ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Россия – Таджикистан: памирское измерение

14:02 27.12.2019 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

Фото: pamir-tours.com.

Уходящий год был отмечен важными событиями в экономической сфере стран постсоветского пространства, среди которых 5-летие основания Евразийского экономического союза, а также прозвучавшее 26 декабря заявление первого заместителя министра иностранных дел Узбекистана Ильхома Неъматова о том, что официальный Ташкент не исключает перспектив вступления в ЕАЭС. Идет нормализация на таджикско-узбекской границе, которая уже оказала положительное влияние на экономическую конъюнктуру в регионе Центральной Азии.

Важнейшей составляющей политического и экономического развития в Центральной Азии остаются взаимоотношения России и Таджикистана, которые носят стратегический характер. При этом особое значение для безопасности страны сохраняет Горно-Бадахшанская автономная область, через которую проходит Памирский тракт, связывающий воедино весь регион Центральной Азии. Перспективам взаимодействия Москвы, Душанбе и Хорога в области безопасности и экономики был посвящен круглый стол, прошедший на днях в Москве.

 

ЕАЭС и Центральная Азия: итоги уходящего года

Как отметила руководитель отдела экономики Института стран СНГ, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН Аза Мигранян, уходящий год выдался для стран СНГ довольно успешным. Лидерами по темпам роста стали Армения и Узбекистан, показав от 6 до 7% прироста ВВП. Эксперт считает, что эта цифра сложилась за счет увеличения масштабов взаимной торговли, а также благодаря улучшению конъюнктуры на мировых рынках и стабилизации цен, а также валютных курсов в этих странах.

А.Мигранян напомнила, что все страны СНГ обладают очень специфическими отличающимися друг от друга моделями экономического развития и экономик в целом. Сложивший разброс огромен, начиная от элементов плановой экономики с достаточно четко регулируемыми вводными и заканчивая свободными рыночными отношениями. Тем не менее, вопросы взаимного сотрудничества на сегодняшний день приобрели для всех этих стран довольно большое значение с точки зрения улучшения потенциала использования своих ресурсов, усиления кооперационных, механизмов и встраивания в региональную интеграцию.

В регионе Центральной Азии лидируют две крупные экономики – узбекская и казахстанская. Успех Казахстана продиктован стабильностью цен на рынках нефти и минеральных ресурсов. Для Узбекистана характерен достаточно мощный рывок за последние 1,5-2 года, ставший возможным из-за активизации сотрудничества со странами региона и Россией. Положительное значение для Ташкента имели реформы, направленные на снижение таможенных барьеров, что позволяет рассматривать эту республику в качестве важнейшего звена роста взаимной торговли между странами региона и между Россией и регионом, а также ЕАЭС и Центральной Азией в целом. В целом Узбекистан имеет довольно развитую и диверсифицированную промышленность, которая неплохо встраивается в операционные связи в Евразийском союзе. Очевидно, что это является главным козырем при рассмотрении возможности Узбекистана для взаимодействия с ЕАЭС в разных форматах – от простого торгового сотрудничества и ассоциированного взаимодействия, создания зоны свободной торговли до полноценного участия в деятельности ЕАЭС.

Однако изменения, происходящие в Центральной Азии, неизбежно заставляют Таджикистан определиться, каким образом он будет планировать свое взаимодействие со странами-соседями, причем уже в краткосрочной перспективе. А.Мигранян считает, что уже в течение следующего года должны прозвучать определенные пояснения о политике республики как в рамках региона и воссозданного Ташкентом и Душанбе Центральноазиатского сотрудничества, так и в рамках СНГ и ЕАЭС. «Таким образом, возникает несколько разноуровневых интеграционных блоков, где необходимо решить вопрос о статусе, степени свобод и функциях, которые каждое государство планирует для себя в рамках государственного взаимодействия», - заметила А.Мигранян. Эксперт считает, что на сегодняшний день обойти эти вопросы уже невозможно, поскольку мировая структура взаимодействия интеграционных проектов отличается трендом на регионализацию. Наиболее вероятны два варианта развития кооперации: либо по принципу китайской инициативы «Один пояс – один путь», либо договорное участие группы стран с крупными проектами, которое позволяет отстаивать собственные интересы с большей эффективностью, нежели это могут сделать малые экономики в одиночку.

 

Таджикистан: безопасность в центре внимания

Председатель Ассоциации аналитиков и экспертов «Изыскания Срединной Азии» Сергей Масаулов рассказал о том, как в Таджикистане вообще и на Памире в частности относятся к ситуации с безопасностью. «Страна, которая прошла гражданскую войну, не может не ставить этот вопрос во главу угла, - отметил он. - В массовом сознании широко укоренена идея, что допустить подобное нельзя»

Эксперт напомнил, что к 1991 году население Таджикистана составляло 5,5 млн. человек, из них в результате гражданской войны 1992-1997 годов погибло 150 тыс., при этом 55 тыс. детей остались сиротами, 30 тыс. женщин - вдовами, свыше 1 млн. жителей были вынуждены покинуть страну. Поэтому массовое отношение ко всем экстремистским организациям в местном обществе отрицательное. Каждый, кто приедет в Душанбе или в Хорог, убедится в этом лично. Но страна понесла гигантский ущерб. По данным, которые были озвучены в выступлении президента страны Эмомали Рахмона перед российскими парламентариями, финансовые потери составили 7 млрд. долларов. Для страны, которая и сейчас не достигает высокого уровня национального богатства, это серьезное испытание. Поэтому вопрос безопасности – главный, с которым работает руководство страны.

Главной внешней угрозой, стоящей не только перед Таджикистаном, но и перед всем Центральноазиатским регионом, остается незаконный оборот наркотиков. Среди маршрутов транспортировки наркотиков из Азии в Европу наиболее востребованы северный маршрут (завоз через Таджикистан, Кыргызстан, Казахстан) и южный (через Иран). Напирмер, В июне 2019 года машина с 680 кг наркотиков была задержана при пересечении границы Польши и Германии, причем загрузка, по свидетельству арестованных, была произведена в Бишкеке. Это значит, что в Центральной Азии сохраняется серьезная коррупционная составляющая, мешающая развитию стран региона.

В Северном Афганистане, близ границы с Таджикистаном, продолжают действовать незаконные вооруженные формирования. По последним подсчетам, в их рядах находится до 5,5-6 тыс. человек. Как правило, в их распоряжении находится очень разнообразное вооружение, которое затруднительно при необходимости снабжать боеприпасами. Поэтому когда какая-либо из этих группировок предпринимает атаку, то это означает, что ее финансирование улучшилось. Сами по себе, в отличие от 1990-х годов, они мало на что способны, тем более по идеологическим соображениям. Кроме того, боевики хорошо понимают, что при нападении на границу они получат достаточно серьезный отпор, в организации которого предпримет участие и российская 201-я база, а также штурмовики с авиабазы Кант в Кыргызстане. Правда, некоторые из активистов занимаются торговлей и, судя по ряду косвенных свидетельств, пересекают таджикскую границу. Наибольшую опасность представляют так называемые «спящие» ячейки, располагающиеся на территории Таджикистана.

Не менее важный вызов связан с незаконной торговлей оружием. Как отметил С.Масаулов, стоимость оружия в последнее время снизилась, что означает появление завоза извне. это значит, есть завоз извне.

Очень большой угрозой остается радикально-идеологическое противостояние групп, в ходе которого идет борьба не с иноверцами, а с противниками внутри самой уммы, а также технические возможности информационного воздействия на молодежь через сеть Интернет. Например, на пике войны в Сирии вербовщики ИГИЛ (организация запрещена в России) активно работали с разными этносами и социальными группами, используя даже ферганский диалект узбекского языка и памирские языки.

Таким образом, война в Таджикистане закончилась давно, но ее отголоски дают о себе знать до сих пор. С.Масаулов напомнил, что в 2002-2009 годах произошла серия терактов в Душанбе и Согдийской области. В 2010 году шли бои в Раштском районе, в ходе которых погибло 70 военнослужащих Министерства обороны республики. В 2012 в Хороге был убит начальник управления Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ) по Горно-Бадахшанской автономной области генерал-майор Абдулло Назаров. Обострившаяся ситуация которая потребовала вмешательства на самом высшем уровне, введения дополнительных сил и средств в проблемный район и проведения спецоперации по нейтрализации бандформирований.

За прошедшие с окончания гражданской войны годы проходила активная вербовка молодежи в различные экстремистские организации, в том числе в 2013-2014 годах – в ряды ИГИЛ. По данным, озвученным С.Масауловым, около 800 выходцев из Таджикистана воевали непосредственно в Сирии.

Наконец, 4-5 сентября 2016 года была предпринята попытка антиправительственного мятежа непосредственно в Душанбе. Боевиков удалось вытеснить из столицы, но понесли потери: 14 убитых, 12 раненых.

Еще в 2006 году на законодательном уровне руководство Таджикистана на законодательном уровне внесло в список запрещенных организаций множество экстремистских группировок. Среди них – запрещенные также в России «Аль-Каида», «Исламское движение Туркестана», «Братья-мусульмане», «Лашкаре-Тайба», «Талибан», «Таблиги Джамаат». Последняя из них до сих пор легально действует в соседнем Кыргызстане, что представляет собой потенциальную угрозу для всех стран региона. Интересно, что французские спецслужбы характеризуют эту организацию как «ворота в терроризм», поскольку ее активисты ведут пропаганду среди самых разных слоев, вплоть до бедных семей, забирая оттуда детей в лагеря подготовки, расположенные в Пакистане и Северной Индии. За последние несколько лет в список запрещенных добавились «Джундуллах», «Джамаат Ансаруллах», «Исламский джихад». В 2016-2019 годах в Таджикистане за подготовку терактов осуждено 200 человек.

С.Масаулов отметил, что существующую опасность экстремизма необходимо трезво оценивать, но не преувеличивать. Большинство организаций подобного толка представляют сейчас довольно маргинальные силы, которые предпринимают активные действия только при наличии материальных ресурсов и указании цели, обычно извне.

 

«Памирский клуб» как формат гуманитарного сотрудничества

Генеральный директор Центра изучения перспектив интеграции Сергей Рекеда посвятил свое выступление гуманитарным контактам между Россией и Таджикистаном. Среди них эксперт перечислил межакадемические контакты, налаживание связей в молодежной сфере, проведение различных олимпиад как для студентов, так и для школьников. В этом смысле российско-таджикские отношения развиваются в плановом режиме.

«Нередко развитие гуманитарных отношений Москвы и Душанбе ассоциируют с диалогом между столичными обществами, крупнейшими вузами, забывая о развитии целой паутины взаимосвязей, которые невозможны без региональных контактов. В этом смысле Памир – жемчужина гуманитарного взаимодействия между Россией и Таджикистаном. Сам регион имеет для Центральной Азии стратегическое значение. Здесь пересекается целый клубок тем – от безопасности до экономики и инфраструктуры. Из этого понимания и выросла в 2017 году наша идея создания Памирского клуба как зонтичной организации или диалоговой площадки, где могли бы собираться представители региональных экспертных сообществ и обсуждать максимально широкий спектр тем, связанных с российско-таджикскими отношениями», - заявил С.Рекеда. Среди важнейших вопросов, интересующих таджикских и российских коллег, эксперт назвал бизнес-коммуникации, которые предполагают в первую очередь межличностные контакты, а не только кредиты и льготные условия.

«Главная сложность для развития нашего клуба – транспортная доступность из-за высокогорного ландшафта и инфраструктурных проблем. Это снижает темпы работы, но мы пытаемся находить выход из сложившейся ситуации при помощи современных технологий. «Памирский клуб» - это наш наиболее ценный в региональном смысле проект. На «крыше мира» очень интересуются Россией, тем более, что подобные контакты довольно редки. Поэтому нашей главной целью остается преодоление дефицита общения и укрепление связей внутри стран Евразии», - пояснил С.Рекеда.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати