Последнее время внимание многих российских аналитиков, экспертов, да и обычных читателей сосредоточено на теме «Россия-Турция». Сегодня мы видим, что Анкара открыто выступает против сирийской армии, союзником которой является Москва. 3 марта в рамках проекта «Визави с миром» состоялась беседа главного редактора журнала «Международная жизнь» Армена Оганесяна с директором института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона, ведущим научным сотрудником Института Мировой Экономики и Международных Отношений Российской академии наук Виктором Надеиным-Раевским. Эксперты обсудили вопросы, связанные с тем, что намеренно ли Турция пошла на эскалацию конфликта или все-таки Реджеп Эрдоган оказался заложником сложной цепочки геополитических событий и своего «эксцентричного» характера.
«Для того, чтобы понять действия турецкого лидера, необходимо вспомнить, что еще в 1920 году Османский парламент принял национальный пакт, который определял границы современной Турции», – подчеркнул В. Надеин-Раевский. Согласно этому национальному пакту, границы Турции очерчены немного по-другому: в состав республики входят Кипр, вся северная полоса Сирии и провинции Ирака – Мосул и Киркук. Эксперт отметил, что именно в этом заключается особенность турецкого мышления. По словам политолога, нынешний Президент Турции часто вспоминает об этом пакте. «Эрдоган – это плод нескольких идейных матриц. Он соединил в себе несовместимые вещи: во-первых, он исламист, во-вторых, националист и, в-третьих, неоосманист. По мнению Эрдогана, Турция просто обязана быть лидером всего постосманского пространства», – заметил спикер. Однако не всё население Турции разделяет взгляды президента, более 30 % граждан считают, что он слишком рискует, участвуя в сирийском и ливийском конфликтах.
В свою очередь А. Оганесян отметил, что еще одно серьезное противостояние намечается между ЕС и Турцией. Напомним, что в разгар миграционного кризиса в 2016 году Брюссель и Анкара заключили соглашение, согласно которому Турция закрыла свои границы с ЕС для мигрантов. Евросоюз также пообещал Анкаре безвизовый режим, однако не сдержал это обещание, потребовав от Турции сначала пересмотреть свое антитеррористическое законодательство. К настоящему моменту, по заявлению турецких политиков, на границе скопились свыше 3,5 миллионов мигрантов, желающих попасть в Европу. Сейчас Анкара также не собирается выполнять свои обязательства, а недавно Эрдоган пригрозил, что не будет сдерживать волну эмигрантов, которая в скором времени хлынет в Европу. Против подобных заявлений турецкого лидера уже выступили Италия и Болгария. Премьер-министр Греции заявил: «Сейчас Турция отправляет тысячи людей на границу, чтобы добиваться удовлетворения своих требований. Она использует беженцев в качестве геополитических рычагов для своих собственных целей. К сожалению, Турция стала официальным контрабандистом мигрантов». По словам главного редактора журнала «Международная жизнь», Эрдоган действительно оказывает серьезное давление на Евросоюз, который сейчас и так переживает серьезные экономические и политические потрясения.
Также А. Оганесян отметил, что Турция надеется заставить Россию «бросить Башара Асада и предоставить турецким военным свободу действий». Однако, по словам эксперта, это совершенно нереально. Напомним, что уже совсем скоро, 5 марта состоятся переговоры между Владимиром Путиным и Реджепом Эрдоганом. «Я считаю, что политикам, скорее всего, удастся прийти к консенсусу. Эрдоган не заинтересован в такой большой войне. Игры, которые он начал и на Западе, и с нами, требуют постоянной балансировки. И вот именно этой балансировкой он собирается заняться в Москве», – подчеркнул Виктор Надеин-Раевский.
Ранее в журнале «Международная жизнь» была опубликована статья, посвященная обострению ситуации в идлибской зоне деэскалации. «В четверг, 27 февраля, турецкие СМИ сообщили о захвате боевиками города Серакиб, находящегося на пересечении стратегически важных автомагистралей на севере Сирии, и турецкий президент объявил, что «события в Идлибе развиваются в пользу Турции». Однако в тот же день под обстрел сирийских войск попали турецкие военнослужащие, согласно информации российского Центра примирения, находившиеся «в боевых порядках террористических формирований». Как заявили в Минобороны РФ, об их дислокации турецкая сторона российской не сообщила. Получив информацию о жертвах с турецкой стороны, Россия предприняла «исчерпывающие меры для полного прекращения огня сирийскими войсками». Российская авиация, согласно заявлению министерства, в этом районе не работала. В Анкаре же утверждают, что данные о местонахождении своих военных российским коллегам сообщили, и никаких боевиков рядом с турками, якобы, не было. Инцидент заставил Реджепа Тайипа Эрдогана созвать срочное совещание Совета безопасности, по окончании которого пресс-секретарь правящей Партии справедливости и развития Омер Челик сообщил о принятом решении считать все лояльные президенту Сирии Башару Асаду силы «вражескими целями». Более того, обстрел турецких военных стал де ни много ни мало атакой на весь Североатлантический альянс. В пятницу в связи с обострением конфликта в Идлибе по инициативе турецкого руководства состоялось экстренное заседание послов стран – участниц НАТО. По его окончании генсек альянса Йенс Столтенберг, выразив «полную солидарность» с Анкарой, сообщил об обсуждении неких «шагов по содействию» Турции. Впрочем, возможные действия вряд ли будут иметь сколько-нибудь решительный характер. Так, глава МИД Люксембурга Жан Ассельборн на совместной со своим российским коллегой Сергеем Лавровым пресс-конфренции констатировал: «Единственное, что сейчас возможно для НАТО, это сказать, что не НАТО решать эту проблему». А позже стало известно, что Греция наложила вето на принятие заявления НАТО в поддержку Анкары», – сообщается в материале.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs