ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

БРИКС и перспективы новой архитектуры безопасности в период коронавируса

11:43 29.04.2020 • Георгий Толорая, заместитель Председателя Правления Национального комитета по исследованию БРИКС

Нынешний год оказался переломным для многих составляющих мирового развития, и БРИКС – не исключение. Еще недавно эксперты задавались вопросом, сможет ли это объединение перейти от модели экстенсивного развития, сложившейся в первое десятилетие его существования, к концентрации на важнейших проблемах глобального уровня, и тем самым участвовать в становлении нового мирового порядка взамен изживающегося себя однополярного либерального мироустройства. Действительность обозначила начало второго десятилетия БРИКС как рубеж совсем других, небывалых изменений, и на острие выработки реакции оказалась Россия, как председатель в объединении БРИКС в 2020 году столкнулась с неожиданными вызовами.

Поначалу главными казались не содержательные, а организационные проблемы. БРИКС – это все же в основном диалоговый формат, поэтому главное в нем – диалог между соответствующими организациями, структурами и представителями пяти стран, создание сети личных контактов. Поначалу такая сеть была формальной, и только в последние годы на этой основе стали вырабатываться какие-то решения. Пандемия коронавируса пока что полностью прекратила личное взаимодействие, если не считать деятельности по каналам видеосвязи. Но всё же ценность встреч и ценность мероприятий не только в том, что произнесено с трибун, не только в публичных дискуссиях, но и в кулуарном обмене мнениями, в личных контактах, договоренностях, знакомствах, которые имеют значительно большее влияние на последующее принятие решений и выработку компромиссов, чем большинство людей об этом думает. Надеюсь, что во второй половине года хотя бы часть тех мероприятий, которые предусмотрены обширной программой российского председательства, будут все же реализованы в реале, а не в виртуальном пространстве.

Однако важнее содержательная часть. БРИКС, как и другие международные форматы, к сожалению, не смог выработать адекватного совместного ответа на столь неожиданный вызов, как пандемия коронавируса. Впрочем, надо признать, что этот упрёк касается не только БРИКС, но и других уже устоявшихся и имеющих богатую историю структур и форматов. ООН смогла лишь осуществлять мониторинговые функции, а ее специализированное подразделение – Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) – усилиями США оказалось вообще на втором плане. Даже такие структурированные, придерживающиеся единообразия, западные союзы, как НАТО и ЕС, оказались полностью не готовы к такому повороту событий и даже не занимались выработкой совместной стратегии. Поэтому относительно молодой формат, которым является БРИКС, нельзя упрекнуть в том, что он не проявил себя самым решительным образом. Хотя, необходимо отметить, что борьба с пандемиями, вакцинация, совместные медицинские программы, в том числе телемедицина – все эти вопросы уже несколько лет имеют заметное значение в повестке БРИКС. Так что направление было выбрано верно. Но пока что совместной реакции не удалось подготовить.

В первый период «схлопывания» привычного образа жизни контакты в рамках БРИКС шли в основном на двусторонней основе и, надо сказать, что все же страны «пятерки», во всяком случае для России, не были таким уж приоритетом, который вроде бы предполагал статус председателя России в БРИКС. «По привычке», обсуждение животрепещущих проблем, даже оказание символической помощи все же были сосредоточены на «заклятых друзьях» – странах Запада. Это означает что приоритет БРИКС во внешней политике в России, как и в других странах объединения, пока что декларативный. Именно поэтому этот формат пока не смог занять то место в новой структуре глобального управления, на которое он претендует и которое, будем говорить откровенно, являлось главной целью его создания.

Эти ошибки нужно исправлять.

Сейчас наиболее благоприятное время для того, чтобы в ту новую эпоху, которая наступает в связи с эпидемией коронавируса, с тем беспрецедентным вызовом, с которым столкнулось человечество, внести свой вклад в становление:

  • новых целей и приоритетов обеспечения существования человечества;

  • новых целей и приоритетов социально-экономического развития на основе отказа от неконтролируемого роста потребления и истребления ресурсов;

  • новых форм глобального сотрудничества на неконкурентной регулируемой основе;

  • новых типов и форм глобализации;

  • новых приоритетов и форм обеспечения международной безопасности.

В тот момент, когда реагирование на критические вызовы показало незаменимую роль национальных государств, именно БРИКС в состоянии внести решающий вклад в решение этих задач.

БРИКС – попытка нового типа международного объединения, его члены основывают свою стратегию на уважении суверенного равенства и не вмешиваются во внутренние дела друг друга, стремятся к полному равенству в отношениях. Причем это равенство не декларативное (как во многих международных организациях), а реальное, подкрепленное сравнимым потенциалом входящих в «пятерку» государств.

Этот тип взаимоотношений является отличным от других, где организация группировок стран (к примеру, западной) является все-таки вертикальной. Как обнаружилось, она не способна исключить национальный эгоизм, где «каждый за себя», обеспечить выработку ответа на вызовы, стоящие перед человечеством. США не сыграли роль лидера, наоборот, наблюдались довольно некрасивые явления эгоистичного поведения. ЕС попросту фактически рассыпался.

Так что именно сейчас БРИКС может заявить о себе как о такой структуре, которая в состоянии предложить новые подходы, новую парадигму международного сотрудничества в упомянутых направлениях.

Нужно сказать, что для БРИКС это может быть проще, чем для других международных форматов. Во-первых, он глобален. Во-вторых, имеет межцивилизационный характер. Именно на таком уровне и должна формироваться реакция на нетрадиционные глобальные вызовы и стратегия их профилактики. Вместе с тем определенные силы, в том числе в глобализированных элитах, подмявшие под себя легальную власть в некоторых странах, используют ситуацию для того, чтобы усилить тотальный контроль за населением, расширить сбор информации, усилить регламентацию и лишить человечество свободы выбора. Конечно, это – проявления, с которым нельзя смириться.

И виноват в этом вовсе не «авторитарный характер» государств БРИКС, в котором так любят упрекать его западные оппоненты. Фактически однотипная реакция наблюдалась в самых демократических странах, где фиговый листок демократии был сброшен, как только появилась реальная угроза существующему порядку вещей. Мы точно так же наблюдали военные и полицейские патрули, жесткие ограничения прав и свобод и доносительство.

Так что БРИКС здесь выходит на авансцену с хороших стартовых позиций. Излюбленный тезис Запада о том, что страны БРИКС «тоталитарные» и поэтому не могут быть образцом и претендовать на особую роль в глобальном управлении, благодаря этим трагическим явлениям больше не работает.

Однако необходима немедленная реакция. Пока западные союзы и международные организации находятся в состоянии паралича и прострации, для БРИКС открывается окно возможностей для того, чтобы, быстро собравшись с силами, показать свою эффективность и заявить о своем новом месте в системе международной безопасности и развития в широком смысле слова. Особенно привлекательной в связи с разворачивающимся из-за пандемии финансово-экономическим кризисом является сфера международных финансов. Новый «Бреттон-Вудс», основанный на учете новых реалий экономической жизни ХХ1 века и уже не базирующийся исключительно на долларе, имеет шанс появиться именно сейчас.

Настала пора и перехода к новой парадигме потребления и социально-экономической активности, в том числе учитывающей экологические реалии. Природа как бы предупредила о том, что бесконечный экономический рост планета не выдержит, а другой у нас пока нет.

Само понятие глобальной безопасности сейчас тоже меняется. Угроза существования человеку и человечеству сейчас возникла не из-за недостатка ракет и ядерных зарядов, а из-за сил природы, про которые рассуждали раньше только левые интеллектуалы. Генералы всегда готовятся к прошлой войне, но здесь противник иной. К войне против сил природы они оказались совершенно не готовы, и БРИКС здесь может показать пример и предложить новые идеи и меры.

В ближайшее время процессы деглобализации усилятся. БРИКС должен быть к этому готов. Новые административные рычаги и технологические возможности не должны быть использованы для ухудшения их позиций, тем более, ограничения прав и свобод личности. Здесь БРИКС мог бы установить новые стандарты. Это должно происходить именно на многосторонней основе – то, чего до сих пор не хватало объединению стран «пятерки».

В конкретном плане важны новые подходы к информационной безопасности (показавшей свою мощь в ходе кризиса), к целям в области науки и образования. Сфера новых технологий показала свою всеобъемлющую, все подавляющую роль в организации нынешнего человеческого общества. Здесь страны БРИКС могут действовать и независимо – так, по линии контактов ведомств, отвечающих за транспорт, можно было бы рассмотреть оправданность мер по закрытию границ и ограничению транспортных потоков и принять адекватные именно в рамках БРИКС решения, не дожидаясь, что решит «большой дядя».

В срочном порядке нужно исправить положение вещей, когда контактов на высшем уровне в ходе данных трагических событий было недостаточно. Даже в рамках виртуальной «двадцатки» не была организована встреча лидеров БРИКС, хотя, казалось бы, для этого были все основания. Эту ситуацию нужно исправлять.

Почему бы не предложить формат, который действительно может внести свой вклад в обеспечение безопасности, причём на подлинно глобальном уровне «поверх барьеров», оставив в стороне межстрановые и межнациональные распри, исключив попытки использовать эту ситуацию для доминирования?

Например, почему бы не подумать о созыве срочного саммита лидеров БРИКС + США + ЕС (как организации), то есть регионов, по которым удар вируса пришелся в наибольшей степени, которые могут предложить ответ на эти и подобные вызовы? В конце концов, именно они обладают весьма значительной частью глобальных ресурсов и численности населения, пораженного этим недугом. В отличие от саммитов «двадцатки», посвященных финансово-экономическим проблемам, такой формат способен оперативно реагировать на крупные глобальные несистемные вызовы.

Такой виртуальный-реальный саммит можно было бы собрать на полях Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре нынешнего года. В год 75-летия ООН пора подумать не о сохранении расклада сил прошлого века, сложившегося по итогам Второй мировой войны, а о новой архитектуре международного общения и глобальных ответов. Именно так и переходят «перерывы постепенности» исторического процесса, только так и может сложиться – при этом мирным, компромиссным путем – новый мировой порядок, который должен возникать на руинах прежнего.

Для России и её партнеров по БРИКС важно, что именно такая инициатива позволила бы нейтрализовать уже привычное для нас противодействие уходящего гегемона росту новых сил. Протянутую руку США и ЕС должны будут принять – пока что речь идет о реальном вопросе довольно узкой сферы деятельности, то есть борьба с данной пандемией и последующими для того, чтобы в такой непротиворечивой для всех стран сфере пытаться разработать совместный ответ, совместную стратегию.

Если такого рода механизм БРИКС + США + ЕС возникнет, я думаю, что ему под силу будут и более серьезные задачи. Речь идет именно о крупных цивилизационных блоках. Их не может быть много. Это – «БРИКС плюс» в подлинно глобальном формате. Важным является и то, что в рамках такого рода формата может сформироваться подлинная и легитимная глобальная элита, то есть представители избранных и пользующихся авторитетом в своих национальных рамках деятели и организации, которые могли бы противостоять прежней, закрытой финансово-экономической элите в лице транснациональных корпораций и международных финансовых организаций, которые сейчас обладают значительной бесконтрольной властью и интересы которых вовсе не обязательно совпадают с интересами человечества в широком смысле.

 

Мнения автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Версия для печати