заявлении.
В нем указывается, что в мире существует только одна международная система, международная система, в основе которой лежит Организация Объединенных Наций. Существует только один международный порядок, то есть тот, который опирается на международное право.
Они считают, что «нет никакой необходимости беспокоиться о демократии в России и Китае, а некоторым иностранным правительствам лучше подумать о себе и о том, что происходит у них дома. Китай и Россия призывают все страны мира прекратить использовать «дипломатию, основанную на ценностях», для провоцирования разногласий и конфронтации; практиковать взаимное уважение и взаимовыгодное сотрудничество в международных отношениях и работать над гармоничным сосуществованием между странами с различными социальными системами, идеологиями, историей, культурами и уровнями развития.
Ранее «Международная жизнь» опубликовала статью, посвященную эволюции международных отношений. В ней, в частности, отмечается следующее: «Вслед за взлетом Китая столь же неприятным сюрпризом для Вашингтона, причем быстрее, чем многие ожидали, стало возрождение России после распада СССР и возвращение ею статуса великой мировой державы. И здесь расчеты Вашингтона «интегрировать» ослабленную постсоветскую Россию, отказавшуюся от коммунистической догмы, в орбиту зависимых от Запада государств по примеру стран Восточной Европы не увенчались успехом. Отсутствие принципиальных идеологических разногласий не устранило геополитические противоречия и не заставило Россию играть по западным правилам во вред своим национальным интересам.
По мере нарастания всестороннего давления со стороны США на «непослушные» государства, объявленные в Вашингтоне официально в начале правления Д.Трампа «ревизионистскими» за их критический настрой к либеральному мировому порядку, основанному и опекаемому Америкой, усиливалась и ответная реакция со стороны этих держав, прежде всего России и Китая, по известной формуле «действие рождает противодействие».
Долгое время на Западе не могли поверить, а скорее всего, не хотели, что в свете предыдущего драматического опыта советско-китайских отношений сближение между Москвой и Пекином будет возможно. Хотя наиболее искушенные умы, как, например, Генри Киссинджер, никогда не исключавший самые невероятные повороты истории, допускали, что ситуация в «треугольнике» Соединенные Штаты - Китай - Россия может кардинальным образом измениться в ущерб американским интересам и на смену альянсу Вашингтон - Пекин может прийти взаимодействие Москвы и Пекина.
Причем американо-китайское сближение в 1970-1980-х годах строилось на ограниченной антисоветской, «антигегемонистской» основе и уже поэтому носило временный тактический характер и рано или поздно должно было исчерпать себя. Российско-китайские отношения формируются под влиянием долговременных, стратегических интересов, рассчитанных на длительную историческую перспективу перестройки мирового порядка и международных отношений, исключающих доминирование отдельных держав или созданных под их лидерством военно-политических блоков.
Многие западные эксперты, а с их подачи и некоторые разделяющие подобные взгляды российские авторы, ставят под сомнение перспективность российско-китайских связей и даже предостерегают Москву от активного сближения с Пекином ввиду якобы «непредсказуемости» и даже исторического «коварства» китайской политики. Цели подобных предостережений очевидны. Вашингтон уже давно рассматривает «союз медведя и дракона» как «кошмарный сценарий», но пока до конца не определился, что следует делать в этой связи в первую очередь, какой придерживаться политической тактики и приоритетности задач».
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs