Фото: berlek-nkp.com.
В Бишкеке и других городах Кыргызстана продолжаются протестные выступления. Они начались в ночь на 6 октября после проведения выборов в Жогорку Кенеш (парламент) страны. Протестующие захватили несколько административных зданий. Из СИЗО и колоний выпустили несколько бывших высокопоставленных чиновников — бывших президента Алмазбека Атамбаева (10 октября он был вновь задержан), премьер-министров Сапара Исакова и Жанторо Сатыбалдиева и других политиков.
В ответ 9 октября президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков ввел режим чрезвычайного положения в Бишкеке с 20:00 (17:00 по московскому времени) 9 октября до 08:00 (05:00 по московскому времени) 21 октября. Согласно официальной формулировке, данная мера вводится «в связи со сложившейся ситуацией, сопряженной с насилием и угрозой жизни и здоровью людей, возникшей в результате массовых беспорядков» для обеспечения защиты жизни и здоровья граждан, их безопасности, а также в целях скорейшей стабилизации общественно-политической ситуации, наведения общественного порядка на территории города Бишкек».
К каким последствиям может привести этот конфликт? За комментариями по поводу происходящих в Кыргызстане событий редакция журнала «Международная жизнь» обратилась к главе Евразийского аналитического клуба (ЕАК), эксперту Российского совета по международным делам (РСМД) Никите Мендковичу.
«Международная жизнь»: В чем основная причина очередного кризиса, произошедшего в Киргизии? Носит ли этот конфликт чисто внутренний характер, или на него оказывают влияние внешние факторы – как политические, так и этнические?
Никита Мендкович: У нынешнего конфликта существует целый комплекс причин как субъективного, так и объективного характера. Объективные связаны с последствиями распространения пандемии коронавируса, сокращением денежных переводов мигрантов из-за рубежа на родину и снижением покупательной способности населения Кыргызстана. Не менее важны и географические различия. Страна фактически разделена на сравнительно развитый север и аграрный юг, между которыми сохраняются многочисленные противоречия. Субъективные связаны с неприязнью лично к Жээнбекову, противники которого считают, что он слишком активно продвигал во власть своих ставленников-южан. Не менее важна и внешняя составляющая. Незадолго до начала массовых выступлений представители посольств США и Великобритании встречались с оппозиционными деятелями и подталкивали их к объединению протестных усилий против С.Жээнбекова и их сторонников.
«Международная жизнь»: Какими политическими ресурсами обладают север и юг страны?
Никита Мендкович: Юг страны более консервативен, но при этом более многочислен и значительно более активен на выборах. Новый премьер-министр Садыр Жапаров уже анонсировал введение одномандатных избирательных округов и образование второй палаты парламента страны – Жогорку Кенеш, что должно привести к формированию более сбалансированной политической системы.
«Международная жизнь»: Существует ли единство в рядах противников президента Сооронбая Жээнбекова? Если есть различия, то в чем они заключаются?
Никита Мендкович: Эти различия существовали с самого начала. В выступлениях против Жээнбекова принимают участие одиннадцать политических партий, и все они претендуют на власть. Смена власти сопровождалась столкновениями сторонников и противников президента, и уже есть погибший.
«Международная жизнь»: Киргизия обладает значительными запасами полезных ископаемых, среди них – золота, ртути, редкоземельных металлов. Могут ли очередные волнения в Киргизии стимулировать борьбу за контроль, прежде всего, над золотыми рудниками в стране?
Никита Мендкович: Такая опасность, конечно, существует. В последние дни зафиксировано несколько налетов различных банд на золотообрабатывающие предприятия под предлогом установления над ними контроля в интересах различных групп. Но подобные действия неизбежно сопровождают любую революцию или переворот. Новый премьер-министр Садыр Жапаров в числе своих приоритетных целей на посту главы правительства провозгласил пересмотр соглашений по разработке месторождений Джеруй и Кумтор. Все эти меры, конечно, не лучшим образом сказываются на ситуации в стране.
«Международная жизнь»: И сторонники оппозиции, и новый премьер-министр подчеркивают, что отношения с Россией для Бишкека должны сохранить свой приоритетный характер. Можно ли с уверенностью сказать, что основы внешней политики страны пересматриваться не будут?
Никита Мендкович: Отношения между нашими странами не должны претерпеть серьезных изменений. Как исполнительная власть, так и представители оппозиционных кругов неоднократно заявляли в прессе, что линия на сотрудничество с Евразийским союзом, Шанхайской организацией сотрудничества и Организацией Договора о коллективной безопасности останется неизменной.
«Международная жизнь»: Повлияют ли произошедшие в Бишкеке события на изменения в избирательной системе страны?
Никита Мендкович: Пока об этом сложно говорить. Озвучены лишь некоторые предложения, а у нового премьер-министра в парламенте уже возникла оппозиция, которая утверждает, что его кандидатура была утверждена без необходимого кворума. Насколько далеко сложившаяся ситуация зайдёт, сказать сложно. Оптимизма не добавляют обвинения в адрес сторонников Садыра Жапарова, прибывших поддержать его с Иссык-Куля в Бишкек. Они уже отметились угрозами в адрес некоторых СМИ, столкновениями с противниками премьер-министра, а также требованиями разместить их в городских гостиницах, что не могло не вызвать недовольства жителей киргизской столицы.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs