ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Газовые горизонты украинской независимости

10:32 08.06.2020 • Денис Батурин, политолог

27 мая Кабинет министров Украины подписал меморандум о поставках сжиженного газа из США с американской компанией Louisiana Natural Gas Exports. 

С точки зрения намерений США, продиктованных бизнесом и завернутых в геополитику, и стремления Украины к независимости - все логично и к черту детали. Но вот детали заставляют задуматься о перспективах этого «значимого для энергетической независимости и безопасности» проекта.

Во-первых, без Польши решить вопрос поставок СПГ в Украину не удастся. Киев не имеет терминалов для приема СПГ и комплексов регазации. Польша не торопилась строить свою часть интерконнектора для поставок газа на Украину, однако, может за это взяться после продвижения проекта Baltic Pipe и достройки "Укртрансгазом" трубопровода-перемычки во Львовской области: «После завершения тестирования нового участка до 2021 г. доступная для импорта из Польши пропускная способность возрастет с 6,5 до 18 млн. куб. м в сутки. В годовом измерении это почти 6,6 млрд. кубов, или примерно половина всей годовой потребности Украины в импорте газа».[i]

Во-вторых, предполагаемые объемы поставок газа (согласно меморандуму) - 5,5 миллиарда кубометров, а это почти половина потребностей Украины, если брать объемы поставок в 2019 г. Чем не энергетическая зависимость? К тому же отношения Киева и Варшавы имеют много тонких моментов, а значит, логистика почти половины необходимого Украине газа уязвима для политических рисков.

В-третьих, цена. Согласно меморандуму она будет определяться по цене на американской газовой бирже Henry Hub, ценообразование для Украины будет выглядеть так: «На самой бирже тысяча кубов газа может стоить недорого — от 40 до 80 долларов, но с условием доставки на Украину, по словам экспертов, цена, скорее всего, вырастет до 300 долларов за тысячу кубов. Это в пять раз дороже трубопроводного газа, продающегося сегодня в Европе. По прогнозам, поставки на Украину по такой цене могут обойтись Киеву в 1,6 млрд. долларов в год».[ii]

В-четвёртых, речь будет идти не об инвестициях в газовую инфраструктуру, а о возможной потере Киевом контроля над ее значимыми узлами: «Строительство газопровода «газоизмерительная станция Германовице» (Польша) - «газохранилище Бильче-Волица» (Украина). Таким образом, под американский газ отдается Бильче-Волицко-Угерское подземное газохранилище объемом в 10,74 миллиарда кубометров (из 18,02 миллиардов на июнь 2020). И вряд ли стоит сомневаться, что теперь на эту жемчужину украинских ПГХ (НЕ) войдет американский менеджмент».[iii] Возможен и другой сценарий, когда Украину вынудят за свой счёт ещё и создать инфраструктуру для американского СПГ. Однако, для реализации проекта, поставок на Украину планируемого объема газа, необходимо и расширение газовой инфраструктуры Польши. Расширение мощностей СПГ-терминала в Свиноустье и строительство терминала в Гданьске, а также расширение пропускной возможности интерконнектора. Это ставит перед Польшей «нереальные планы» по срокам и вопрос о том - за чей счёт стройка? В меморандуме есть ответ - все затраты берет на себя американская сторона, оставляя за собой возможность привлечения средств правительств США и стран Европы. Теперь, в пятом пункте, стоит подробно рассмотреть, что из себя представляет «американская сторона».

В-пятых, согласно меморандуму партнером-поставщиком СПГ для Украины станет частная компания с сомнительной репутацией, на что обращает внимание украинский аналитик Александр Рябоконь: «Louisiana Natural Gas Exports (LNGE), мягко говоря, малоизвестная в Штатах компания, о ее практической деятельности на рынке ничего неизвестно. Известно только, что штаб-квартира корпорации находится в штате Делавар, а в Луизиане — лишь дочерняя компания. Главой луизианской «дочки» записан некто Марсден Миллер, о котором редкие американские СМИ пишут, что до 2018-го он руководил небольшой компанией-скупщиком газовых активов в США. По информации базы данных OpenCorporates, выходит, что инвесторы LNGE не очень желают светиться на публике, вдруг к ним возникнут вопросы?»[iv]

По информации украинского издания «Зеркало недели»: «Согласно тексту документа [меморандума - Д.Б.], Louisiana Natural Gas Exports становится основным собственником, контролером и оператором всех новосозданных газотранспортных объектов. А еще мы обязуемся выкупать в течение всего срока реализации проекта у Louisiana Natural Gas Exports весь ее годовой запас газа. Сколько это, наши американские партнеры уточнят чуть позже. Но учитывая, что Louisiana Natural Gas Exports – компания, не ведущая активную деятельность и имеющая налоговые долги, поставки газа в Украину тянут на сделку всей ее жизни».[v] Далее: «Респектабельным и весомым игроком на газовом рынке нашего луизианского партнера тоже не назовешь, — прибыли согласно документам у компании нет. Инвестиций за два года фирма привлекла порядка 17,5 млн. долл. Сама же инвестировала всего 2,25 млн. долл., купив маленький недостроенный газовый актив в Австралии. Куда инвестированы, и инвестированы ли, остальные деньги — неизвестно».[vi] 

Компания с такой репутацией и при таком руководстве поставленная на столь важный проект - это значит, что компания это то, чем можно пожертвовать, на кого можно свалить все проблемы и провалы проекта.

Надо сказать, что говоря о проекте представители украинского профильного министерства подчеркивают и то, что проект обеспечит не только украинскую, но и европейскую энергетическую безопасность и независимость от России. Однако Европа имеет иной взгляд на энергетическую безопасность, и потому конфликтует с Вашингтоном по поводу «Северного потока 2», намереваясь иметь прочные и долгосрочные газовые контракты с Россией. 

Газовые проекты Украины ориентированы на обеспечение «энергетической независимости от России», они могут дать Украине газ, но по высокой цене, выгодной поставщикам и вряд ли нужной падающей украинской экономике, и при этом лишить бюджет страны поступлений за транзит российского газа. 

Так что же даст Украине, если будет реализован, проект поставок СПГ из Луизианы? Дорогой газ при сложной экономической ситуации, отсутствие развития собственной инфраструктуры (проект не предусматривает строительство украинского СПГ), зависимость от американского поставщика и польской логистики. 

Таким образом, за этим проектом просматривается только политическая составляющая для украинской власти в рамках антироссийской геополитики политиков из Вашингтона, что, однако, не исключает и экономическую выгоду для других участников проекта. Вовлечённые в него персоны и коммерческие структуры предполагают довольно печальный сценарий этой очередной экономической аферы - все может закончиться грандиозным скандалом, по сравнению с которым гешефты семьи Байдена могут оказаться горстью конфет.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати