ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Предвыборная Германия: «скучный» фаворит

10:14 08.09.2021 • Андрей Кадомцев, политолог

Социал-демократическая партия Германии обошла, по данным ряда социологических исследований, ХДС/ХСС в ходе предвыборной гонки, которая должна завершиться 26 сентября. Таким образом, возрастают шансы нынешнего вице-канцлера и министра финансов Олафа Шольца занять пост главы правительства ФРГ. Между тем в предвыборной программе Шольца есть моменты, которые, в случае его прихода к власти, способны усилить трения как внутри ЕС, так в трансатлантических отношениях.

Среди причин неожиданного для многих взлета рейтингов СДПГ, комментаторы называют «невнятность» предвыборной кампании кандидата от ведущей партии нынешней правящей коалиции, ХДС/ХСС, Армина Лашета (Armin Laschet). Не понравилось публике и поведение Лашета в ходе начавшейся работы по преодолению последствий катастрофического наводнения, обрушившегося на ряд немецких земель. Другим обстоятельством стали скандалы, спровоцировавшие падение поддержки избирателями партии «Зеленых» и ее кандидата Анналены Бербок (Annalena Baerbock).

На таком фоне, Олаф Шольц, сумел конвертировать свои успехи на ниве стабилизации показателей немецкой экономики в условиях коронакризиса в позицию фаворита предвыборной гонки. В ходе прошедших 29 августа теледебатов, Шольц также сумел обойти и Лашета, и Бербок. По данным одного из последних социологических опросов, на начало сентября СДПГ были готовы поддержать 24 процента респондентов, ХДС/ХСС - 21%, «Зеленых» - 17%, СвДП - 13%, «Альтернативу для Германии» - 11%, партию «Левая» - 6%.[i]

Рост симпатий к Шольцу со стороны немецких избирателей может также выражать их желание стабильности и предсказуемости. Если уж немцы не могут больше голосовать за Меркель, то они готовы поддержать министра финансов из её правительства. Шольц ассоциируется с решительными мерами социально-экономической поддержки в ходе пандемии. Тем самым политическому классу Германии будет направлен сигнал, что население заинтересовано в сохранении преемственности, по крайней мере, в вопросах финансовой и экономической политики.

Критики обвиняют Шольца в бюрократизме и «унылом стиле» ведения дел, даже сравнивают с «роботом». Сторонники подчеркивают «надежность и опыт» 63-летнего политика. Как и все потенциальные преемники Меркель, Шольц относительно мало известен в Европе, и не имеет значимого общеполитического опыта в международных делах. Тем не менее, как действующий министр финансов федерального правительства, Шольц наработал обширные контакты как на уровне Евросоюза, так и с коллегами из ведущих экономик мира. В том числе, в рамках «Большой семерки» и «Большой двадцатки».

Если СДПГ удастся занять первое место, то наиболее вероятные варианты правительственной коалиции под началом Олафа Шольца следующие. Согласно первому сценарию, СДПГ сформирует коалицию с «Зелеными» и «Свободными демократами» из СВДП. Шансы «Свободных демократов» повышает факт успешного функционирования «светофорной» (по партийным цветам) коалиции на земельном уровне.

При сохранении нынешних тенденций в предпочтениях избирателей, суммарно наибольшее число голосов в Бундестаге наберут СДПГ, ХДС/ХСС и «Зеленые». То есть статистически, наиболее «весомым» оказалось бы правительство, состоящее из этих трех партий. Однако перспектива новой коалиции с ХДС/ХСС вызывает отторжение у многих социал-демократов, которые считают, что союз с Меркель в последние годы привёл к падению рейтингов СДПГ и размыванию её электората.

«В случае небольшого разрыва между ХДС/ХСС и СДПГ решающее значение будет иметь то, на чью сторону встанет СвДП. Председатель партии Кристиан Линдер поставил своей целью «обязательное попадание в правительство» и в зависимости от колебаний рейтингов ведущих партий делал реверансы в сторону каждого из возможных вариантов».[ii]

Нельзя полностью исключать, что третьим участником коалиции под началом СДПГ может стать «Левая» партия. Её шансы существенно ниже, поскольку «левые» по-прежнему ассоциируются у многих избирателей с правившей в ГДР СЕПГ. «Красно-красный вариант» вызывает сильную аллергию и у значительной части «зеленых» политиков.[iii] «Левые» занимают слишком радикальные позиции по таким вопросам, как «роль Германии в Евросоюзе и НАТО». Наконец, следует помнить, что в истории послевоенной Германии правительства, состоящего из представителей трех партий, не было с 1950-х.

Кроме того, позиции Шольца осложняет отсутствие руководящего поста в партии, которая выдвинула его кандидатом в канцлеры. Во главе СДПГ стоят два сопредседателя, Заскиа Эскен и Норберт Вальтер-Борьянс, взгляды которых значительно «левее» консервативной позиции самого Шольца. Внутрипартийные идеологические разногласия, на которые избиратели в данный момент обращают мало внимания, способны стать камнем преткновения для СДПГ, когда придется делить портфели в будущем правительстве.

Не менее значительны расхождения взглядов Шольца и его потенциальных коллег по коалиции. Особенно по ряду принципиальных вопросов внешней политики. Шольц, в частности, критикует Соединенные Штаты за желание развязать новую «холодную войну» и заставить Евросоюз отказаться от взаимовыгодных связей с Пекином. В то время как «Зеленые», напротив, слывут «идеологическими сторонниками Вашингтона». А также призывают к более решительному «сдерживанию» России и КНР. Партия также последовательно выступает и против проекта «Северный Поток-2».

Наконец, в предвыборной программе Шольца есть несколько моментов, которые, в случае его прихода на пост канцлера, могут усилить раскол в ЕС, а также подлить масла в огонь разногласий с Вашингтоном.

Во-первых, кандидат от СДПГ выступает за сворачивание "излишних" заимствований, а также сокращение госрасходов. Уже к началу осени прошлого года из уст ряда немецких политиков и экономистов зазвучали предупреждения о необходимости не допустить, чтобы «чрезвычайные» финансовые меры, предпринятые для преодоления последствий коронакризиса, приняли характер регулярной политики. К началу нынешнего года часть немецкой оппозиции уже выступила с предупреждением об угрозе «кризиса для следующих поколений». С подобными заявлениями, в частности, выступали депутаты от СвДП, потенциально ключевого участника переговоров о создании правящей коалиции по итогам сентябрьских выборов.

Весной 2020 года Шольц поддержал курс Меркель на разработку «плана спасения» Евросоюза от последствий пандемии коронавируса. Тем самым, Германия продемонстрировала готовность отступить от принципов финансово-бюджетной политики, которых придерживалась десятилетиями. В декабре прошлого года именно Шольц «шокировал» депутатов Бундестага заявлением о планах правительства практически удвоить объем государственных заимствований в 2021 году до 180 млрд. евро. При этом подразумевается, что Берлин поддерживает подобные меры из-за опасений, что падение рынков и спроса у соседей ударит по самой Германии.

Однако Шольц также выступал в поддержку тезиса об «одноразовом» характере предпринятых «чрезвычайных» шагов. Конституция ФРГ включает положение, ограничивающее величину структурного бюджетного дефицита страны 0,35 процента национального ВВП. Из-за пандемии коронавируса, «ограничитель» «временно» отменили, сославшись на «чрезвычайные обстоятельства». И вот теперь Шольц идет на выборы с обещанием вернуть «ограничитель дефицита бюджета» уже в 2023 году.

В поддержку позиции Шольца «работает» и ускорение темпов инфляции, произошедшее в последние месяцы. В конце августа, агентство Bloomberg сообщило, что инфляция в ФРГ в августе выросла до 3,4 процента. Это самый высокий уровень с 2008 года. Показатель также существенно выше контрольного значения в 2 процента, которое Европейский центральный банк считает оптимальным с точки зрения поддержания экономической динамики и стабильности еврозоны.

Позиция Шольца не должна вызывать удивления. Как действующий министр финансов, кандидат СДПГ, как никто другой, имеет возможность оценить всю противоречивость для немецких интересов двух тенденций, наметившихся в Европе в последние десятилетия.

С одной стороны, экономическое могущество ФРГ неуклонно возрастает. А евро, по мнению критиков, превратил Евросоюз в «экономический придаток» Германии.

С другой стороны, именно Берлину приходится последние лет десять оплачивать экономические неурядицы всё большего числа своих партнеров по еврозоне. И объемы такой латентной «помощи» лишь возрастают. При этом, члены ЕС всегда рады немецким деньгам. Однако многие инициативы Германии в других сферах стараются блокировать, почти открыто выражая опасения попасть в полную зависимость от немцев в случае консолидации Евросоюза вокруг ФРГ. По итогам правления Ангелы Меркель, рост доминирования Германии в экономике и финансовой сфере ЕС одновременно усилил изоляцию Берлина в Европе.

Второй, тревожный для сторонников консолидации Европы и Запада, момент предвыборной программы Шольца отчасти связан с первым. Кандидат социал-демократов ратует за приоритетное развитие немецкого экспорта. Многие в Германии полагают, что «Шольц, если станет канцлером, продолжит внешнюю политику Меркель.» Между тем, именно Ангела Меркель выступила одним из ключевых организаторов и проводников заключенного в самом конце 2020 года «Всеобъемлющего соглашения об инвестициях», которое заключили Евросоюз и Китай. Речь в соглашении, в частности, идет о снижении барьеров на пути доступа электромобилей и гибридов, выпускаемых автоконцернами Европы, в первую очередь, немецкими, на китайский рынок. Многие комментаторы тогда называли достигнутую договоренность «подлинным триумфом» для канцлера ФРГ Меркель.

Тем временем, контакты Байдена с руководством ЕС и его стран-членов показали, что от Германии и ее партнеров по Евросоюзу в Вашингтоне ожидают отказа от геополитических амбиций в пользу «общего дела». Читай – интересов США. Личная встреча Байдена и Меркель минувшим летом подтвердила, что если Берлин не согласится увязать отношения с Москвой и Пекином с интересами Вашингтона, США могут существенно ужесточить свою позицию.

В случае прихода к власти, Олафу Шольцу предстоит поиск выхода из дилеммы политического класса Германии. Внутри страны от нового канцлера ожидают, что «преемственность курсу Меркель» не будет означать продолжения «застоя», спровоцированного стремлением уходящей главы немецкого правительства к сохранению статус-кво. А Евросоюз остро нуждается в новых доказательствах несостоятельности подозрений в отсутствии у Германии стратегической европоцентричности. На практике, кандидат от СДПГ, предпочитающий отделять экономику от геополитики, способен легко усилить все сомнения подобного рода.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати