ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Турецко-греческое противостояние в медиапространстве Турции

10:44 14.09.2020 • Андрей Исаев, журналист-международник

Напряженность в Восточном Средиземноморье, и прежде всего по линии Турция – Греция нарастает, несмотря на усилия третьих стран и международных организаций вернуть турецко-греческие отношения в спокойное русло. Неудивительно, что развитие событий в регионе стало главной темой внешнеполитических комментариев в турецких СМИ.

Значительная их часть выдержана в алармистском тоне, который задал в своем лаконичном и угрожающем твите советник президента Турции Йигит Булут: «Эгейское море – турецкое. И Средиземное море – турецкое. Приведены ли в боеготовность С-400? Ответ очевиден: приходите, узнаете. Мы здесь. Мы ждем».

Как отмечает проправительственная газета Sabah, в общественном мнении Турции формируется «осознание необходимости защиты национальных интересов в Эгейском море и в восточной части Средиземного», общество становится «все более восприимчивым к проялвениям экспансионизма» в регионе, все чаще вспоминает о победах турок над греческими оккупантами во время Освободительной войны (1919 – 1923 гг.) и даже над византийцами в далеком Средневековье. Неудивительно, что такие реминисценции «обогащают» и без того эмоциональный дискурс рассуждениями о возможности вооруженного конфликта. Так, не менее лояльная правящему режиму газета Star даже предостерегает Грецию от «опрометчивых шагов»: «Если нынешняя напряженность выльется в войну, ни французские военные, ни военные ОАЭ (эти страны в Турции обвиняют в оказании военной, политической и финансовой поддержки Греции – А.И.) не станут участвовать в этом столкновении. Эта война произойдет не в Париже и не в Абу-Даби, эта война будет на островах и материковой части Греции. Афинам следует это поскорее понять».

При этом заранее благополучный для Турции исход гипотетического конфликта в большинстве турецких СМИ не вызывает сомнений. Ведь, судя по газетным заголовкам, победа уже почти одержана: «Греция в панике» (Yeni Şafak), «Греция в тупике» (Sabah), «Греция растеряна! Страх нарастает»! (Milliyet) «Турция пресекла грязные планы Греции» (Haber Vakti). Характерно, что в качестве основного инструмента успеха зачастую фигурируют опять российские ЗРК: «Угрозы в Средиземном и Эгейском морях… показывают, насколько правильным и своевременным решением было купить С-400. С-400 превратят Восточное Средиземноморье в бесполетную зону. Это в случае войны даст Турции большое преимущество». (Yeni Şafak)

При этом раздаются и призывы более трезво оценить ситуацию. Отставной дипломат и нынешний обозреватель оппозиционного интернет-издания Gazete Duvar Айдын Сельджен, соглашаясь с тем, что Турция и Греция находятся «в разных весовых категориях», предупреждает: мы настолько озлобили Францию, что не стоит удивляться возможному подписанию франко-греческого договора о взаимопомощи в сфере обороны. А газета Evrensel, позиционирующая себя в качестве «инструмента борьбы рабочего класса за безэксплуатационное, бесклассовое общество и социализм», констатирует: соотношение сил - в пользу Турции, но Греция заручилась поддержкой ЕС и особенно Франции, а также скрытой поддержкой США. «Но кто бы за ней ни стоял, от конфликта пострадают прежде всего народы двух стран. Трудовым народам нужен мир!», - патетически заключает газета.

Следует отметить важную деталь, что чем дальше, тем в большей степени в качестве основного оппонента воспринимается даже не Греция, а Франция. По мнению эксперта аналитического центра ANKASAM Нали Алкана, высказанному в статье для «Анатолийского агентства», жесткая риторика Парижа в адрес Анкары по ситуации в Восточном Средиземноморье – «это лишь вершина айсберга». Камнем преткновения в отношениях Турции и Франции он считает «так называемый «курдский» вопрос и вымыслы армян по событиям 1915 года». Алкан уверен, что конечной целью Парижа является «максимально отдалить Турцию от ЕС, раз и навсегда поставить крест на перспективах вступления Анкары в Евросоюз и ограничить сферу влияния Анкары в регионе».

А тут еще Эмманюэль Макрон, выступив на недавней (10 сентября) встрече «Средиземноморской семерки» в Аяччо, был «вынужден констатировать», что «Турция не является более нашим партнером в Средиземноморском регионе… Мы хотим избежать эскалации, но это не означает, что мы будем вести себя пассивно». Понятно, что этот пассаж вызвал новую волну негодования в СМИ и со стороны экспертного сообщества Турции.

Довольное долгое время НАТО, членами которого являются и Турция, и Греция, и Франция, ограничивалось безуспешными увещеваниями. Наконец, генеральному секретарю альянса Йенсу Столтенбергу удалось-таки организовать (и тоже 10 сентября) «техническое обсуждение» механизма предотвращения конфликтов в Восточном Седиземноморье, на котором присутствовали военные представители Турции и Греции. Подробностей не сообщалось, но судя по сообщениям греческих СМИ, стороны так и не переговорили друг с другом.

Впрочем, неудаче не удивляются: в отношении альянса в Турции давно преобладает скептическое настроение. «У членов НАТО нет общего понимания стоящих перед блоком угроз. Внутриблоковое взаимопонимание значительно ослабло», - констатирует экономическая газета Dünya. А политолог Митат Челикпала в интервью оппозиционной газете Cumhuriyet даже утверждает, что «НАТО оказалось в абсолютном тупике», поскольку интересы основных его членов не совпадают. По мнению Челикпала, если Франция пытается вернуться в «региональную геополитическую игру», то Великобритания ждет развязки гипотетического конфликта, надеясь на то, что «после него она усилит свои позиции» в регионе. Тогда как США и Италия проводят учения как с турками, так и с греками, и это политолог называет «негласными попытками контроля и прощупывания соотношения сил».

Тупиковая ситуация на «западном фронте» подогревает спекуляции относительно позиции и возможных действий Москвы.

Негативные оценки политики России в той или иной степени всегда присутствуют в турецком медиапространстве. Сегодня ее в основном обвиняют в поставках оружия и в «отправке наемников» в Ливию (в то время как Турция якобы «поддерживает законное правительство» страны), в контактах с «террористическими», по мнению официальной Анкары, курдскими организациями в Сирии. Причем, и то, и другое иногда трактуется как «выпады» против Турции.

В результате, по словам эксперта Общества исследователей Ближнего Востока и Африки (ORDAF) Фейзы Яша, «турецко-российские отношения проходят серьезное испытание». Эксперт призывает США и «некоторые европейские страны» поддержать политику Турции на ливийском направлении, т.к. только таким образом, по его мнению, можно предотвратить мифическое появление российских военных баз в Ливии и помешать России «окружить Европу с юга и востока» (т.е. в Ливии и в Сирии – А.И.). А «специалист по вопросам безопасности» Талат Энвер Четин, комментируя для портала Haber7 московскую встречу между преимущественно курдской партией «Демократический союз» и сирийской же «проасадовской», по его формулировке, партией «Воля народа», предупреждает: «Они (Россия – А.И.) играют с огнем! Россию нужно предостеречь от подобных шагов на языке, который ей понятен: жестко и недвусмысленно, а при необходимости - ответить адекватно». Пассаж оставлен без пояснений.

Четину заочно возражает историк Махмут Акпынар в статье для интернет-издания Tr724: «Если из России не приедут туристы, если несколько месяцев мы не сможем продавать в Россию перец и помидоры, наша экономика рухнет». С ним солидарны обозреватели газет Agos (Викен Четерьян) и Dünya (Ильтер Туран), которые надежным «предохранителем» от гипотетического российско-турецкого конфликта также называют тесные экономические связи.

Рассуждая о российско-турецких отношениях в целом, эксперт близкого к правительству Фонда политических, экономических и социальных исследований (SETA) Вейсель Курт отмечает, что «В последние годы Турция стремится перевести отношения с Россией на рациональные рельсы… Другими словами, Россия для Турции вышла на первый план не как инструмент для политического маневрирования, а как реальный партнер. Турция в этом процессе даже не постеснялась пойти на конфликт со своими традиционными союзниками». При этом он призывает и Россию дорожить добрыми отношениями с Турцией, т.к. она, по его мнению, не найдет «более подходящего момента и более подходящего лидера, чем Эрдоган, для установления опирающихся на взаимные интересы и реализм связей», свободных от «исторических страхов и рефлексов». (Sabah)

За взаимодействие с Россией для решения стоящих перед Турцией задач выступает и обозреватель газеты Cumhuriyet Али Гюллер, утверждающий, что урегулирование ситуации в Восточном Средиземноморье в конечном итоге предполагает сотрудничество Турции с Сирией и Египтом - «А золотой ключ к сотрудничеству с Дамаском и Каиром — в руках Москвы».

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати