Варшава усиливает взаимодействие с зарубежной польской диаспорой (Полонией), вводя правительственную должность уполномоченного по делам заграничных поляков и увеличивая финансирование соответствующих проектов.
В 2019 г. на работу полонийных организаций в 62 странах мира выделено 100,5 млн. злотых. Больше всего средств предназначено для таких организаций, как «Польское сообщество» (Wspólnota Polska) – 37 млн. зл., Фонд помощи полякам на Востоке (Fundacja Pomoc Polakom na Wschodzie) - 32 млн. зл., Фонд «Свобода и демократия» (Wolność i Demokracja) – 9,59 млн. зл. (1). Эти организации активно работают с польской диаспорой за восточной границей Польши.
В 2020 г. на нужды Полонии планируется выделить 110 млн.зл., а право их распределения предоставить правительству, а не Сенату, как сейчас. В 2012 г. Сенат уже лишали права распоряжаться финансами на этом направлении в пользу МИД. Позже такой формат работы с диаспорой был признан неэффективным и этим опять занялся Сенат.
Текущая диаспоральная политика Польши регламентируется Государственной программой по взаимодействию с Полонией и поляками за границей на 2015-2020 гг. Однако конкретно оценить её эффективность невозможно ввиду того, что целью диаспоральной политики Польши является не увеличение количества проведённых мероприятий, а укрепление культурно-мировоззренческой связи между польским государством и польскими диаспорами в мире посредством популяризации польского языка и культуры.
Особая функциональная нагрузка ложится на Центр развития польского образования за границей (структурно подчиняется Министерству народного образования). Принято решение дополнить наличный инструментарий для удалённого получения польскоязычного образования (электронные учебники, обучающие платформы) более тщательной стратегией обеспечения доступа для членов Полонии к польскоязычному образованию.
В этой связи также внесены коррективы в работу Министерства культуры и национального достояния. Кампания по сохранению памятников польской культуры за рубежом признана тактическим, а не стратегическим ходом. Такая кампания адресована гражданам других стран с целью их ознакомления с польской историей и культурой, и едва ли способствует быстрому формированию устойчивых связей непосредственно между этническими поляками и Польшей.
Недостатком работы Министерства науки и высшего образования признана чрезмерная ориентация на поляков и лиц польского происхождения в бывшем СССР и небрежение культурными потребностями поляков в странах Западной Европы (Великобритания, Германия и Ирландия – страны-чемпионы по численности польской диаспоры) и Америки. Из пяти мероприятий, проведённых в этом году сенатской Комиссией по делам эмиграции и взаимодействию с поляками за границей, четыре были ориентированы строго на поляков в постсоветских республиках (2).
В 2019 г. самую крупную сумму (23,79 млн.зл.) направят на работу с поляками на Украине, хотя в этой стране нет мест компактного проживания этнических поляков, а их общая численность (144 тыс.) меньше, чем в Белоруссии (294,5 тыс.) и Литве (230 тыс.). При этом на Белоруссию выделено 8,06 млн. зл., на Литву – 14,76 млн. зл.
Такая политика ведёт к снижению на Западе численности лиц польского происхождения, владеющих польским языком, а также к уменьшению численности поляков за рубежом, имеющих доступ к образованию на родном языке. Отмечено снижение заинтересованности поляков в ЕС польскими образовательными и стипендиальными программами. Судя по всему, это объясняется более высокой конкурентоспособностью подобных программ западных вузов.
В понятие польской диаспоры включается т.н. новая миграция – весьма многочисленная миграция поляков в страны Запада в наше время. В этих условиях признано целесообразным ориентировать диаспоральную политику также и на эту группу населения. В частности, для их привлечения в польские вузы и участия в стипендиальных программах.
Повышенное внимание польского политикума к Полонии продиктовано не только объективными, но и субъективными факторами. Польская диаспора становится предметом политической борьбы внутри Польши. Например, диаспоральная политика находилась в ведении МИД тогда, когда ведомство находилось в руках оппозиционной партии «Гражданская платформа».
Нынешнее стремление правительства, сформированного правящей партией «Право и справедливость» (ПиС), отобрать эти полномочия у Сената вызвано тем же желанием лишить оппозицию влияния на Полонию. По оценкам Варшавы, за рубежом проживает 21 млн. поляков и лиц польского происхождения. Звучат предложения учредить «полонийный избирательный округ», где зарубежные поляки могли бы голосовать за кандидатов в члены Сената. Т.ч. за этими решениями и действиями явно просматривается внутриполитическая конкуренция.
Другое предложение, также связанное с внутренней политикой, - выделить квоты представителям Полонии для их участия в выборах. Четыре – для Европы, три – для Северной Америки, по одному для Южной и Центральной, а также Австралии, Новой Зеландии, Азии и Африки. Впервые эта идея была выдвинута несколько лет назад, но до сих пор пребывает в стадии обсуждения (3).
ПиС позиционирует себя как клерикал-консервативную силу, опирающуюся на польский национальный патриотизм с правым уклоном. Полония занимает значительное место в политической риторике ПиС. Отсюда стремление ПиС взять под контроль польскую зарубежную диаспору и использовать её политический потенциал себе на пользу.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
1) https://www.rp.pl/Polityka/312179897-Rzad-chce-zabrac-Senatowi-Polonie-W-tle-duze-pieniadze.html
3) https://www.magnapolonia.org/polonia-i-polacy-z-kresow-beda-mieli-swoich-reprezentantow-w-senacie/
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs