До встречи президентов России и США Киев с напряжением и используя все ресурсы пытался накачать повестку их переговоров украинским контекстом. От Минских соглашений и Крыма, до членства в НАТО и «Северного потока - 2» (СП-2). Что едва ли устроило Киев, по итогам встречи об Украине говорил больше Владимир Путин, чем Джо Байден. Впрочем, Украину предупреждали. Сначала госсекретарь Блинкен, заявивший что Вашингтон предупреждал украинские власти о своих намерениях не вводить санкции против газопровода «Северный поток – 2», так как Байден в этом вопросе будет ориентироваться на мнение ключевых стран Евросоюза, в частности, Германии. И это несмотря на то, что Киев утверждает, что СП-2 для него это вопрос не только экономической, но и национальной безопасности, так как, если Россия отключит Украину от транзита российского газа, будет не на что содержать украинскую армию и «сдерживать военную агрессию».
Второй звоночек раздался после второго телефонного разговора Джо Байдена и президента Украины Владимира Зеленского. Вашингтон пресек вольную интерпретацию Киева в отношении обещаний США о поддержке евроатлантической интеграции Украины и предоставлении Плана действий (ПДЧ) относительно членства в НАТО.[i]
О том, к чему готовились стороны, говорит список участников встречи президентов. Россия: помощник по внешней политике Юрий Ушаков, спецпредставитель по Украине и замглавы АП Дмитрий Козак, спецпредставитель по Сирии Александр Лаврентьев, начальник Генштаба Валерий Герасимов. С американской стороны: госсекретаря Блинкена советник по национальной безопасности Салливан, заместитель госсекретаря Виктория Нуланд.
Можно видеть, что несмотря на украинский опыт Нуланд, делегация готовилась к более общему кругу вопросов. Тогда как Россия готовилась и к Сирии, и к Украине, и к вопросам военного характера.
По сути, Байден оставил тему Украины за Россией, а президент Путин четко сформулировал позицию – безальтернативность Минских соглашений признается Вашингтоном. Это подтвердил и сам Байден: «Я сообщил о неизменной приверженности США суверенитету и территориальной целостности Украины. Мы договорились, что будем продолжать дипломатию по линии Минских соглашений».[ii]
Курирующий украинское направление Дмитрий Козак по итогам саммита заявил, что американская сторона согласилась со следующей позицией: «Мы сказали, что минские соглашения это безальтернативная основа для политического, невоенного урегулирования конфликта. Надо следовать минским соглашениям, прежде всего - в политической сфере».[iii]
Реакция нынешнего идеолога украинской власти, по должности секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Алексея Данилова показательна: «Мы их (Минские соглашения – ред.) не денонсируем. С Минскими соглашениями надо работать. Других нет. Но надо понимать, что выполнить их в том виде как они есть… (невозможно или не будем?– ред.)».[iv]
В Киеве сложившаяся ситуация была воспринята крайне неоднозначно. И по НАТО «прошли мазком» по словам Путина, и Минские соглашения безальтернативны. При этом 14 июня, перед встречей с Путиным, после саммита НАТО, Байден заявил, что «ситуация на Донбассе не исключает возможность вступления Украины в НАТО».[v] Лидеры НАТО на саммите альянса также поддержали право Украины и Грузии на присоединение к альянсу, но заявили о необходимости продолжать реформы и не назвали сроков возможного вступления этих стран в организацию. То есть, продолжайте борьбу с коррупцией и реформы, перспективы будут. Российский эксперт Алексей Чеснаков, в прошлом вовлеченный в ситуацию на Донбассе и минский процесс так прочитал брюссельские заявления Байдена:
-
Зафиксировано президентом США: «ситуация в Донбассе не исключает возможности вступления Украины в НАТО».
-
Сигнал Москве: «вступление Украины в НАТО всего лишь вопрос времени. Возможно, процесс будет запущен в этом десятилетии. Принципиальное решение уже принято».
-
Сигнал Киеву: «не стоит уступать позиций по Донбассу. Важно сохранить санкции против России. В НАТО вас примут при любых обстоятельствах».[vi]
Если так, то это разговор о длинной игре. С последним тезисом эксперта согласен частично. «В НАТО примут при любых обстоятельствах» - все ж тезис спорный. Первая скрипка в НАТО безусловно, за США, однако, подорванный авторитет после Трампа еще предстоит восстанавливать, а также решать вопрос об основном бремени финансирования альянса.. Так что проблем много, но главное - далеко не все страны поддерживают как вступление Украины в НАТО, так и излишне гибкий подход к этому вопросу. А значит, можно ожидать особо оригинального статуса для Киева. Таковой, кстати, у Украины уже был, а может, есть и до сих пор – это «член-наблюдатель», что вызвало в свое время шквал шуток. Как бы то ни было, в итоге, «красные линии» по Украине, определенные перед саммитом президентом Путиным, никто пересекать не стал.
Президент Владимир Зеленский, ожидавший, видимо, вступления Украины в НАТО «уже завтра», отметился в интервью AFPresse, Reuters и AP накануне саммита НАТО воинственной и непонятной риторикой: если Запад не поможет Киеву с Донбассом, то украинской армии придется стать «самой мощной с точки зрения техники и войск в Европе».[vii] И одновременно выразил надежду на финансовую помощь от Вашингтона и МВФ, а также на военную помощь от США.
Зеленский также заявил: «Я хочу от Президента США конкретики для Украины. Если мы говорим о ПДЧ в НАТО – я очень хотел бы получить конкретику относительно того, «да» это или «нет». Я понимаю, что это должна быть согласованная позиция стран Альянса. Но мы должны получить понятные даты и вероятность этого для Украины».
Конкретику 16 июня от Байдена он не получил. Хотя готовились и ждали, о чем говорят инсайды от украинских телеграмм-каналов: «Наш источник в ОП (офисе президента –ред.) рассказал, что отмена и перенос внеочередной сессии Верховной Рады на осень, на которой должны были обратится к США по теме статуса основного союзника вне НАТО, связана с вчерашними переговорами Байдена и Путина. Посольство США в Украине связалось с Андреем Ермаком (глава офиса президента – ред.) и передало в ультимативной форме пожелание, чтобы такое голосование не произошло. В Госдепе сильно не довольны публичной активностью Зеленского, который сделал много заявлений в СМИ, что используют республиканцы против администрации Байдена».[viii]
Тем временем, в Киеве продолжают верить в более активную роль США в отношении конфликта на Донбассе, представитель Украины в Трехсторонней контактной группе Алексей Арестович решил подкорректировать итоги: «Байден не сказал, что Минские соглашения безальтернативные. Он сказал: мы продолжим дипломатическую работу вокруг Минских соглашений… Мы должны приехать в США (будущий визит Зеленского-ред.) с нашим вариантом модернизации Минских соглашений. И должны достичь в США соответствующей поддержки, если мы хотим этих изменений».[ix]
Не будем питать иллюзий. Украинский вопрос и контекст международных отношений никуда не делся. «Проект Украина» не для того создавался, чтоб от него вдруг отказались, даже перед лицом «китайской опасности». Запад подпитывает этот проект уже не один исторический период, и цели его всегда были одинаковы – создание проблем и нестабильности для Москвы у ее западных границ. Посмотрим, что Байден будет заявлять на пресс-конференции после возвращения в США. Сомнительно, что он возьмётся дезавуировать заявления Путина по Минским соглашениям и НАТО, тем более Украину на этом направлении притормозили еще до встречи.
Однако, ничего не мешает и дальше «раздавать печеньки» Украине. Это может быть участие США в «Крымской платформе», дальнейшее развитие ВТС с Киевом - поставки списанных катеров, старых «Хаммеров» и просроченных, но дорогих ПТРК Javelin. Украинские поводы будут использоваться для расширения санкций, могут возродить должность спецпредставителя Госдепа на Украине, продолжится размещение отдельных частей иностранных армий под предлогом учений и тренировочных центров, украинские спецслужбы будут все более послушными и умелыми филиалами Лэнгли. В отношении Минских соглашений – да, было сказано, что альтернативы им нет, но никто, думается, настаивать на их выполнении из Вашингтона не будет. Одним словом, пространства для реализации прежней антироссийской политики на Украине предостаточно.
Тем не менее, произошло главное – начался переговорный процесс между двумя державами – Россией и США, и это неизбежно будет влиять на решение многих проблем в мире, включая украинскую, нравится это Киеву или нет.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
[ii] https://ria.ru/20210616/byden-1737318458.html
[iii] https://ria.ru/20210616/donbass-1737323519.html
[v] https://ria.ru/20210614/ukraina-1737000992.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop
[vii] https://www.president.gov.ua/ru/news/intervyu-prezidenta-ukrayini-inozemnim-zmi-69061
[viii] https://t.me/rezident_ua
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs