ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Сергей Лавров рассказал о результатах СМИД ОДКБ

18:45 26.05.2020 •

Провели заседание Совета министров иностранных дел государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности (СМИД ОДКБ) в формате видеоконференции.

Россия в этом году является председателем в Организации. В непростой ситуации, вызванной коронавирусной инфекцией, мы с особой ответственностью подошли к подготовке и проведению нашей встречи.  

Были вынуждены внести некоторые коррективы в повестку дня, поскольку не могли обойти стороной вопрос противодействия распространению коронавируса. Динамика ситуации подтвердила востребованность создания в ОДКБ потенциала реагирования на угрозы биологической безопасности, необходимость налаживания совместной работы в рамках нашего общего эпидемиологического пространства. Сегодня в кризисных условиях мы считаем особо необходимым объединение усилий и слаженные коллективные шаги. Мы с коллегами едины в том, что Заявление государств-членов ОДКБ о солидарности и взаимопомощи по борьбе с коронавирусной инфекцией в полной мере отражает принципиальную и последовательную позицию нашей Организации. Это Заявление будет опубликовано сегодня.

С совпадающих позиций сверились по широкому спектру актуальных глобальных и региональных сюжетов. Высказались в поддержку формирования более справедливого и демократического мироустройства, основанного на общепризнанных нормах международного права. Приняли совместное Заявление на эту тему, в котором подтверждается приверженность членов ОДКБ целям и принципам Устава ООН.

Нынешний год проходит под знаком 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Мы приняли специальное Заявление министров иностранных дел в целях недопущения подобных катастроф в будущем, призвали мировое сообщество к солидарным действиям, направленным на сбережение исторической правды о борьбе за освобождение мира от нацизма, пресечение попыток оскорблять память павших, осуждение любых форм идеологии ненависти, экстремизма, дискриминации на этнической, расовой или религиозной почве.

Обсудили ход реализации приоритетных направлений деятельности ОДКБ в период российского председательства – в русле соответствующих задач, которые были изложены Президентом России В.В.Путиным на сессии Совета коллективной безопасности 28 ноября прошлого года в Бишкеке.

Рассмотрели перспективы развития миротворческой деятельности с ударением на укрепление и расширение взаимодействия в этой сфере между ОДКБ и  ООН, включая совершенствование нормативно-правовой базы нашей Организации.

В свете развития институтов Партнера и Наблюдателя при ОДКБ (как вам известно, такие институты были учреждены решением Совета ОДКБ в нашей Организации) говорили об  углублении сотрудничества ОДКБ с СНГ и ШОС. В сегодняшней встрече приняли участие Председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь С.Н.Лебедев и Генеральный секретарь ШОС В.И.Норов. Определили перспективные направления совместного приложения усилий трех организаций.

Одобрили также ряд документов, касающихся кадровых вопросов и плана работы Организации на текущий год.

Следующее заседание СМИД ОДКБ мы проведем накануне Совета коллективной безопасности ОДКБ во второй половине нынешнего года в Москве.

Вопрос: Эпидемия повлияла не только на жизни миллионов людей, но и на международные отношения. Как сейчас в новых условиях ОДКБ выстраивает свою работу? Как она борется с эпидемией?

С.В.Лавров: Вопрос очень актуальный. Сегодня мы приняли два документа, посвященные теме борьбы с коронавирусной инфекцией. Первый документ – О солидарности и взаимопомощи в борьбе с коронавирусной инфекцией призывает к сотрудничеству под эгидой универсальных международных организаций, включая ООН и Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ). Второй документ был одобрен по инициативе Армении и России в поддержку призыва, с которым выступил Генеральный секретарь ООН А.Гутерреш: объявить глобальное перемирие на период коронавирусной инфекции. Мы поддерживаем такой призыв. При этом в Заявлении специально оговорено, что перемирие, конечно же, не может распространяться на террористические организации, признанные в качестве таковых СБ ООН. Такова политическая позиция стран ОДКБ.

Есть ряд других вопросов практического свойства. Часть из них касается организации нашей работы. Как Вы понимаете, мы будем функционировать в режиме видеоконференций. Решение о том, когда возвращаться к очному режиму работы, будет приниматься с учетом рекомендаций санитарных властей после соответствующего анализа. Уже состоялось несколько мероприятий непосредственно по проблемам, вызванным коронавирусной инфекцией. Одно из них прошло в апреле. Это была видеоконференция руководителей военно-медицинских служб. Военная медицина активно вовлечена в усилия нашей страны и в работу наших союзников по ОДКБ в связи с ситуацией с коронавирусной инфекцией. На ноябрь этого года мы, как председатели в ОДКБ, планируем провести научно-практическую конференцию военных медиков.

Сегодня мы также предложили задействовать центр кризисного реагирования, который существует в ОДКБ, для проработки дополнительных возможностей в связи с инфекцией. Если рассматривать проблему шире, сегодня напомнили о том, что в Стратегии  коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 г., которую утвердили главы наших государств, прямо содержится поручение министерствам иностранных дел осуществлять совместные действия, направленные на укрепление режима Конвенции по запрещению биологического и токсинного оружия (КБТО), включая проработку вопросов принятия на себя всеми государствами обязательств обеспечивать полную транспарентность своей биологической деятельности за пределами национальных территорий. Это, прежде всего, относится к США, которые сейчас в одиночку блокируют такой верификационный механизм в рамках этой конвенции, а параллельно осуществляют военно-биологическую деятельность по всему миру, в том числе вокруг наших границ.

По этим темам мы ведем интенсивный двусторонний диалог с союзниками по ОДКБ. Уже подписали соответствующее соглашение с Таджикистаном, работаем с Арменией и Казахстаном. Это тоже большой блок работы, который должен обеспечивать выполнение обязательств, записанных в КБТО, о недопустимости переориентации любой биологической деятельности на военные нужды. Надеюсь, комплекс этих возможностей, существующих у ОДКБ и задачи, поставленные главами государств, позволят нам достигать нужных результатов.

Вопрос: На саммите ОДКБ в Казахстане в 2018 г. были приняты документы, регламентирующие порядок представления статуса партнера ОДКБ и наблюдателя при ОДКБ. Как сейчас идет работа на данном направлении? Проявляют ли отдельные страны интерес к сотрудничеству с ОДКБ?

С.В.Лавров: Такие решения были приняты почти два года назад на саммите в Казахстане и подписаны главами государств. Они требуют ратификации. Сейчас процесс ратификации завершен во всех странах кроме Таджикистана, где остаются процедуры, которые необходимо завершить. Как только это будет сделано, решение вступит в силу. Статус партнера и статус наблюдателя уже можно будет присваивать.

Сегодня мы обсуждали эту тему. Подтвердили договорённость о том, что это будет делаться на основе консенсуса с учетом интересов каждой страны ОДКБ и добавленной стоимости, которую могут привнести в нашу работу партнеры и наблюдатели.

По положениям о партнерах и наблюдателях таковыми могут быть не только государства, но и организации. Сегодня в частности отмечалось, что у ОДКБ уже есть тесные связи с ШОС и СНГ (они сегодня участвовали в нашей работе). Вырисовывается консенсус о том, чтобы начать с предоставления статуса наблюдателя этим двум нашим братским организациям.

Отдельные государства тоже проявляют интерес к сотрудничеству с ОДКБ. Каких-либо официальных просьб о предоставлении статуса наблюдателя или статуса партнера не было, хотя бы потому, что это пока еще не правовая реальность, еще не юридическая ситуация. Но вы знаете, что с ОДКБ, в частности, активно сотрудничает Сербия, принимающая участие в работе Парламентской Ассамблеи ОДКБ и в отдельных видах учений. Думаю, и другие соседние региону ОДКБ страны будут присматриваться к работе. Тем более, что такая тематика, как борьба с терроризмом, наркотрафиком, организованной преступностью, наверняка, будет представлять интерес и для стран Центральной Азии, не являющихся членами ОДКБ.

Как только завершится ратификационный процесс, мы преступим к практическому рассмотрению потенциальных кандидатов.

Вопрос: В конце апреля Посол России в Афганистане А.В.Мантыцкий сообщил о том, что Кабул обратился к Москве с просьбой о помощи в борьбе с коронавирусной инфекцией. На прошлой неделе врачи Татарстана провели видеоконсультации со своим коллегами, где поделились опытом борьбы с COVID-19. Кроме консультативной помощи, будет ли Россия оказывать Афганистану помощь иного характера, имею в виду возможную отправку медикаментов, средств защиты, оборудования или по примеру Сербии и Италии выездных медицинских бригад?

С.В.Лавров: Все будет зависеть от того, какие конкретно средства защиты и другие виды оборудования требуются Афганистану. Если соответствующая номенклатура будет изложена в заявке, то уверяю Вас, она будет без промедления рассмотрена в рамках Оперативного штаба, созданного для борьбы с коронавирусной инфекцией под председательством вице-премьера Т.А.Голиковой. Штаб рассматривает в том числе и возможности оказания содействия зарубежным странам с учетом имеющихся у нас ресурсов.

Вопрос: Хотел бы задать общий вопрос, позволяющий зафиксировать положение дел на данный момент. Как Вы оцениваете армяно-российские отношения, в частности в оборонной сфере, в рамках ОДКБ и в двустороннем формате?

С.В.Лавров: Мы оцениваем отношения как союзнические. Они таковыми и являются. Это касается и ОДКБ, и наших двусторонних отношений. Военное взаимодействие весьма тесное. Вы знаете, что в Армении находится российская военная база, помогающая обеспечивать стабильность и безопасность в регионе. Что касается военно-технического сотрудничества, военно-технической помощи, которые мы оказываем Республике Армения, здесь у нас также налажен очень тесный, продуктивный даже не диалог, а работа – постоянная, повседневная и профессиональная. Здесь никаких вопросов не возникает.

Вопрос: Первый вопрос касается заявлений США о выходе из Договора по открытому небу (ДОН). Какие, на Ваш взгляд, будут последствия действий американцев?

Второй вопрос касается Гонконга. Ранее советник Президента США по национальной безопасности Р.О'Брайен заявил, что США могут ввести санкции против Пекина, если Китаем будет принят законопроект по «национальной безопасности» Гонконга. Тем самым Китай, как сказали американцы, «захватит Гонконг». При этом Госсекретарь США М.Помпео говорил, что любые действия Китая, которые затронут свободу Гонконга могут привести к пересмотру подхода американцев к принципу «одной страны-двух систем». Как бы Вы могли прокомментировать такие нападки американцев?

С.В.Лавров: Сейчас очень трудно комментировать заявления, которые делают официальные американские лица, потому что они пронизаны чувством собственного превосходства и вседозволенности, включая самоприсвоенное право выставлять всем оценки и требования, касающиеся удовлетворения американских интересов. Проблемы, которые сейчас раздувают вокруг Гонконга, относятся к внутренним делам КНР. Мы их в качестве таковых и рассматриваем. Не думаю, что попытки США теперь и из этой проблемы делать какие-то скандальные ситуации добавляют надежности диалогу с этой страной по любым другим вопросам. Мы уже это на себе не раз испытывали. К сожалению, то, что сейчас США заявляют в отношении КНР, нас не удивляет, хотя все это беспрецедентно.

На тему выхода США из Договора по открытому небу много всего было уже сказано, в том числе и со стороны представителей Министерства иностранных дел. Я не буду долго комментировать этот сюжет, хотя один пример все-таки приведу. Как и в случае с Договором о ракетах средней и меньшей дальности, и со многими другими международно-правовыми документами, которые американцам перестали «нравиться», нас обвинили в том, что это мы вынудили США выйти из Договора по открытому небу, поскольку «Россия грубо нарушала все положения этого Договора». Припомнили Абхазию с Южной Осетией и то, что мы не разрешаем подлетать к нашей границе с этими государствами ближе, чем на 10 километров. Это наша позиция. Она прочно опирается на положения самого Договора, предусматривающего отказ от мониторинга 10-километровой зоны от границы государств, которые не являются членами этого Договора. То, что западные коллеги не признают Абхазию и Южную Осетию в качестве независимых государств, ничего не меняет. Это наша позиция, она в полной мере соответствует международному праву.

Вторая претензия. Мы ограничили дальность полетов над Калининградской областью с учетом ее географических особенностей и используя созданный американцами прецедент в отношении Аляски. Калининградская область и Аляска являются полуэксклавами – это вытекает из их географического положения. Во-вторых, мы исходили из того, что как на Аляске, так и над Калининградской областью для наблюдения территории выделены аэродромы открытого неба. Есть один аэродром для Аляски и один аэродром для Калининградской области. На Аляске установлена максимальная дальность полета в соответствии с приложением к Договору об открытом небе, и мы установили максимальную дальность полета для Калининградской области. Мы абсолютно зеркально определили режим полетов над Калининградской областью. Но при всей идентичности этих подходов, результаты, если их сопоставить, весьма интересно отличаются друг от друга. Например, если сравнить площадь территорий, то изображение, которое можно получить за один наблюдательный полет для Калининградской области может быть до 98% всей территории, а для Аляски за один наблюдательный полет можно получить не более 3% наблюдаемой территории. Никто из наших западных партнеров, которые так активно поддержали США в обвинении нас в нарушении этого Договора, не вспоминает про эту Аляску. Речь только о нарушениях Российской Федерации. Есть и другие нарушения договора, хронически допускаемые США, о которых мои коллеги многократно говорили в ходе предшествующих дней. Что будет дальше? Мы взвешенно подойдем к анализу этой ситуации, опираясь, прежде всего, на свои национальные интересы и на интересы наших союзников, включая, прежде всего, Республику Беларусь, которая в рамках этого Договора вместе с нами образует одну группу стран. В соответствии с договором предстоят определенные мероприятия. В октябре будет регулярная обзорная конференция этого Договора. В связи с заявлением США о выходе из этого документа предстоит провести чрезвычайную конференцию, которая должна быть созвана не раньше, чем через месяц, и не позднее, чем через два месяца после того, как такое заявление поступило. Сейчас депозитарии этого Договора работают над подбором соответствующих сроков.

Вопрос: Вопрос об очередном обострении на границе Киргизии и Таджикистана (в перестрелках участвовали пограничники). Может ли ОДКБ сыграть какую-нибудь роль в стабилизации ситуации в этом регионе?

Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко вчера заявил о намерении подумать о сотрудничестве с Китаем в ракетостроении. Вызывает ли это у России озабоченность?

С.В.Лавров: Насчет ситуации на границе между Таджикистаном и Киргизией. К сожалению, такое обострение происходит не первый раз. Мы призываем наших союзников, чтобы они вступили в диалог, максимально воздерживались от применения силы. Готовы предоставить свои посреднические услуги. Считаем, что чем скорее ситуация успокоится, тем будет лучше. Сегодня сообщили об этом нашим друзьям.

Что касается сотрудничества между Республикой Беларусь и КНР, о чем говорил Президент А.Г.Лукашенко. Мы с Республикой Беларусь –союзники, у нас очень тесное военное взаимодействие, общее военное планирование, много совместных проектов в военно-технической сфере, но каких-либо запретов на военно-техническое взаимодействие с КНР не существует. У России также есть проекты ВТС с зарубежными странами. Главное, что при этом мы никогда не идем по пути, который может создавать риски для нашего Союзного государства, военных интересов, интересов безопасности России и Республики Беларусь. Я убежден, что белорусские коллеги действуют именно так же.

 

mid.ru

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати