12 декабря в Великобритании пройдут досрочные парламентские выборы, с помощью которых премьер-министр Великобритании Борис Джонсон попытается запустить процесс согласования в парламенте новой сделки с ЕС по условиям «брекзита». Если консерваторы одержат победу, то, по обещанию Джонсона, Великобритания выйдет из ЕС не позднее 31 января.
Как предстоящие выборы повлияют на судьбу Брекзита? Как можно оценить соглашение Бориса Джонсона с Еврокомиссией? На эти вопросы ответили участники экспертной дискуссии в клубе «Валдай».
Стюарт Лоусон, член совета директоров Российско-британской торговой палаты, глава UK Business Centre в Москве, Ernst & Young, отметил, что текущую ситуацию в Великобритании можно охарактеризовать одной сценой в баре, где англичанин, шотландец и ирландец пьют, чтобы забыть концепцию «Брекзита». Лоусон отметил, что выход из Европейского Союза без условий будет катастрофой. Тем не менее, эксперт заметил, что Великобритании удалось избежать ситуации, в которой не было бы никакой сделки и с появлением нового соглашения, заключенного Борисом Джонсоном с ЕС, ситуация улучшилась. «Эта сделка - лучшее, что можно было придумать на сегодняшний день», - отметил эксперт. Однако, по его мнению, «Брекзит» кажется бесконечной историей и то, что происходит вокруг этой темы сейчас - далеко не конец истории и даже не ее первая глава.
Большой проблемой Лоусон назвал продолжающую неопределенность, которую рождает «Брекзит». По его мнению, неопределенность в связи с процессом выхода Великобритании из ЕС особенно влияет на бизнес. С одной стороны, по мнению эксперта, «Брекзит» освободит Великобританию из-под контроля США, с другой, «Брекзит» сильно повлияет на бизнес-климат, который продолжает страдать от политической неопределенности. Эксперт упомянул концепцию «черного лебедя» Нассим Талеба, согласно которой любое прогнозирование может не учитывать случайных, неизвестных факторов. «Мы живем в мире, в котором существуют неизвестные нам факторы. И необходимо иметь достаточно гибкие организации, способные ответить на ситуации, которые находятся в процессе развития», - подчеркнул Лоусон.
По мнению Александра Крамаренко, директора по развитию Российского совета по международным делам, новое соглашение Бориса Джонсона по «Брекзиту» - это серьезное достижение премьер-министра Великобритании. Успех Бориса Джонсона Крамаренко связывает с выбором им «фатальной стратегии», которая позволила ему повышать ставки до тех пор пока он не одержит победу. С помощью этой стратегии ему удалось «вскрыть» соглашение с ЕС по «Брекзиту», уже подписанное Терезой Мэй. Кроме того, «фатальная стратегия» привела к тому, что ЕС сдал позиции по нескольким вопросам.
Причина провала стратегии Терезы Мэй, по мнению эксперта, состояла в том, что бывший премьер-министр была убежденной сторонницей удовлетворения обеих сторон, как Великобритании, так и ЕС. Необходимо было искать пути выхода из ЕС вместо того чтобы искать путь там остаться. «Нельзя выйти из ЕС и в то же самое время остаться в ЕС. А смысл ее соглашения был именно таков», - отметил Крамаренко.
По соглашению Терезы Мэй, Великобритания, только формально покинув ЕС, потеряла бы право голоса. Борис Джонсон говорил, что такое соглашение увековечивает «вассальную» зависимость Великобритании от Евросоюза. «Стране с такой историей, как Великобритания, такая позиция не подходит. Или Великобритания является членом и принимает участие в принятии всех решений или же выходит и заключает что-то особое. Как заявлял Борис Джонсон, этим особым соглашением является соглашение о свободной торговле разной степени охвата, интенсивности и глубины. Но уже суверенной Великобритании», - подчеркнул Крамаренко.
В первую очередь, соглашение Джонсона решает проблему сохранения статус-кво на сухопутной границы Северной Ирландии и Республики Ирландия. Дело в том, что, по соглашению, Северная Ирландия как часть Соединенного Королевства должна выйти из ЕС, в то время как Ирландия остается частью Евросоюза. Таким образом, выход Соединенного Королевства из ЕС и установление жесткой границы между Северной Ирландией и Ирландией поставил бы под угрозу ирландский мирный процесс. Эту границу ЕС, Великобритания и правительство Ирландии обязались сохранять в рамках процесса прекращения гражданской войны в Северной Ирландии. ЕС настаивал на том, чтобы Великобритания оставалась в таможенном союзе до того момента пока не будет урегулирована эта ситуация. Таким образом, фактически, это бы удерживало Великобританию в ЕС.
По новому соглашению Бориса Джонсона, которое тот согласовал с Евросоюзом, Великобритания должна будет выйти из Таможенного Союза ЕС, а сама таможенная граница между Великобританией и ЕС будет проходить по Ирландскому морю. Однако этот пункт угрожает единству страны и может стать важным шагом к объединению Ирландии, полагает эксперт.
Стратегия Бориса Джонсона привела к серьезным уступкам со стороны Европейского Союза, считает Крамаренко. Выход из Таможенного Союза так же позволит Великобритании заключать торговые соглашения с третьими странами. Более того, положение о «равных условиях конкуренции» в будущем уже не будет действовать, так как из текста соглашения оно было перенесено в Политическую декларацию, которая не является обязательной для выполнения.
Главным препятствием на пути к «Брекзиту» эксперт назвал современное состояние британской конституционной системы правления. «Оппозиция лишила правительство большинства, тем самым лишив его возможности управлять страной и продвигать законопроекты», - отметил Крамаренко. И достижение Джонсона как раз связано с тем, что несмотря на противодействие оппозиции, он смог справиться с оппонентами и перенести дату выхода Великобритании из ЕС. «Сейчас есть значительная степень уверенности, что «Брекзит» всё-таки состоится и, может быть, что это будет подарком к Новому Году», - отметил Крамаренко.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs