США и Европейский союз все глубже погружаются в пучину «торговых войн», - начавшихся как торгово-экономическое противостояние Вашингтона и Пекина, но стремительно приобретающих глобальный характер. Пока торговые барьеры по обе стороны Атлантики выстраиваются по отдельным видам товаров, однако наблюдаемые тенденции грозят перерасти в полномасштабный торговый конфликт по американо-китайской модели. А учитывая гораздо более тесную взаимозависимость США и ЕС, - причем не только торгово-экономическую, но и военно-политическую, - последствия для всего мира могут оказаться еще более драматическими и непредсказуемыми.
Торговое противостояние США и Евросоюза началось с американских ограничений на поставки из Европы стали и алюминия. Администрация президента Дональда Трампа в 2018 году ввела 25%-ные пошлины на сталь и 10%-ные – на алюминий, в том числе из ЕС, под предлогом обеспечения национальной безопасности. В ответ на это Евросоюз обложил 25%-ными пошлинами американские товары на 2,8 млрд. долларов, включая мотоциклы Harley-Davidson, джинсы и бурбон. По данным американской газеты The Wall Street Journal президент Трамп к 13 ноября должен также принять решение о введении пошлин на автомобили и комплектующие из Европы.
Однако на днях градус противостояния фактически еще больше подняла Всемирная торговая организация (ВТО). Арбитр ВТО 2 октября из-за нарушающего правила данной организации субсидирования европейского авиастроительного концерна Airbus разрешил США ввести ответные торговые меры по отношению к ЕС на 7,5 млрд. долларов в год в отношении самолетов, вин, сыров и других товаров. Полный список товаров, которые должны быть обложены 25%-ными пошлинами, состоит из восьми страниц. В нем много популярных продуктов питания и напитков, в том числе французское вино, испанское оливковое масло, ликеры из Италии и других стран, пармезан и другие сыры, кофе, фрукты, овощи и соки. Также в списке есть шотландский виски, одежда и другие товары из Великобритании, хотя страна уже 31 октября может покинуть ЕС по сценарию «жесткого Brexit».
Таким образом, тянущийся много лет спор между американской компанией Boeing и европейской Airbus может открыть новый фронт в торговой войне США с другими странами. Президент США Дональд Трамп уже назвал решение ВТО об ответных торговых мерах США по отношению к ЕС «замечательной победой». «США выиграли дело на 7,5 млрд. долларов во Всемирной торговой организации против Европейского союза, который многие годы очень плохо относился к США в том, что касается торговли, из-за пошлин, торговых барьеров и прочее. Это дело длится годами, замечательная победа!» - написал Трамп в Twitter. [1]
Основная часть новых американских пошлин коснется Франции, Германии, Испании и Великобритании. Торговый представитель США Роберт Лайтхайзер объявил о введении новых пошлин в размере 10% на воздушные суда, и в размере 25% - на сельскохозяйственную и промышленную продукцию из стран-членов ЕС. Он уточнил, что решение вступит в силу 18 октября. США также запросили у ВТО провести встречу 14 октября для одобрения вводимых американских пошлин. [2]
Конфликт между двумя крупнейшими производителями самолетов длится уже 15 лет. Boeing обвинял Airbus в получении дешевых займов от европейских правительств и настаивал на введении 100%-ных пошлин на самолеты конкурента. В свою очередь европейская компания утверждала, что американская получает помощь от Вашингтона в виде оборонных контрактов и налоговых льгот. ВТО пришла к выводу, что обе компании незаконно получают субсидии, но первым она закончила рассматривать дело против Airbus.
Ущерб, который понес Boeing из-за нечестной конкуренции, составил по оценкам ВТО те самые 7,5 млрд. долларов. Именно вследствие данного обстоятельства организация разрешила США обложить 100%-ными пошлинами товары из ЕС на аналогичную сумму. Но Управление торгового представителя США (USTR) заявило, что пока введет с 18 октября 10%-ные пошлины на самолеты и 25%-ные пошлины на целый ряд других товаров. Потери Airbus должны быть оценены в начале 2019 года, и тогда ВТО объявит, какие пошлины на американские товары сможет ввести ЕС.
По мнению Вашингтона, преференции для Airbus наносили ущерб американской корпорации Boeing и мешали успешно конкурировать при продаже самолетов в европейские страны, Китай, Южную Корею, Сингапур и Австралию. [3]
Airbus после решения ВТО призвал Вашингтон и Брюссель найти способ избежать пошлин, так как они могут нанести большой вред авиационной отрасли, торговым отношениям США и ЕС и мировой экономике. Также компания отметила, что из-за пошлин могут пострадать авиакомпании по обе стороны Атлантики и ее американские поставщики, где работают 275 тысяч человек.
Правда, США специально не стали вводить пошлины на европейские комплектующие, которые использует Airbus на своем заводе в штате Алабама, чтобы не поставить там под угрозу рабочие места, отмечает Reuters.
«Airbus мог избежать этих пошлин, если бы полностью соблюдал свои обязательства. Мы надеемся, что в конечном итоге они сделают это», – говорится в заявлении Boeing.
После объявления о решении ВТО торговый представитель США Роберт Лайтхайзер заявил, что Вашингтон надеется начать переговоры с Брюсселем. Именно поэтому США не стали сразу вводить максимальные пошлины, рассказал агентству Reuters человек, знакомый с ситуацией. Однако USTR предупредило, что оставляет за собой право повысить пошлины в любой момент.
«Если кто-то введет пошлины против нашей авиационной отрасли, мы сделаем то же самое», – заявил в ответ председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер.
Пока ВТО не вынесла решение против Boeing, ЕС может по своей инициативе лишить его и некоторые другие американские компании налоговых льгот, пишет газета The Wall Street Journal. Однако в этом случае есть риск эскалации конфликта. «Нужно смотреть на это тактически, – приводит издание слова одного из европейских дипломатов на условиях анонимности. – Мы обозначили эту возможность, чтобы подчеркнуть все наши варианты и создать некоторый рычаг, но нашим намерением всегда было найти решение путем переговоров».
Новость о пошлинах увеличила беспокойство инвесторов по поводу замедления мировой экономики. Европейский фондовый индекс STOXX 600 в тот же день опустился на 2,6%, а американские S&P 500 и Nasdaq Composite – на 1,8 и 1,6% соответственно. Акции Airbus и Boeing подешевели на 2%.
Углубление торгового конфликта между Вашингтоном и Брюсселем происходит на фоне торгового противостояния США с другими странами, прежде всего с Китаем. Хотя Вашингтон и Пекин ведут переговоры, стороны далеки от соглашения, и с 15 октября США собираются повысить с 25 до 30% пошлины на китайские товары на 250 млрд. долларов. [4]
Углубление торговых противоречий в треугольнике США – ЕС – Китай открывает серьезные возможности для наращивания торгово-экономического присутствия на соответствующих рынках России. Однако одновременно ситуация в мировой экономике становится все более неопределенной, что, в свою очередь, создает дополнительные риски для мировой, в том числе, и для российской экономики и финансовой системы.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Примечания:
[1] URL: https://twitter.com/realDonaldTrump/status/1179697599143653377
[2] URL: https://ria.ru/20191003/1559395889.html
[3] URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5d95f19e9a79471233a373e7
[4] URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/10/03/812813-ssha
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs