ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Внешняя политика США: Как поменять всё, чтобы не менялось ничего?

10:27 27.09.2020 • Сергей Филатов, политический обозреватель журнала «Международная жизнь»

Единомышленники? Трамп и Байден во время инаугурации президента США 20 января 2017 года.
Фото от «The Washington Post»

На наш взгляд, в демократической партии США не хотят выигрывать нынешние выборы.

Причина довольно проста – и американское общество, и Америка, в целом, находятся в таком сложном состоянии неопределенности относительно своего будущего, что демократам не выгодно брать на себя ответственность за все трудности будущего «турбулентного», как сейчас принято говорить, периода – с его вызовами, «подводными камнями» и высочайшей степенью непредсказуемости.

Поэтому, на наш взгляд, и выдвинули демократы именно Байдена, имеющего – в силу, скажем вежливо, «личных качеств» – мало шансов сменить Трампа в Белом доме. Байден, при всей своей прошлой, довольно успешной политической карьере, ныне вряд ли коронует её «восшествием на трон» в Овальном кабинете.

И, тем не менее, почему бы не порассуждать о перспективах, например, внешней политики США, коли – вдруг! – «сонный Джо», как насмешливо называет его Трамп, сможет привлечь на свою сторону большинство голосов американских выборщиков?

Действительно, а – вдруг?

И что тогда делать с постулатами внешней политики Трампа, которую тот разворачивает под интересы американской экономики и производственного бизнеса? Трамп ради такой цели – «Make America Great Again!», уже не только вступил в критическое противостояние с глобалистским крылом американского же истеблишмента. Он к тому же «побил многие горшки» во взаимоотношениях с иностранными «партнерами» и союзниками – от Евросоюза до НАТО, от ВТО до ВОЗ.

Даже с пресловутой русофобской «антидопинговой» конторой WADA Трамп смог обострить отношения до такой степени, что – и это будет нашим моральным удовлетворением, так сказать, «сатисфакцией за всё» – глава Всемирного антидопингового агентства заявил недавно: спортсмены из США могут быть отстранены от Олимпийских игр, если американцы примут решение о прекращении финансирование этой организации. Таков стал его ответ на призыв к Конгрессу от лица «Управления США по борьбе с наркотиками» «рассмотреть отказ от финансирования WADA, если организация не проведёт реформ». За этой историей маячит закат, если не закрытие, самой WADA – Трамп такое не спускает.

Мы представили подробный анализ внешней политики Трампа в концептуальном обзоре, опубликованном в августе с.г. авторитетным американским изданием, в статье «Внешняя политика Трампа глазами журнала “Foreign Affairs”». В той статье подробнейшим образом разбираются практически все – кроме отношений с Россией (!) – аспекты международной части политики нынешнего президента США. И поставлен вопрос о пост-выборном пути Америки: «Очень многое зависит от того, каким курсом последуют Соединенные Штаты…»

А теперь, как выясняется из ряда публикаций в американской же прессе, там стали задумываться о возможных поворотах этой же внешней политики Вашингтона в случае победы Джо Байдена на выборах 3 ноября 2020 года. Вопрос, например, во влиятельном журнале «Politico» поставлен ребром: «Будет ли сохранять Байден внешнюю политику Трампа?» в комментарии «The Trump foreign policies Biden might keep» («Байден может сохранить внешнюю политику Трампа»).

Напомним, что «Politico» очень известное издание в вашингтонском политикуме. Оно занимается, в том числе, и освещением событий и тенденций, которые скрыты от глаз почтенной публики, и происходят «за кулисами». Издание это, как бы – независимое, но, с другой стороны, в США его трибуну используют известные авторы правой и центристской ориентации, чтобы донести до высшего круга некоторые идеи, которые должны оказывать влияние на принимаемые решения.

Недавно, кстати, познакомился с интересным текстом, автор которого сформулировал парадоксальную вещь: «Квантовая теория предполагает, что наличие наблюдателя влияет на состояние корпускулярно-волнового континуума. То же можно сказать и про экономику: описание и, тем более, прогнозирование её состояния способно сильно повлиять на это самое состояние». А можно ли спросить то же про… политику: способно ли сильно повлиять на политическую линию «описание и, тем более, прогнозирование её состояния»? И это – вопрос отнюдь не риторический…

Так что, если следовать подобной теории, самые разные политические публикации вполне способны, хоть и по-разному, но оказывать существенное влияние на текущие процессы – вплоть до формирования деталей внешней политики государства.

Вот и посмотрим, как ставится сегодня «за кулисами» в Вашингтоне вопрос о преемственности этой политики – от Трампа к своему последователю – при гипотетической победе Байдена. Тем более, что они сами уже забеспокоились – чего прежде не происходило, и пытаются понять: «Куда пойдет Америка?»

Но, прежде чем взглянуть на оценки «Politico», обратимся – сейчас это в США очень модно – к мнению Аджаму Барака (Ajamu Baraka), лидера «Черного Альянса за мир» и обозревателя «Black Agenda Report», высказанному в журнале «Counterpunch» - «Will a Biden Foreign Policy Make a Difference for the World?» («Будет ли внешняя политика Байдена иметь значение для мира?»).

Афроамериканский активист оценивает перспективы, опять же предполагаемой, внешней политики Джо Байдена со своих позиций, которые, видимо, не сильно отличаются от того, что будет провозглашать, американский истеблишмент в случае смены власти в Белом доме. Как представляется, за мнением Аджаму Барака – позиция значительной части тех самых масс американцев, что возбуждены и вздыблены «огненной революцией» в США. Тем она и интересна: так сказать, Vox pópuli – «глас народа».

У левых – в отличие от исторического истеблишмента – совсем иные взгляды на будущее «этой страны» (this country), как привыкли называть свои Соединенные Штаты американские жители. Но, на будущее внешней политики США в исполнении демократической партии, выдвинувшей Байдена, они смотрят, в том числе, и глазами Аджаму Барака.

Говорят, что «как корабль назовешь, так он и поплывет». Назвали же жители собственную страну не «матерью-родиной», а «this country» – вот она теперь к ним мачехой и обернулась. А, ведь, и здесь слышны, порой, кальки с американских выражений – помнится, как особо продвинутые персонажи в 90-х годах именовали Россию «эта страна». Только такая терминология – не про нас.

Впрочем, вот что, в частности, написал мистер Барака, выразив отношение своих многочисленных сторонников: «Я хочу остановиться на очень простом вопросе, который задают многие на глобальном Юге в связи с предстоящими выборами в США: если победит Байден, чего люди глобального Юга могут ожидать от администрации Байдена?..

Я задавал вопросы моим левым друзьям относительно основы их уверенности в том, что Байден и неолиберальные силы, которые он представляет, «обладают идеями или политикой», которые позволят разрешить непримиримые противоречия поздней стадии монополистического капитализма, известной как неолиберализм?..

От Северной Кореи и НАТО до вывода американского персонала из Сирии, демократы сговорились выступить против любых изменений, которые могут поставить под угрозу глубоко укоренившуюся повестку дня военно-промышленного и разведывательного комплекса

Повторная оккупация исполнительной власти демократами не приведет к каким-либо изменениям в поведении США. Обе стороны поддерживают императивы американского империализма, отраженные в «Стратегии национальной безопасности» Трампа от 2017 года, которая концентрирует враждебные отношения с Россией и Китаем и привержена поддержанию глобальной гегемонии США.

Обе стороны поддержали непристойное увеличение военных расходов, при этом Байден пообещал, что потратит еще больше

И эти предположения вполне коррелируют с мнением, высказанным на страницах «Politico». Что же получается – и левые из «Counterpunch», и правые с центристами из «Politico» смотрят на будущее внешней политики США под одним углом? Значит, Байден может – при его победе – «поменять всё, чтобы не менялось ничего»?

Чтобы разобраться в этом, или, как минимум, понять их логику, обратимся к выводам авторов вашингтонского издания, которые пишут: «Джо Байден, если выиграет, вряд ли отвергнет все, что сделал Дональд Трамп».

Оценки политики Соединенных Штатов Америки на международной арене – вне зависимости от того, представитель какого политического направления находится в Овальном кабинете, звучат всегда консолидировано. Что лишний раз доказывает: путь, избираемый президентом США вовне – это не только его личный выбор, но и выражение текущих настроений и намерений. И авторы статьи отмечают: «Понятно, что Байден склонен меньше говорить о политике Трампа, которой он будет придерживаться… Тем не менее, на основе переговоров с полудюжиной человек в рамках кампании Байдена и вокруг нее, были найдены несколько тем, по которым внешняя политика США может не так сильно измениться, если Трамп проиграет Байдену в ноябре…

Очевидной главной целью останется противник – Китай… Политика Трампа в отношении Китая, включая технологические ограничения и ограничения передвижения его дипломатов по США, может остаться, принимая во внимание все более широкое и двухпартийное желание Вашингтона «противостоять коммунистическому правительству Китая»…

Байден, вероятно, продолжит оказывать давление на союзников, включая Германию, когда дело доходит до расходов на оборону… Давление США уже привело к соглашению, когда члены НАТО согласились к 2024 году расходовать 2 процента своего валового внутреннего продукта на оборону…

Открытая враждебность Трампа к многосторонним институтам может дать Байдену возможность протолкнуть реформы в ряде международных организаций. Это включает Всемирную организацию здравоохранения и Всемирную торговую организацию…

Трамп вышел из Совета ООН по правам человека... Вместо того, чтобы восстановить свою поддержку Совету, Байден мог бы привлечь его, чтобы, поддерживая критику Трампа, продвигать там реформы…

Байден хочет провести у себя саммит мировых демократий. Такое собрание – очевидная пощечина Трампу, который хвалил многих диктаторов. Но это также неявный вызов таким органам, как Совет Безопасности ООН, где автократии, такие как Китай и Россия, часто блокируют инициативы США.

Трамп известен тем, что использует кнут больше, чем пряник, во взаимодействии с другими странами. Санкции и тарифы, которые не обязательно требуют одобрения Конгресса, являются одними из любимых фишек президента... Ожидайте, что Байден сохранит многое из этого арсенала…

Байден уже заявил, что не отменит решение Трампа переместить посольство США в Израиле в Иерусалим и признать этот город столицей Израиля…

Байден также вряд ли повторно признает Николаса Мадуро президентом Венесуэлы».

И фундаментальный вывод: «Для Байдена было бы сложно отбросить политически и практически несколько решений эпохи Трампа».

Даже в афганском вопросе Байден унаследует долги предшественников: «Обама хотел покинуть Афганистан. Трамп хочет покинуть Афганистан. И Байден тоже захочет покинуть Афганистан». Это звучит просто, как издевка.

Здесь, как говориться, «логика обстоятельств оказывается сильнее логики намерений». У янки в Афгане который год – всё «День сурка». Кто ж просто так бросит опиумные доходы на миллиарды, чего бы там POTUSы не требовали десятилетиями?

 

…Повторю, что, по моему мнению, Трамп победит на выборах. И все же – очень уж показательный этой материл из коридоров американской высшей власти, настроения в которых озвучены авторами «Politico».

То есть, те, кто ждут после победы Байдена каких-то резких перемен в его внешней политике, будут сильно разочарованы. «Наследие Трампа» станет для нового POTUSa тем самым «чемоданом без ручки» – и бросить бы его надо, как реликт «прошлого режима», да бросить нельзя – слишком много уже сделано, и от этого просто так не откажешься, не отвернешься даже сидя «на троне» в Овальном кабинете.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати