Эта совсем недавно изданная в России книга – итог многолетней работы ее автора – Марии Вальдес Одриосола, живущей в Москве русско-кубинской исследовательницы глобальных проблем философии искусства и городской среды. (Мария Вальдес Одриосола. Город. Искусство и глобальные вызовы: Городской социум. Преодоление глобальных вызовов. Формирование менталитета. М.: ЛЕНАНД, 2021. – 168 с.).
Книга посвящена роли искусства в современном мире через призму биосферно-ноосферной и эколого-культурной концепции. В своем исследовании автор затронула многочисленные глобальные проблемы современности, в том числе ядерную безопасность, пандемию COVID-19 и расовые волнения. При этом, Мария Вальдес обозначила роль искусства в преодолении глобальных кризисов, в качестве средства формирования менталитета.
Несколько слов о содержании нового исследования Марии.
Книга состоит из Предисловия, Введения и четырех глав:
«Современность как объективная реальность», «Современность и экология культуры», «Город а контексте современности» и «Город и искусство в аспекте экологии культуры». Затем автор предлагает читателям такие разделы, как Заключение, Терминологический словарь, Список иллюстраций и Литература.
Теперь о самом авторе книги. Мария Сантьяговна Вальдес Одриосола – одновременно и кубинка, и коренная москвичка. По профессии она художник и специалист в области арт-терапии. Имеет научную степень кандидата культурологии. Мария – лауреат Государственной стипендии для выдающихся деятелей культуры и искусства, а также талантливых молодых авторов литературных, музыкальных и художественных произведений, член Союза художников России, Международной ассоциации изобразительных искусств ЮНЕСКО, Творческого союза художников России и Международной федерации художников, Союза журналистов Москвы и многих других творческих организаций. Она автор более 60 научных и научно-популярных публикаций. Живописные работы автора находятся в Калужском музее изобразительных искусств, а также в частных коллекциях в России и за рубежом…
…Когда Мария Вальдес начинала это исследование, его проект многим казался научно-фантастическим, не имеющим практического применения. Однако уже в последние два года ситуация радикально изменилась. И в первую очередь, это связано с пандемией COVID-19, которая стала точкой бифуркации, то есть, точкой отражающей процесс развития, радикальным образом изменившей картину мира. Ситуации, в которых, казалось, было все понятно, оказались чуждыми и незнакомыми. Планы, которые были расписаны вплоть до мелочей, оказались невыполнимыми, а свобода иллюзорной. Старые приоритеты ушли на второй, а то и на третий план, уступив место тому, что казалось далеким и не имеющим никакого отношения к повседневной жизни. А на передний влан снова выходят общечеловеческие ценности, что обусловлено выработкой стратегий выживания в условиях того, что, оказавшись практически беззащитным перед ужасами пандемии, человечество, как никогда ранее, объединено общей проблемой – глобальным вызовом.
Именно сейчас, пишет в своей работе Мария Вальдес, особую актуальность обретает понятие «ноосфера», как квинтэссенция понимания той эпохи, в которой мы сейчас живем и, с чем, несомненно, должны считаться во избежание трагических, а в худшем случае и фатальных последствий. Это, на наш взгляд, необходимо для понимания сущности и специфики настоящего времени…
Далее автор размышляет о новой вехе в истории человечества, наступление которой с каждым годом мы чувствовали острее, и которая символизирует собой не эволюционную смену исторических эпох, а революционные изменения не только в масштабах человеческого рода, но и планеты в целом. И от того, каким образом пойдет развитие истории, считает Мария, зависит дальнейшее существование Земли.
Небывалый научно-технический прогресс последнего столетия обуславливает, по мнению автора, способность человечества осваивать и близлежащее космическое пространство и, возможно, колонизировать недалекие планеты. Можно с полной уверенностью сказать, что на Земле наступило господство человеческого разума.
И все же… Автор определят и негативно влияние прогресса. Если столетие назад, отмечает Вальдес, просвещенное человечество возлагало большие надежды на научно-техническую революцию, то к миллениуму оптимизм сменили страх и скептицизм. Это связано в первую очередь с многочисленными случаями применения оружия массового поражения против мирных граждан, загрязнением окружающей среды, а также с техногенными катастрофами, одним из страшных примеров чему служит авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Время показало, что всевозможные технические изобретения могут стать средством как спасения, так и уничтожения, в зависимости от того, в чьем распоряжении они находятся. Возможно, именно эта альтернатива в последние десятилетия обострила интерес к наукам о человеке, к проблемам жизненных ценностей, но, правда, исключительно в научно-исследовательской среде…
В этом аспекте, указывает автор, представляется наиболее актуальным изучение городской культуры современного типа, ведь именно мегаполисы в настоящее время являются центрами глобализации, а так же, как мы видим по последним событиям, из-за высокой концентрации населения и экологических проблем оказываются под ударом глобальных вызовов. А если говорить о роли искусства в развитии современного города, то она неоспорима, пишет автор. Ведь именно в мегаполисах находятся основные музейные коллекции, театры, консерватории и т.д.
Посредством искусства, которое проникает в самые потаенные уголки человеческой психики, происходит утверждение в обществе определенных ценностей…
Автор досконально исследует и показывает сущность таких понятий, как «глобальные вызовы» и «современность как объективная реальность». Мария Вальдес подробно рассказывает о специфике современной реальности, о быстром прогрессе информационных технологий. Ценностные ориентиры в обществе, отмечает автор, также меняются молниеносно. Однако, считает Вальдес, все же существует некая константная система координат, благодаря которой современную реальность можно очертить, как определенный отрезок времени, который имеет определенную точку отсчета.
В настоящее время, поясняет автор, в отечественной философии современность понимается как «проблемная ситуация, в которой оказываются общества вследствие подрыва и распада того строя высших ценностей, которые ранее легитимировали их порядки, обеспечивали осмысленность общей «картины мира» у членов этих обществ и воспринимались ими в качестве высшей и объективной «онтологической» реальности»…
Современная эпоха, начало которой положил научно-технический прогресс, утверждает Вальдес, является принципиально новой, отличной от тех, что человечество переживало ранее.
Далее автор досконально рассматривает те эпохи, которые предшествовали нашему времени. Эта часть книги, полагаю, особенно интересной будет специалистам, историкам и философам.
Какие же выводы на основе своего исследования делает Мария Вальдес?
Современные реалии таковы, отмечает она, что человек впервые в истории получил возможность кардинально изменять мир вокруг себя, что является как привилегией, по сравнению с другими живыми существами, населяющими планету, так и колоссальной ответственностью. А добро и зло в современном мире являются неотъемлемыми составляющими объективной реальности.
С другой стороны, продолжает Мария Вальдес, к сожалению, сущность и специфика современной эпохи таковы, что человечество оказалось перед лицом глобальных вызовов, пути преодоления которых предлагает ноосферная концепция культуры, в основу которой заложены экологические принципы, опирающиеся как на нравственные аспекты, так и на принципы непрерывного развития, в чем одну из ведущих ролей играет искусство.
А культура современного мегаполиса, которая в полной мере отражает сущность и специфику ноосферной реальности, является ее цитаделью. Таким образом, развивая и трансформируя и внедряя новые урбанистические концепции, человечество меняет не только сущность и специфику современного города, но, и сущность и специфику ноосферной реальности.
И последнее. Нравственные аспекты городского развития закладываются как в архитектурно-художественной составляющей городского пространства, так и в концепции глобального городского социума, посредством освоения художественных практик, которые также способствуют развитию и становлению личности в целом.
В этом аспекте искусство предстает не как форма досуга или развлечения, а как социальный институт, от которого во многом зависит выбор путей развития человеческого сообщества и его взаимодействия с окружающей средой, заключает Мария Вальдес.
Кому автор предназначает это научно-популярное исследование? Мария полагает, что ее работа будет интересна всем специалистам, работающим в области теории, истории и философии культуры и искусства, истории и философии науки и техники, а также экологам, урбанистам, преподавателям и студентам высших и средних учебных заведений. Добавлю, что этот труд заинтересует также всех неравнодушных и любопытных людей, которым небезразлична судьба и развитие нашей планеты.
Справка
Ноосфера – термин, предложенный французскими учеными Э.Леруа и П.Тейяром де Шарденом и русским ученым-естествоиспытателем В.И.Вернадским. Ноосфера – это мыслящая оболочка Земли – коллективный человеческий разум, способный менять историю в планетарном масштабе.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs