28 сентября 1805 года адмирал Горацио Нельсон возглавил британский флот, который блокировал франко-испанскую эскадру в Кадисе. Нельсон был твердо убежден в плохой организации французского флота, пришедшего в упадок и, отбросив старую осторожную стратегию прежних флотоводцев, жаждал боя.
Однако для сражения необходим был выход кораблей противника в открытое море. Объединённым флотом Франции и Испании командовал французский адмирал Пьер Вильнёв. Под его началом находился испанский адмирал Федерико Гравина, руководивший испанскими силами. Казалось маловероятным, что нерешительный Вильнёв, выступит против Нельсона. Но эту проблему за британцев решил Наполеон. 14 сентября французский император отдал приказ кадисской эскадре воспользоваться первым благоприятным случаем для прорыва в Средиземное море, чтобы поддержать действия французской армии в Италии и создать угрозу Египту. По пути союзный флот должен был соединиться с испанской эскадрой в Картахене (8 кораблей). 27 сентября это указание получил Вильнёв, который должен был после прибытия нового командующего передать ему флот и явиться в Париж «для дачи объяснений». 11 октября преемник Вильнева, Розили, был в Мадриде. Вильнёв, чтобы спасти свою честь, решил выйти в море.
Стоит отметить, что испанцы на совещании были против выхода в море. Испанский адмирал Гравина категорически возражал против выхода в море. Во-первых, испанцы отмечали, что экипажи были сильно недоукомплектованны, по причине эпидемии в Андалузии, в результате на корабли пришлось брать всех мужчин в возрасте от 14 до 45 лет без разбору, кого удалось схватить на улице. В результате экипажи были плохо подготовлены, не хотели воевать. Во-вторых, находясь в Кадисе, объединенный флот находится в более выгодных условиях по отношению к британскому флоту, под защитой береговых батарей. В-третьих, приближался период штормов. В день совещания барометр быстро падал, что свидетельствовало о приближающейся непогоде. Однако французский адмирал возразил, что падение барометра не должно служить оправданием падению мужества и союзного долга.
19 октября корабли союзной эскадры начали сниматься с якоря. Двигаясь на юг, к Гибралтару, рано утром в 5 час. 30 мин., 21 октября, союзный флот был в 10-12 милях от мыса Трафальгар, когда сигнальщики увидели на западе приближающуюся английскую эскадру. Вопреки советам своих адмиралов, Вильнёв, придерживаясь старой линейной тактики, выстроил свой флот в одну линию. Вильнёв держал свой флаг на 80-пушечном корабле «Бюсанторе» (фр. Bucentaure). Союзники имели 33 линейных корабля, 5 фрегатов, 2 шлюпа с суммарным экипажем в 20 тысяч человек и 2864 орудиями.
Некоторое время Вильнёв колебался — принять ли сражение или вернуться. Примерно в 8 часов утра Вильнев приказал своим кораблям сделать «Поворот фордевинд, все вдруг, курс норд, в обратном порядке», и двигаться назад, в Кадис. Это означало, что авангард становился арьергардом. К 10 часам поворот был завершен. Такой манёвр перед началом битвы расстроил боевой порядок союзников, в строю кораблей появились опасные разрывы дистанции, а некоторые корабли, чтобы не столкнуться с соседом, вынуждены «выпасть» из строя. К моменту боестолкновения союзный флот не успел выстроиться в идеальный кильватерный строй, когда следом идущий корабль защищает корму впереди идущего. Строй союзников представлял собой полумесяц, выгнутый вправо, в сторону материка.
Нельсон построил свои корабли в две колонны. Флаг адмирала был поднят на Victory . Этот корабль шел головным в левом дивизионе. Правый дивизион вел контр-адмирал Катберт Коллингвуд на Royal Sovereign. Британцы имели 27 линейных кораблей, 4 фрегата и 2 шлюпа с суммарным экипажем в 16 тысяч человек и 2312 пушками.
Коллингвуд с 15 кораблями должен был атаковать арьергард союзников — 12 кораблей и как можно быстрее уничтожить его. Тем временем другая колонна под командованием самого Нельсона (12 кораблей) должна была связать боем главные силы союзников, чтобы центр их боевого построения не мог оказать помощи арьергарду. При этом Нельсон предоставил капитанам значительную свободу для проявления инициативы: «Если в бою не увидите сигналов или не поймете их, ставьте свой корабль рядом с вражеским — не ошибетесь».
Перед началом битвы, удостоверившись, что все идет, как задумано, а колонна Коллингвуда уже начала сближение с противником, Нельсон сделал последнюю запись в своем дневнике: «Да благоволит Бог Всемогущий даровать Англии, ради общего блага всей Европы, полную и славную победу. Да не позволит Он ни одной частной слабости помрачить блеск ее, и да не попустит Британский флот забыть священный долг человеколюбия! Что касается меня самого, — моя жизнь в руках Того, Кто ее даровал мне. Да благословит Он мои усилия на верную службу отечеству! Его воле предаю себя и справедливое дело, защита которого мне вверена». Около 12 час. дня Нельсон приказал поднять для британской эскадры сигнал: «Нельсон верит, что каждый исполнит свой долг». Однако такой сигнал оказалось невозможным поднять — в коде не было необходимых обозначений; тогда первоначальная формула превратилась в знаменитое: «Англия ждет, чтобы каждый исполнил свой долг».
Вскоре в бой вступили другие корабли правой колонны, а около 1 часа в схватку вступила и колонна Нельсона. «Виктори» прорвал колонну противника между самым большим кораблем XVIII века испанской 144-пушечной «Святой Троицей» (Santisima Trinidad) и французским флагманом. Надо сказать, испанская «Троица» была первым в мире четырёхдечным кораблем с командой в 1200 человек. Британцы имели более умелые экипажи и канониров: в среднем на каждый залп французов и испанцев следовало три залпа англичан (французские историки приводят соотношение темпа стрельбы 7/4). Британские корабли, прорывая строй противника, вели огонь с двух бортов. При этом английские артиллеристы старались бить по пушечным портам противника, чтобы вывести из строя его артиллерию.
Союзники не использовали шансы, которые давали им возможность нанести серьёзный урон противнику. Так, из-за слабого ветра английские корабли вступали в бой с большим временным промежутком, что давало возможность союзникам атаковать вражеские корабли по отдельности. Но нерешительность и низкая сплоченность не позволили союзникам использовать эту возможность. Более того, авангард союзников под началом адмирала Пьера Дюмануара на флагмане авангарда «Формидабле» (Formidable) оторвался от центральной группировки, и, не обращая внимания на сигналы Вильнёва, продолжал идти на Кадис. Дюмануар увел с собой девять кораблей авангарда и один примкнувший к авангарду корабль из центральной группы. В результате в самый решительный момент адмирал не оказал помощь основным силам, покинул место боя вместо того, чтобы бороться дальше. Лишь в 15 часов корабли авангарда начали поворот, но к месту боя подходили отдельными группами и не смогли оказать эффективной помощи центру. А несколько французских кораблей вообще прошли мимо схватки.
Таким образом, британские флагманы «Ройял Соверейн» и «Виктори», во главе своих колонн последовательно атаковали центр кильватерной линии франко-испанского флота, при этом корабли второй колонны вели бой с арьергардом, а первой — с центром противника. На некоторое время головные корабли колонн оказались в кольце огня, но затем были поддержаны остальными кораблями. Корабли центра союзного флота, оказавшиеся между двумя английскими колоннами, смешались и вынуждены были принять бой, в котором численное преимущество было уже у британского флота. С учётом лучшей выучки британских артиллеристов, делавших по выстрелу в минуту, в то время как французы — один в три минуты, поражение союзников стало очевидным.
Присутствие на палубе Нельсона со всеми регалиями подзадорило французских стрелков. Адмирал не обращал внимания на уговоры спуститься вниз и поплатился за это. Когда «Виктори» вступил в абордажный бой с французским кораблем «Редутабль» (Redoutable), один из французских стрелков сделал меткий выстрел — пуля прошла через эполет, пробила плечо легкое и застряла в позвоночнике британского командующего. Унесенный в лазарет смертельно раненый Нельсон был ещё жив и требовал отчета об идущем бое. В 4 часа к ещё живому Нельсону подошел командир «Виктори» Харди, сообщив, что взяты уже 15 кораблей противника и сражение выиграно, на что адмирал ответил: «Это хорошо, но я рассчитывал на 20». Харди заметил, что теперь, когда сражение выиграно, командование вполне может принять на себя лорд Коллингвуд, однако Нельсон ответил категорическим отказом, намереваясь бороться до конца. Флотоводец умер в 16 час. 30 мин., получив перед смертью донесение о полной победе английского флота.
В этой решающей морской битве времён Наполеоновских войн Франция и Испания потеряли двадцать два корабля, в то время как Великобритания — ни одного.
По материалам сайтов Topwar.ru и Denvistorii.ru
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs