ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

День святого Киевского Князя Владимира - продолжит ли Владимир Зеленский его добрые дела?

12:24 29.07.2019 • Михаил Леонов, журналист

28 июля (или 15 по Юлианскому календарю) 1015 года, под Киевом скончался Киевский князь Владимир. Уже с XIV века этот день стал отмечаться Православными христианами на Руси днем памяти святого равноапостольного Князя Владимира[1]. Но особую значимость этого дня для Православия в целом и Украины и России, в частности, мы имеем возможность наблюдать в последнее десятилетие. Указом третьего президента Украины Виктора Ющенко день памяти святого Князя Владимира был объявлен государственным праздником в 2008 году. С тех пор, а особенно в последние пять лет, к славе и чести святого Князя Киевского пытаются «примазаться» как псевдоправославные украинские группировки, так и различного толка политики. В этом году, по установившейся многолетней традиции, праздник святого равноапостольного Князя Владимира столица Украины – Киев, отметил многолюдными празднествами и крестными ходами. Что было примечательного, знакового, нового и старого – в нашем обозрении.

Первое, на что можно было обратить внимание, это – участники. Сложившаяся на сегодняшний день религиозная картина в стране приобрела новые формы. В прошлые годы свои молебны на Владимирской Горке у памяти Князю Владимиру, массовые крестные ходы и Литургии проводили сторонники УПЦ Московского Патриархата и раскольническая УПЦ Киевского Патриархата. В связи с недавним явлением стамбульского Томоса и последовавшего за этим вместо анонсируемого мира и объединения еще большего разделения в этом году торжества выглядели следующим образом.

Накануне, 27 июля, свой молебен на Владимирской Горке с последующим Крестным ходом в Киево-Печерскую Лавру провели верующие Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата). Утром 28-го на территории Киево-Печерской Лавры была отслужена праздничная Литургия. Сторонники новообразованной стамбульской ПЦУ 27-го «отслужили» вечернюю службу в Михайловском Златоверхом монастыре (при полупустом храме), 28-го «литургию» на территории Софийского Собора, откуда прошли крестным ходом на Владимирскую Горку, где и закончили свое празднование «молебном». Сторонники отколовшегося от ПЦУ Киевского Патриархата во главе с «патриархом» Филаретом праздновали день Князя Владимира во Владимирском Соборе, на территории которого так же совершили свой Крестный ход. Каковы же были еще особенности и показательные моменты.

 

Украинская Православная Церковь Московского Патриархата (УПЦ МП). Каноническая Украинская Православная Церковь в очередной раз продемонстрировала свою сущность – это Церковь, говорящая о Боге, служащая Богу и ведущая к Нему своих прихожан. В который раз, на протяжении многих лет, УПЦ, её иерархи, духовенство и прихожане демонстрировали подчеркнутую исключительно церковную, внеполитическую свою позицию и поведение. Отрадно было наблюдать не только неизменность высокого числа верующих, но и даже ощутимое их увеличение по сравнению с прошлыми годами. И массовость здесь -  фактор важный и показательный, тем более, если брать во внимание прокатившуюся с начала года волну силового захвата храмов, запугивания и прямого физического насилия по отношению к священнослужителям разного уровня и простым верующим. Трудно говорить о точных цифрах, однако, по оценкам сторонних наблюдателей, вполне реально оценивать число верующих в пределах от двухсот до трехсот тысяч человек[2]. Нужно заметить, что по официальным данным МВД Украины, число прихожан УПЦ МП, принявших участие в Крестном Ходе не превышает 30 000 человек[3]. О том, что цифра эта многократно занижена, можно убедиться визуально, просто посмотрев кадры репортажей и съемок с воздуха самого Крестного Хода, растянувшегося плотной человеческой рекой на протяжении почти четырех километров[4]. При этом следует отдать должное сотрудникам правоохранительных органов Украины по реальному обеспечению правопорядка и отсутствию провокаций и эксцессов.

 

Православная Церковь Украины (ПЦУ). Следует сказать, что для недавно созданной ПЦУ – это первое празднование после т.н. «дарования автокефалии». А значит, и в торжествах принимали участие как служители бывшей УПЦ КП, так и представители вошедшей в ПЦУ Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ). Что, впрочем, не сильно сказалось на массовости. Несмотря на заявление представителя МВД о том, что колличество сторонников ПЦУ можно оценить в 15 тысяч человек, при  просмотре телерепортажей, смело можно говорить о реальных 3-5 тысячах человек[5], которых можно просто пересчитать[6]. Не больше.

 

Кстати – о репортажах. Смена власти не только практически остановила «победоносные» силовые отъемы храмов (кое-где еще тлеют огоньки противостояний, однако в массе своей процесс насильственной автокефализации приостановлен), но и качественно изменила освещение церковной тематики в  украинских СМИ. Если еще в прошлом году о крестных ходах, тысячах верующих и на чьей стороне истина не писал только ленивый, а церковная тематика занимала топовые полосы сайтов, то теперь, за редким исключением, церковные новости или отсутствуют вовсе, или, если и есть, то небольшим блоком в общей новостной ленте. И это еще один наглядный пример того, насколько тема «автокефалии» и важности «украинизации» поместной «церкви» искусственно  поддерживалась за счет государственных ресурсов и по личной инициативе бывшего президента. И насколько она чужда для большинства украинцев.

 

В этом плане хочется заметить, что прекрасно об этом положении дел осведомлен один из главных виновников случившегося – константинопольский Патриарх Варфоломей. Теперь он наверняка отдает себе отчет в том, что его украинскую «митрополию», созданную вопреки каноническому праву, не хотят признавать не только в семье Церквей мирового Православия, но и в самой Украине. Вероятно, поэтому он вынужден вновь и вновь призывать власть и народ обратить внимание на свое детище: «Призываю власть и государственные органы, а особо вас, богобоязненный народ, принять в свои объятия новую Церковь, целью которой является единение всех вас», - с такими словами обратился глава Вселенского Патриархата в своем послании, которое после окончания «литургии» было зачитано представителем Фанара к собравшимся в Святой Софии.

 

Украинская Православная Церковь Киевского патриархата (УПЦ КП). Если греко-стамбульская «митрополия» может еще похвалиться хоть каким-то числом своих сторонников, то т.н. Киевский «патриархат», на наш взгляд, практически скатился до уровня маргинальной тусовки. Свой крестный ход 28 июля поклонники самозваного «почетного патриарха» Филарета провели в ограде Владимирского Собора в колличестве 300 человек. Да оно и понятно – кроме финансовых потоков, оставшихся в слабеющих руках «патриарха», никаких других рычагов в его арсенале на сегодняшний момент нет. Нет больше и активных сподвижников, на которых бы можно было бы положиться и которые занялись бы организацией и продолжением популяризации «патриархийного будущего». Нет больше и высокопоставленных функционеров-покровителей. Не умаляя деловые качества оставленного всеми гражданина Денисенко, вынужден, однако, предположить с большой долей вероятности, что с его уходом УПЦ КП практически уйдет с религиозной арены Украины, оставив после себя лишь несколько разрозненных «архиереев» с кучками таких же «прихожан».

 

Что же дальше?

Святой Князь Владимир не только вошел в историю Киевской Руси как христианский равноапостольный просветитель, но и как премудрый государственный деятель, что, прежде святости, поставило его в положение видного государственного деятеля, занявшего одно из видных мест в мировой истории. Риторика нового украинского президента, носящего имя великого Киевского Князя, особо не отличается от слов старой власти. Однако если им и его новой командой политика невмешательства в церковные вопросы будет продолжена, по моему мнению, это станет большим плюсом – как глазах Божиих, так и во мнении его избирателей, которые в очередной раз показали свою приверженность канонической Церкви Украины.



[1] Следует отметить, что подавляющее большинство (за редким исключением) православных святых чествуются не в день их рождения, а именно в день кончины – как день, в который они перешли в Жизнь Вечную ко Господу, скончав свой жизненный путь и свои подвиги.

[2] https://spzh.news/ru/news/63761-krestnyj-khod--2019-onlajn-translyacija

[3] https://mvs.gov.ua/ua/news/23024_Sergiy_YAroviy_Pravoohoronci_sistemi_MVS_zabezpechili_pravoporyadok_pid_chas_hresnoi_hodi_v_Kivi.htm

[4] https://youtu.be/peQW3xrjMCE?t=218

[5] Весьма показателен в этом плане момент причащения, на который я специально обратил внимание – на три чаши всех мирян причащали 13 минут! О чем это говорит? О том, что даже при самом быстром темпе число причастников не превышало и пятиста человек!

[6] https://youtu.be/26HPiCtsSTU?t=6145

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати