Российский МИД ответил на опубликованный в конце июля доклад госдепартамента США «2010. Приверженность и соблюдение соглашений и обязательств в области контроля над вооружениями, нераспространения и разоружения», в котором американцы обвинили Россию в нарушениях режима нераспространения. Сначала появился краткий комментарий Смоленской площади: «Без представления каких-либо фактов Россию причисляют к разряду "нарушителей" нераспространенческих договоренностей. В докладе имеются тенденциозные оценки в отношении выполнения Россией положений Договора о СНВ. По-прежнему фигурируют застарелые претензии по химической и биологической конвенциям».
Затем последовала публикация объемного документа «Факты нарушения США своих обязательств в сфере нераспространения оружия массового поражения и контроля над вооружениями». Счет выставлен впечатляющий – это и договор о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-1), и договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), комплекс договоренностей в области ядерного нераспространения, конвенцию о запрещении химического оружия, конвенцию о запрещении биологического оружия, Гаагский кодекс поведения по предотвращению распространения баллистических ракет, комплекс договоренностей в области международных режимов экспортного контроля, наконец, документы, определяющие сферу контроля над обычными вооружениями в Европе.
Документ Министерства иностранных дел России, вскрывающий многочисленные факты нарушения Соединёнными Штатами своих обязательств в сфере нераспространения оружия массового поражения и контроля над вооружениями, демонстрирует традиционную приверженность Вашингтона к практике двойных стандартов: устойчивую привычку беззастенчиво делать то, за что критикуешь других.
Нет необходимости останавливаться на всех позициях, зафиксированных в документе МИД РФ, он опубликован (1). А вот выделить нескольких ключевых вопросов стоит.
Договор СНВ-1, бывший на протяжении почти двух десятилетий основополагающим для российско-американских отношений, подписанный на самом излете Советского Союза в 1991 г., вступил в силу лишь в конце 1994 г., а срок его действия истек 5 декабря 2009 г. И еще в декабре 2001 г. обе стороны заявили, что полностью выполнили обязательства, взятые по договору, основательно сократив число стратегических носителей ядерного оружия и боезарядов.
5 декабря 2009 г. Приближение этого срока объявлялось важнейшим стимулом для скорейшего заключения договора СНВ-3. Хотя многие эксперты трезво отмечали, что спешка здесь является совершенно излишней и не обоснована никакими объективными факторами, поскольку до конца 2012 г. продолжает действовать договор о стратегических наступательных потенциалах (СНП). СНВ-3 все-таки поспешили заключить - во имя демонстрации успехов «перезагрузки» в отношениях двух стран. Однако хороша «перезагрузка», если теперь выясняется, что новый договор СНВ-3 сопровождается целым шлейфом нарушений американцами предшествующего договора.
Например, США, проводя лётные испытания баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) «Трайдент-II», пуск которых осуществлялся с Восточного ракетного полигона, заблаговременно не уведомляли об этом Россию и телеметрическую информацию, как того требовал договор, не предоставляли. Объяснение выдвигалось смехотворное: мол, эти ракеты принадлежат Великобритании, на которую российско-американское соглашение не распространяется. «Такая неконтролируемая деятельность американской стороны по БРПЛ фактически лишала Россию возможности контроля одного из основополагающих параметров по ДСНВ-1», – говорится в документе МИД РФ.
Остался открытым вопрос о переоборудовании американских тяжелых бомбардировщиков (ТБ) B-1 в бомбардировщики, оснащенные под неядерные вооружения, а также их базировании. США так и не представили убедительных доказательств того, что использованный ими набор процедур обеспечивает невозможность обратного переоборудования неядерных ТБ в ядерный вариант.
Обращает внимание факт игнорирования американцами одного из принципиальных запретов договора СНВ-1 – не использовать наступательные вооружения в интересах ПРО. На полигоне Ванденберг (штат Калифорния) США произвели несанкционированное переоборудование пяти шахтных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет в пусковые установки ракет-перехватчиков, что прямо противоречит положениям договора. На «озабоченности», неоднократно высказывавшиеся в связи с этим Москвой, в Вашингтоне плевали. А выжимая из России новый договор (СНВ-3), США по-прежнему закладывали в его проект собственные представления об оружии наступательном и оружии оборонительном и категорически отказались в подписанном 10 апреля 2010 г. в Праге документе отразить их объективную взаимосвязь. И при этом, учитывая практику нарушений договора СНВ-1, ничего не опасались: ну, выскажет Москва еще одну «озабоченность», что с того?
Далее следуют факты нарушения американской стороной договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), подписанного Михаилом Горбачевым и Рональдом Рейганом в декабре 1987 г. Стороны обязались не производить, не испытывать и не развёртывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней (от 1000 до 5500 км) и малой (от 500 до 1000 км) дальности, а имеющиеся ракеты ликвидировать. Подписание договора по РСМД ознаменовалась со стороны Горбачева «царским подарком» американцам: под договор был подведен целый класс оперативно-тактических ракет «Ока» (СС-23), которые по своим параметрам ликвидации не подлежали.
Так или иначе, по заявлению сторон, к июню 1991 г. договор был выполнен полностью. Только полностью ли? Откуда в таком случае у США целое семейство ракет-мишеней, имитирующих широкий спектр баллистических ракет средней дальности, которые они используют для отработки элементов системы ПРО. «Осуществление запусков указанных изделий трактуется в соответствии с Договором о РСМД как испытания баллистических ракет наземного базирования средней дальности "нового типа", что является прямым нарушением его основополагающего положения – статьи VI, и запрещающей "производить ракеты средней и меньшей дальности и проводить их летные испытания"», – отмечает российский МИД.
Констатации здесь безусловно недостаточно. Из всех приведенных фактов вывод один: США, где-то скрываясь за туманными формулировками, а где-то нагло отходя от зафиксированных на бумаге договоренностей, упорно развивают новейшие системы вооружений. В первую очередь, это касается создания всеобъемлющей системы НПРО. Напомним, что в этой области Вашингтон одним махом избавился и от ранее взятых обязательств и от необходимости отвечать по фактам нарушений, выйдя из договора по ПРО 1972 года.
Происшедшее - урок для российского политического руководства. Хорошо, конечно, что факты многолетних и грубых нарушений Соединенными Штатами международных договоренностей стали известны широкой российской общественности. Плохо, что произошло это лишь в результате пикировки внешнеполитических ведомств двух стран. А если бы госдепартамент США не стал публиковать свой доклад, в Москве что – так и продолжали бы делать хорошую мину при плохой игре американской стороны? К чему вообще это ведёт?
Еще как-то можно понять конфиденциальность в момент переговоров и согласования позиций, но как назвать игру в молчанку в условиях невыполнения другой стороной важнейших договоренностей, от которых зависит безопасность государства, страны, народа?!
Владея фактами грубых нарушений американской стороны того же Договора по СНВ-1, Смоленская площадь шла сама и ориентировала Кремль на новые договоренности с американцами. Обстановка вокруг подготовки и заключения СНВ-3 показала, что США пытались выгадать односторонние преимущества. В первую очередь, всеми силами уклонялись от признания теснейшей связи между стратегическими наступательными и стратегическими оборонительными вооружениями, то есть СНВ и ПРО, от признания и необходимости прописать эту взаимосвязь в тексте договора. Если кто позабыл, напомним: в подписанном 10 апреля 2010 г. договоре СНВ-3 тематика национальной противоракетной обороны, активно развертываемой Соединёнными Штатами в Европе и других районах мира, отсутствует.
Разве не следовало еще на стадии подготовки СНВ-3 публично обратить внимание Вашингтона на факты нарушений им предыдущих договорённостей – факты, обнародованные, увы, только сейчас?!
Руководство российского МИДа могло бы давно убедиться в бесперспективности собственной застенчивости. Помнится, в 2006 г. в Соединенных Штатах был принят очередной обновленный вариант Стратегии национальной безопасности. Отношениям с Россией там отводилось всего два абзаца, в которых готовность США тесно работать с Москвой по вопросам, которые «представляют взаимный интерес», ставилась в зависимость от того, насколько «правильную» политику будет проводить Россия. В своем заявлении МИД РФ обратил тогда внимание на то, что в новой Стратегии не было ни одного слова «о взаимном уважении и учете в практической политике законных интересов друг друга, о равноправии, взаимном доверии, предсказуемости поведения, транспарентности действий». Это робкое замечание американцы проигнорировали, как оно того и заслуживало. А вместо «транспарентности действий» Россия получила односторонние грубые нарушения режима ограничения вооружений американской стороной.
Остается только надеяться, что, садясь в следующий раз за стол переговоров, российские дипломаты будут смотреть на своих американских партнеров в том числе и сквозь призму обнародованных теперь МИДом фактов. Розовые очки здесь не только неуместны, но и крайне опасны.
1. http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/D6942A5B5C23A4FCC325777800257B74
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs