ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Украина: печальные размышления по итогам «синода» ПЦУ

11:51 27.05.2019 • Михаил Леонов, журналист

24 мая в Киевской Софии состоялся очередной, но очень ожидаемый «синод» украино-стамбульской ПЦУ. Ожидаемый по той причине, что в последние две недели ПЦУ сотрясали дрязги и взаимные обвинения двух её основателей – Филарета и Епифания. О сгущающихся грозовых тучах и намечающемся расколе в среде «облагодатствованных» Фанаром раскольников в Украине мы писали в самом начале этого противостояния[1]. Впрочем, такое положение вещей не удивительно – даже самый поверхностный экскурс в историю поведает внимательному исследователю о том, что такова сущность и последующая деградация всех раскольнических образований всех эпох и народов. Имея в своей основе гордость и крайнюю непримиримость, участвующие в расколе непременно начинают противоречить друг другу, требовать исключительности, претендовать на владение истиной в последней инстанции, доказывая свою избранность и право на лидерство теперь уже в среде себе подобных отщепенцев.

В то время, пока констанинопольские эмиссары подготавливали украинскую почву к заседаниям «синода», некоторые представители мировых православных Церквей продолжали свои консультации о судьбе непризнаваемой никем ПЦУ. И здесь вызывают вопросы действия взявшего на себя инициативу и роль посредника в уврачевании этого внутрицерковного конфликта предстоятеля Кипрской Церкви Хризостома II, который активно занимается этим вопросом. Последние события мая лишний раз подтверждают заинтересованность и настойчивость Архиепископа Хризостома в попытке разрешения этого кризиса.

«Украинский вопрос» 17 мая владыка Хризостом поднимал на переговорах с Предстоятелем Сербской Православной Церкви Патриархом Иринеем, о чем мы уже писали[2]. 20 мая Архиепископ Хризостом также встретился с Предстоятелем Болгарской Православной Церкви Патриархом Неофитом, о чем сообщал официальный сайт Синода БПЦ[3]. Уже на следующий день 21 мая Предстоятель Кипрской Православной Церкви обсудил «украинский церковный вопрос» с Предстоятелем Элладской Православной Церкви Архиепископом Иеронимом II[4], проведя с ним в беседе около двух часов. Подробности этих встреч пока неизвестны. А уже вечером следующего дня, 22 мая, Элладский Предстоятель принимал у себя главного «генератора» возникшей проблемы – Вселенского Патриарха Варфоломея[5].

Но вернемся к событиям внутри ПЦУ в Украине. 23 мая делегация Константинопольского патриархата во главе с Митрополитом Галльским Эммануилом (Адамакисом) провела встречу с «предстоятелем» новообразованной церковной структуры «митрополитом» Епифанием (Думенко). На наш взгляд, здесь пристального внимания достоин тот факт, что в этот же день Константинопольский Патриархат опубликовал официальный пресс-релиз[6] состоявшейся накануне, 22 мая встречи этой же фанарской делегации с «почетным патриархом» Филаретом.

Информируя о прошедшей «сердечной» встрече, фанарский пресс-релиз при этом величает Филарета, никаким не патриархом, и даже не «почетным патриархом», а не иначе как «бывшим митрополитом Киевским». И, хотя на опубликованных фотографиях на лице Филарета нет и тени улыбки или благорасположения, а некоторые фотографии даже демонстрируют его со спины, указывается, что «бывший митрополит» благодарил патриарха Варфоломея «за его отеческую любовь и привязанность к украинскому народу, а также за смелую защиту своих исторических и канонических обязательств Константинопольского Престола». Кроме того, в документе так же утверждается, что Филарет «…заверил Всесвятейшего через его представителей в том, что он продолжает поддерживать Его Блаженство[7] в его духовном статусе, несмотря на попытку создания разобщающей атмосферы извне, и сохраняет свою бдительность и живой интерес к ходу событий в Церкви Украины».

Все это вроде бы выглядело так, что недавние резкие заявления Филарета, недовольного условиями полученной от Фанара «автокефалии» удалось купировать. Но «холодного душа» от встречи с эмиссарами Вселенского Патриарха Филарету хватило не надолго – уже вечером он дал обширнейшее интервью, в котором большую часть внимания вновь уделил константинопольскому томосу и его кабальным для Украины условиям. «Мы не отказываемся от томоса, но не будем исполнять эти три условия[8], которые записаны в томосе. Не будем выполнять»[9], - подчеркнул свою позицию Филарет корреспонденту.

Столь же непримиримым в своей позиции Филарет показал себя и на последнем заседании по итогам прений о навязанном Фанаром Уставе: «Синодом было засвидетельствовано, что в своей дальнейшей жизни и деятельности Украинская поместная православная церковь будет руководствоваться священным преданием, священным писанием и принятым 15 декабря 2019 года уставом в стенах Софии Киевской, – заявил Епифаний (Думенко) на брифинге по окончании «синода»[10]. - Мы практически все были единодушны в предыдущих решениях, но последнее решение не было подписано только патриархом». Вот такая «братская любовь и согласие»!

При этом «синод» принял один пункт, крайне интересный в контексте происходящих событий. Подтвердилась инсайдерская информация об избрании и скорой хиротонии греческого архимандрита Епифания (Димитриу - не путать с Думенко - авт.), клирика Димитриадской и Алмиросской митрополии Элладской Православной Церкви. Архимандрит Епифаний, названный «епископом» Ольвийским[11], в хиротонии которого примут участие экзархи Фанара, станет первым греческим «епископом» ПЦУ. Греческое издание «Ромфея», еще ранее писавшее о готовящейся хиротонии этого клирика Элладской Церкви, высказывало мнение, что хотя это «торжество» и вызовет «…на первом этапе … дальнейшие противостояния с Московским Патриархатом и некоторые внутренние реакции в Украине», в конечном итоге, имеет целью признание ПЦУ со стороны Поместных Церквей. Вероятно, такой шаг, по мнению представителей Фанара, должно облегчить этот процесс[12]. Епифаний (Думенко) на своем брифинге подтвердил это предположение, сказав, что новый «епископ» будет «…способствовать на международном уровне признанию нашей автокефалии со стороны других Поместных Церквей»[13].

Возникает вопрос: а не потому ли Сербская Церковь, сразу после встречи с Предстоятелем Кипрской Церкви, в очередной раз (а она свою позицию декларировала с самого начал конфликта и неоднократно!) вновь поспешила публично заявить о своем категорическом непризнании украинских раскольников и самозванцев?И не потому ли так упорно молчат все остальные вышеперечисленные соучастники этих консультаций?

Молчит и сам Предстоятель Кипрской Церкви. В его интервью главному редактору греческого информационного агентства «Romfea.gr» Эмилиосу Полигенису, на прямой вопрос «Говорят, что Церковь Греции будет первой Церковью, которая признает Автокефальную Церковь Украины. Как вы думаете, это так?», ответ был, я бы сказал, по-византийски дипломатичен и политкорректен: «Я уверен, что если одна Церковь согласится с одной стороной, а другая Церковь согласится с другой стороной, то это будет большим злом! Мы можем попасть в раскол. Лучше всего согласиться на решение, которое примут все...»[14]. При этом «митрополит» Епифаний (Думенко), говоря о хиротонии будущего «епископа» ПЦУ Епифания (Димитриу), не без радости заявляет во всеуслышание, что последний получил от греческой Церкви «…отпускную грамоту, в которой четко указано о том, что он отпускается в украинскую поместную православную церковь»[15]. Значит ли это, что Элладская Церковь тем самым, хоть и косвенно, но свидетельствует о признании ПЦУ Церковью? Со слов Думенко именно так и есть. Неужели «И ты Брут?»…

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


[1] https://interaffairs.ru/news/show/22457

[2] https://interaffairs.ru/news/show/22559

[3] https://bg-patriarshia.bg/news.php?id=290817&fbclid=IwAR2uE3MpkaryHj_EAY529ACKH3xY5BwOQeKagpVomUdD0MWjnMfjcWUtvo0

[4] https://www.romfea.gr/epikairotita-xronika/29313-arxiepiskopos-ieronumos-se-kuprou-xrusostomo-na-doume-to-sumferon-tis-ekklisias

[5] https://www.romfea.gr/oikoumeniko-patriarxeio/29328-stin-athina-o-oikoumenikos-patriarxis-bartholomaios

[6] https://fanarion.blogspot.com/2019/05/blog-post_23.html?fbclid=IwAR1GSQlpryywXdym-BULSeADQ0hmkpIoW90RnYnagk0DOKIYPnL48Ewbkv0

[7] Имеется в виду глава ПЦУ Епифаний

[8] Филарет имел в виду: 1)передача филаретовских приходов заграницей Вселенскому, 2)получение Мира с Фанара и 3)главенство Фанара в решении спорных и судебных вопросов

[9] https://www.currenttime.tv/a/ukraine-tomos-filaret-interview/29956791.html?fbclid=IwAR3L90rNKm0AyXXQCHkLiB9a55kr_E6nAIs1qktb6FGtMSPykLKyJrmezIc

[10] https://ru.tsn.ua/ukrayina/filaret-otkazalsya-vypolnyat-ustav-pcu-i-zayavil-o-suschestvovanii-upc-kp-epifaniy-1351050.html

[11] Ольвия – древнегреческий город на черноморском побережье между Днепром и Южным Бугом к югу от современного г. Николаева. Прекратил свое существование в середине IV века.

[12] https://www.romfea.gr/epikairotita-xronika/29321-apokleistiko-eklogi-ellina-episkopou-stin-oukrania

[13] https://youtu.be/O8p5gddNubk?t=727

[14] https://www.romfea.gr/epikairotita-xronika/29331-arxiepiskopos-kuprou-prepei-oloi-na-skeftomaste-tin-ekklisia-kai-oxi-ta-prosopika-sumferonta

[15] https://youtu.be/O8p5gddNubk?t=734

Версия для печати