Согласно статистическим данным ООН, Исламская Республика Иран занимает первое место в мире по результатам борьбы с распространением наркотиков.
У Ирана 2 тыс. километров общей границы с Афганистаном, Пакистаном и Ираком. Из-за отсутствия соответствующих систем безопасности в этих странах наркотики контрабандой поступают в Иран. Противодействуя этому, иранские власти строят фортификационные сооружения, превращают приграничные посёлки и города в укрепленные районы, показательно вешают наркопреступников на подъемных кранах лицом к афганской и пакистанской границе. Как сказано в статье 4 действующего в Иране закона «О борьбе с употреблением наркотиков», казнь наркопреступников целесообразно совершать в общественных местах.
Приведём заслуживающие внимания высказывания главы иранского ведомства по борьбе с наркотиками Таха Тахери из его интервью, в котором он рассказывает о принципах и практике борьбы с наркотрафиком в его стране.
Вопрос: «Международные правозащитные организации возмущены тем, что в Иране казнят. Они не считают, что следует казнить дельцов от наркомафии. Каков ответ Ирана на эти протесты?»
Ответ: «У нас для наркокурьеров очень серьезные наказания – от длительных сроков заключения до высшей меры наказания для тех, кто хранит особо крупные партии наркотиков. Мы применяем такие суровые формы наказания потому, что находимся на передовом фронте этой борьбы. Если мы не будем казнить наркопреступников, неизвестно, сколько людей из России и Европы погибнут. Мы соблюдаем права человека, но в отношении наркоторговцев закон суров – это касается и иранских граждан, и иностранных».
Вопрос: «Можно ли измерить успехи борьбы с наркоторговлей? У людей ведь возникает устойчивое ощущение, что чем больше борьбы с наркотиками, тем больше наркотиков. Есть ли у вас хоть какие-то позитивные данные?»
Ответ: «98% всего конфискованного в мире опия приходится на Иран. Только в 2009 году было конфисковано 1050 тонн. В этом же году мы потеряли 78 человек сил правопорядка. Согласно статистике, около 30% наркотиков поступает на территорию Ирана. Из этого объема 1/3 нам удается конфисковать. Наши показатели выше, чем в других странах.
Борьба с наркотиками в Иране – сложное дело, из-за протяжённости границ с Афганистаном и Пакистаном (2000 километров). Иранский маршрут - самый короткий для стран с высоким потреблением наркотиков. В борьбе с их продвижением за 30 лет Иран потерял 3700 человек из числа сил правопорядка. Около 12 тысяч человек стали на этой войне с наркомафией инвалидами.
Второй традиционный маршрут транспортировки наркотиков – балканский. Не веди Иран такую борьбу, урон для Европы и России был бы гораздо больше. Мы теряем наших людей не только ради здорового иранского общества, но и ради других народов, ради поколения молодёжи всего мира. Мы знаем, что в России есть такая беда с молодежью, и мы готовы делиться опытом».
В Иране налажена сетевая антинаркотическая работа. Иранские власти, по их утверждению, контролируют все сельскохозяйственные поля с марта и до конца июля. Пресекается любая попытка выращивания наркосодержащих растений. Не будет преувеличением сказать, что борьба с наркотиками рассматривается в Иране как священная война. Успеха в этой борьбе добиваются только те, у кого есть вера, бесстрашие, беспощадность к наркопреступникам.
Глава ведомства по борьбе с наркотиками Ирана Таха Тахери говорит: «Наши люди жертвуют собой ради того, чтобы родители не теряли своих детей – независимо от того, иранская это семья или европейская. Мы получаем поддержку многих семей. Мы уверены, что одними полицейскими методами это зло победить невозможно. Надо вести большую культурную работу – мы ее начинаем с детского сада. Мало сказать «нет наркотикам», надо уметь это «нет» сделать жизненным принципом. Эта тема популярна в наших СМИ. У нас есть новая специальность в университетах. Есть уже 25 тысяч специалистов по стране, на которых мы можем рассчитывать. В Коране сказано: тот, кто спасает одного человека, спасает все человечество».
То, что многие иранские государственные деятели и политики в высоком смысле слова одухотворены благородной целью – борьбой с наркотическим злом, замалчивается западными СМИ, да и в России об этом упоминается редко. В мире действуют очень влиятельные силы, которые страшатся признать, что у современного Ирана есть идеология борьбы с распространением и потреблением наркотиков, и эта идеология позволяет добиваться результативности в борьбе с наркопреступностью.
По оценке директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктора Иванова, Иран вносит чрезвычайно большой вклад в борьбу с наркомафией: «В целом они перехватывают порядка 40% опиума, который мог бы пойти в Европу, в этом смысле они вносят серьезный вклад».
«Нестабильность и отсутствие безопасности в соседних странах - Афганистане и Пакистане - следует считать основной причиной роста незаконного трафика наркотиков в Иран», - заявил руководитель иранской полиции Исмаил Ахмад Могаддам на встрече с главой Интерпола Ку Бун Хуи, высоко оценившим эффективные усилия Ирана по борьбе с контрабандой наркотических средств. Интерпол подтверждает, что опыт Исламской Республики в борьбе с контрабандой наркотиков используют во многих странах мира.
Однако далеко не все в действиях иранских властей на этом поприще заслуживает одобрения. Например, используемая в Иране так называемая «заместительная» метадоновая терапия (которая в России справедливо запрещена). Можно предположить, что эта практика была допущена в угоду крупным транснациональным компаниям, лоббирующим идею замены одного наркотика на другой, а вместе с ней - поддержание уровня доходов наркомафии. По-видимому, наркомафии всё же удалось внедрить представление о «метадоновой панацее» в сознание иранского общества. Иначе не объяснить лояльность к метадону и возникновение коридоров утечки отдельных видов наркотиков через горные районы Ирана. Дальше эти наркотики идут транзитом в Европу, а также через Каспийское море и Азербайджан в Россию.
В отчете Госдепа США по итогам 2009 года говорится, что в Азербайджане в 2007-2008 годах зарегистрирован рост числа наркоманов и увеличение площади возделывания наркотических растений. В отчете также указаны направления транзита наркотиков в Азербайджан – по Каспийскому морю через Азию или же сухопутным путем через Иран. Сообщается, что наркотики из Азербайджана перевозятся в Россию, а оттуда в Восточную и Центральную Европу.
К чести иранских властей, они признают такого рода факты. «Мы противостоим как бы селевому потоку, и, естественно, происходят какие-то мелкие протечки. То есть факт перевозки наркотиков через границу контрабандным путем в соседние страны существует. Одной из таких стран является Азербайджанская Республика. И это очень беспокоит нас», - отметил во время визита в Баку заместитель главы иранской полиции генерал Ахмад Рза Радан. Иран провел несколько мероприятий с целью предотвращения перевозки наркотиков в соседние страны. Совместную работу ведут иранские и азербайджанские пограничники. Однако, по словам иранского генерала, «некоторые страны оказывают поддержку Ирану в борьбе с наркопреступностью на словах, а в деле они не такие активные».
Ссылки по теме:
Афганская наркоиндустрия – угроза России и инструмент геополитического влияния
Героиновый поток из Афганистана направляют в Россию
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs