Противостояние законодательной и исполнительной власти в Британии достигло апогея. Премьер-министр объявил о приостановлении работы парламента с 9-12 сентября по 14 октября. Ничего незаконного в его решении, которое вынуждена была утвердить Королева, не было. Однако перерыв в работе парламента перед новой сессией объявляют, как правило, на три недели для подготовки к Тронной речи Королевы. На этот раз перерыв должен продлиться пять недель. Смысл данной меры Б. Джонсона – не позволить парламенту воспрепятствовать брекзиту без сделки. По убеждению премьера, угроза выхода Британии из ЕС без соглашения с Брюсселем представляет собой крепкую переговорную позицию, чтобы заставить Евросоюз пойти на уступки по «бэкстопу» - режиму границы между Республикой Ирландия и Северной Ирландии. В Брюсселе ожидают конкретных предложений от Лондона (особенно после августовских встреч Джонсона с Э. Макроном и А. Меркель), которые пока не представлены. Более того, по сведениям из дипломатических кругов ЕС, Британия сократила переговорную команду в четыре раза.
Депутаты были возмущены намерением нового премьер-министра исключить их из политического процесса в судьбоносный для страны момент и заранее готовились принять контрмеры.
Парламент вернулся с летних каникул 3 сентября, и в тот же день начались драматические события. В ходе заседания один депутат-тори перешел на скамьи оппозиции (к либерал-демократам), и правительство лишилось большинства[1].
Затем последовал новый удар: глава Кабинета потерпел первое поражение, когда Палата общин взяла повестку дня работы нижней палаты в свои руки, хотя прерогатива определять ее принадлежит правительству. Спикер Дж. Беркоу разрешил провести чрезвычайные дебаты по повестке, и Палата общин одобрила внесение в нее законопроекта лейбориста-заднескамеечника Хилари Бенна о запрете на выход Британии из ЕС без сделки и об отсрочке брекзита до 31 января 2020 г. (328: 301), то есть голосами не только оппозиции, но и двух десятков парламентариев-консерваторов. На следующий день 4 сентября Б. Джонсон исключил их из партии. Они сохраняют свой мандат до окончания работы данного созыва парламента в качестве независимых депутатов, но руководство партии не включит их в списки кандидатов на следующих всеобщих выборах.
Второе поражение Б. Джонсон потерпел, когда Палата общин одобрила законопроект Х. Бенна (327:299), т.е. большинством в 28 голосов[2]. Премьер-министр предупредил заранее, что в этом случае он внесет законопроект о досрочных парламентских выборах 15 октября, но и на этот раз потерпел поражение («за» 298 голосов, «против» 56 голосов, т.е. большинством в 242 голоса[3]). Поясним: согласно Закону о фиксированном сроке полномочий парламента (2011 г.), досрочные выборы могут состояться в двух случаях.
Первый – вотум недоверия правительству. Оппозиция пока эту меру не применяет. Второй вариант – предложение премьера, что и произошло, но оно должно было получить поддержку 2/3 состава палаты (434 голоса). Партия лейбористов воздержалась при голосовании, поэтому правительство формально набрало большинство (с «победой» его иронично поздравили из рядов заднескамеечников), но проиграло.
Замысел лидера лейбористов Дж. Корбина состоит в том, чтобы воспрепятствовать выборам до 31 октября и до приостановления работы парламента успеть принять закон о запрете выхода страны из ЕС без сделки. Проблема заключается в том, что, в соответствии с процедурой, этот законопроект должен быть одобрен в Палате лордов и вернуться в Палату общин для окончательного одобрения, а затем должен быть утвержден монархом.
В Палате лордов большинство принадлежит бремейнерам (сторонникам членства Британии в ЕС или второго референдума по брекзиту). Между тем брекзитеры (сторонники выхода из ЕС) применили метод обструкции (filibuster): они внесли в законопроект около 100 поправок, каждую из которых следует обсудить и проголосовать. Таким образом, заседание Палаты лордов может продлиться несколько дней. Лорды взяли с собой чемоданчики со сменой белья, спальными мешками, провизией и бритвенными приборами. Неизвестно, удастся ли законопроекту пройти все этапы законодательной процедуры до приостановки работы парламента.
У оппозиции остается еще первый вариант действий: вотум недоверия правительству. В этом случае парламентским партиям предоставляется по закону 14 дней на формирование альтернативного правительства, однако согласия в рядах противников Джонсона пока нет: фигура Дж. Корбина для многих неприемлема, поскольку его считают слишком левым. Даже ведущий противник Б. Джонсона – Ф. Хэммонд, бывший министр финансов в правительстве Т. Мэй, исключенный ныне из партии, готов «голову сложить», но не допустить Корбина к власти. Часть тори-бремейнеров даже готова вновь поставить на голосование Соглашение с ЕС, заключенное Терезой Мэй и трижды проваленное в парламенте.
Обозреватели вновь составляют «древо» исхода брекзита при разных вариантах событий. Однако если закон будет принят, то переговоры с ЕС по «бэкстопу» лишаются смысла, а при данной «арифметике» в парламенте Джонсон не сможет провести через него ни один законопроект. Сможет ли премьер-министр обыграть оппозицию?
[1] Елена Ананьева. Борис Джонсон: еще не премьер-министр, но уже терпит поражение в парламенте. URL: https://interaffairs.ru/news/show/23223
[2] https://www.bbc.com/news/live/uk-politics-49557734
[3] Там же.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs