ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Новый шелковый путь 2021. Попытаются ли США при новой администрации остановить продвижение в Европу

10:18 26.12.2020 • Артем Куреев, эксперт Валдайского клуба

Новое – хорошо забытое старое?

Еще в начале 2020 года многие эксперты предсказывали, что амбициозный проект по продвижению Китая на европейские рынки – «Новый шелковый путь» ждут серьезные проблемы. Строжайшая изоляция и жесткие карантинные меры из-за начавшейся в КНР пандемии привели к спаду производства и снижению экономики. Однако Поднебесная оказалась готова справляться с проблемами. Только за первую половину 2020 года количество грузовых эшелонов из Китая в Европу через Россию и Казахстан увеличилось на 36%, а количество двадцатифутовых контейнеров с товарами, перевезенными ими, и вовсе на 41%, по сравнению с тем же периодом предыдущего года. При этом Белый дом на фоне пандемии продолжил торговые войны с Китаем, более того, Трамп воспользовался пандемией, чтобы возложить на Пекин ответственность за распространение Covid-19. Однако похоже, что «наступление» КНР на Европу это не остановит. А в Белом доме тем временем вот-вот сменится хозяин.

Концепцию «Нового шёлкового пути» под лозунгом «Один пояс — один путь» председатель Си Цзиньпин выдвинул еще в 2013 году. Это многокомплексный проект, и развитие транспортных коммуникаций – лишь часть его. Амбициозной целью Поднебесной является развитие регионального сотрудничества и экономических связей с участием Китая. По сути, Пекин как всегда медленно, но верно начал строить новую систему международных отношений, основанную на прагматичных экономических проектах. Маршруты «Нового Шелкового пути» несколько разнообразней, чем у его древнего предшественника, и один из основных проходит через внутренний Китай, Казахстан и Россию. При этом, в Пекине изначально рассчитывали, что его реализация позволит существенно оживить экономику внутреннего Китая, даст возможность китайским железнодорожным и строительным компаниям выхода на рынки соседних стран и оживит сбыт китайской продукции. Для поддержки проекта уже в конце 2014 года в КНР был создан «Фонд шелкового пути» с капиталом более 40 миллиардов долларов. Кроме того, к финансированию этой инициативы подключился и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, учрежденный в октябре 2014 года также по инициативе Пекина.

Безусловно, «кто платит, тот и заказывает музыку» и Китай, используя свои инструменты, начал укреплять экономические позиции в сопредельных государствах. В рамках экономического сотрудничества «Фонд шелкового пути» купил доли в российских «Сибуре» и «НОВАТЭКЕ», начал строительство ГЭС в Пакистане, вкладывал средства в транспортную инфраструктуру соседних стран. Экономическое влияние Поднебесной, консолидировавшей многие свои внешнеэкономические усилия в рамках ради «Одного пояса и одного пути», возрастает. Пандемия парадоксальным образом увеличила поставки товаров (В том числе медицинских, сначала в Китай, потом из Китая). При этом, по ряду причин экономическая составляющая проекта достаточно выгодна Москве. Даже в нынешнем состоянии «пути» Россия получает рост транзита и может рассчитывать на китайские инвестиции в новые транспортные проекты. Кроме того, контроль над транзитом позволяет России самостоятельно ориентировать направления грузопотоков. Так, едва ли Латвия, испытывающая большие проблемы из-за снижения российского транзита (в ноябре этого года Заместитель госсекретаря Министерства сообщения Латвии Улдис Рейманис даже пытался инициировать двусторонние переговоры с Россией по этому поводу), может при нынешнем политическом курсе рассчитывать стать одним из хабов «Нового шелкового пути».

Сонный Джо против Си Цзиньпина. Мирное соперничество или жесткая конфронтация?

Дональду Трампу в своей достаточно жесткой антикитайской политике сорвать амбициозные паневразийские планы Поднебесной не удалось. Более того, действующий Президент США чуть ли не играл от обороны, закрывая доступ на американский рынок китайским товаром и ведя прямые торговые войны. Миньоны США в рамках «Нового шелкового пути» и вовсе играли против России. В частности, можно вспомнить альтернативный проект коридора Прибалтика-Украина-Китай в обход России, предусматривающий использование паромов на Каспии и Черном море. Формально данный проект реализован был, однако стоимость перевозки грузов по нему не вполне рентабельна…

Трамп, со свойственной ему эмоциональностью, обвинял «Сонного Джо» в том, что тот «сдаст» его достижения на китайском направлении Пекину. Однако многого ли достиг сам нынешний хозяин Белого дома? Соперничество Китая и США продолжается уже давно, и демократическая администрация Обамы, где Байден занимал высокий пост, в свое время приложила немало усилий для сдерживания экономических амбиций Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Другое дело, что до бряцанья оружием не доходило. Трамп же добился того, что более 70% американских избирателей видят в Поднебесной образ врага. Поэтому сильно «отступить» Байдену не удастся. Он может только отказаться от жесткой конфронтации и риторики. Но китайская экономика в ближайшие годы все равно будет главным конкурентом американской и экономическое противостояние продолжится. При этом, Пекин начинает активно выстраивать собственную сферу влияния, государственное регулирование закрывает его рынок для американских компаний и инвестиций. Поэтому администрации Байдена придется пойти на жесткие меры, и вот здесь им на помощь придет хороший козырь демократов – умение искать внешних союзников.

В перспективе, «Новый шелковый путь» опасен для американцев уже тем, что укрепит экономическое, а как следствие и политическое влияние Поднебесной от Пакистана до Германии. Китай готов к диалогу и с Ираном, и с Турцией, собираясь инвестировать в масштабные инфраструктурные проекты. Поэтому Байден будет попросту вынужден приложить все усилия, чтобы принудить хотя бы своих европейских союзников снизить сотрудничество с Китаем. Тем более, уменьшив поток грузоперевозок, а как следствие и инвестиций в коридор Китай-Казахстан-Россия-Европа демократическая администрация заодно ударит и по российской экономике. Что для этого нужно? Во-первых, поднять новую волну протестов против нарушения прав человека в Синьцзяне, во-вторых, встать на защиту автономии Гонконга, мобилизовав все ресурсы различных структур по «защите демократии». Далее включить лоббистов – малые и верные США при любом курсе страны ЕС, которые будут заявлять о возможной утрате экономической независимости из-за китайских инвестиций. И, наконец, остается тяжелое оружие – применение точечных санкций против крупных проектов, которые Поднебесная попытается реализовать в Европе. Тем более, уже есть отработанный механизм противостояния российско-германскому «Северному потоку -2». Не пойти на подобные меры для Байдена и его окружения будет слишком большой ошибкой.

При этом, потенциальный плацдарм для наступления на Китай в Европе у демократов уже есть. Так, инвестиционное соглашение КНР с ЕС, которое в Пекине рассчитывали подписать до конца текущего года, оказалось, по сути, заблокировано Францией и рядом ее партнеров по Евросоюзу. Данное соглашение позволило бы Поднебесной получить доступ к энергетическому рынку ЕС в обмен на открытие европейским партнерам рынков в разных секторах китайской экономики. Однако в Брюсселе заявляют, что КНР не соответствует международным стандартам, связанным с использованием принудительного труда. При этом глава МИД Франции Франк Ристер открыто предлагает использовать эту сделку как рычаг для решения социальных проблем. В первую очередь речь идет о трудовых лагерях для мусульман-уйгуров, деятельность которых широко освещают американские СМИ. В отличие от Трампа, делавшего упор на экономику, команда Байдена явно поставит «права человека» во главу угла и постарается раздуть эту тему, а возможно и инициировать точечные санкции против китайских компаний, якобы использующих принудительный труд. Это существенно ослабит позиции Пекина в ЕС.

В то же время Поднебесная уверенно и неторопливо наступает на слишком многих фронтах, чтобы ее было просто остановить или даже замедлить. У Трампа, в итоге, это не особо получилось. Однако в Европе у американских демократов слишком много союзников и саботировать новые амбициозные проекты, которые зачастую и так обсуждались годами, новые хозяева Белого дома, скорее всего, смогут. По крайней мере, на какое-то время.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати