Олигархи Украины вновь доказывают, что являются важным фактором для внутренних и внешних политических процессов своей родины. Даже тогда, когда они выступают в пассивной роли, они являются инструментом внешних сил. С конца июня получила развитие история украинского олигарха Дмитрия Фирташа, находящего под следствием в Австрии с марта 2014 года. Фирташ был арестован по запросу США, которые обвинили его в том, «что он с помощью взяток на общую сумму $18,5 млн. хотел получить разрешения на добычу титанового сырья в Индии для последующей продажи готовой продукции в США компании Boeing. Фирташ все обвинения отверг, считая их политически мотивированными».[i]
25 июня Верховный суд Австрии отклонил жалобу украинского бизнесмена на принятое в феврале 2017 года решение апелляционного суда о его экстрадиции в США. 16 июля Вице-канцлер Австрии Клеменс Яблонер дал согласие на его выдачу США: «По поводу экстрадиции Фирташа министерство юстиции Австрии может сообщить следующее: вице-канцлер министр юстиции Клеменс Яблонер согласовал его экстрадицию. Дальнейшая организация выдачи (Фирташа - ИФ) является сферой ответственности иной юрисдикции и входит в обязанности местного суда по уголовным делам Вены».[ii]
Тогда же, 16 июля, процесс экстрадиции Дмитрия Фирташа из Австрии в США был приостановлен из-за ходатайства защиты предпринимателя в Земельный суд Вены по уголовным делам о новом рассмотрении. Ходатайство судья принял, поэтому теперь экстрадиция Фирташа может быть осуществлена только после принятия решения по этому ходатайству.[iii]
Это краткая хроника последних событий. Возникает вопрос, с чем связана такая активизация по делу Фирташа? Как бы не прикрывалось американское правосудие возможными махинациями в индийских делах Фирташа и их связи с американской компанией Boeing, определенная политическая подоплека дела очевидна. О чем украинский олигарх не раз заявлял и сам, говоря о политических мотивах его преследования, «направленных на ограничение его влияния на процессы на Украине».
Жертвой т.н. «антиолигархической кампании» США Фирташа, действительно, считать можно. И вот почему. Задержан он, по инициативе Вашингтона, был в 2014 году, когда претензий к украинским олигархам как классу, насколько помнится, американские официальные лица еще не предъявляли. Но, судя по всему, уже тогда заботились о судьбе молодой «революции достоинства», родившейся из безумия майдана. Заботились, убирая серьезных, но ненужных, игроков из украинского политического процесса. И это была неприкрытая реализация политики двойных стандартов в свою пользу. А затем произошло совпадение интересов значительной части истэблишмента США, противостоящей Дональду Трампу, по этой же линии. Как отмечалось в американских СМИ, пристальное внимание к делу Фирташа в США связано с деловыми отношениями, которые Фирташ имел в прошлом с известным политическим консультантом Полом Манафортом, бывшим руководителем избирательной кампании Трампа, который сейчас находится в заключении за финансовые преступления, не связанные с делом Фирташа. СМИ также постоянно указывают, что и Манафорт, и Фирташ имеют тесные связи с ведущими политиками Украины и России.[iv] Таким образом, круг замкнулся.
Кроме возможностей влияния Фирташа на политические процессы на Украине, которые, по некоторым признакам до сих пор сохраняются, его фигура значима тем, что он, как пример, уже стал средством политического влияния на корпус украинских олигархов, которых теперь американские официальные представители открыто называют лишним элементом для украинской власти.
По этому поводу украинский эксперт Тарас Березовец указывает (публикация в социальной сети): «...Что важно. Дело Фирташа это последнее китайское предупреждение Игорю Коломойскому, дела которого расследует ФБР».
Кстати, о «технических деталях» этого дела в рамках австрийского правосудия – в день выдачи разрешения на экстрадицию, она была приостановлена, а значит, говорить о закрытии дела о выдаче преждевременно. И этому есть юридические основания: «…в феврале 2017 года Высший земельный суд Вены признал экстрадицию Дмитрия Фирташа допустимой, суд заявил, что возможная политическая мотивация дела в уголовных делах не может являться основанием для отказа в экстрадиции. Верховный же суд Австрии, принимая решение в деле олигарха, фактически указал на то, что Высший земельный суд, сделав такое заключение, нарушил закон – Статья 4 пункт 3 Договора об экстрадиции, с которым можно легко ознакомиться в открытом доступе, четко говорит о том, что политическая мотивация является основанием для отказа в экстрадиции. (…) Верховный суд фактически признал правомерность притязаний защиты доказать политический подтекст преследований Фирташа со стороны США. С другой стороны – указал на недостаточность доводов адвокатов на предыдущих этапах судебных разбирательств (…). …Защита Дмитрия Фирташа получила возможность возобновить судебный процесс, предоставив австрийским судам новые убедительные доказательства политической мотивированности, которые ранее не фигурировали в деле».[v] Но это о деталях процесса. Возвратимся к главному.
Фирташ, скорее всего, - участник украинских коррупционных схем со времен президентства Виктора Ющенко, при котором возникла компания «РосУкрЭнерго», с помощью которой поставлялся газ на Украину на фоне испорченных после «оранжевой революции» отношений с Россией и «Газпромом». Судя по всему, вашингтонские комбинаторы надеются получить компромат на украинскую элиту времен Ющенко и Януковича. А теперь после избрания Трампа у его оппонентов есть желание отработать с помощью Фирташа и «антитрамповское» направление. Помимо этого, в Штатах ищут возможность получения хоть каких-нибудь негативных показаний в отношении «Газпрома»[vi], что особенно актуально для США на фоне завершения строительства «Северного потока - 2» и бесконечных попыток Вашингтона остановить этот проект.
Дело за адвокатами Фирташа, которым уже удалось на пять лет отсрочить встречу своего подопечного с американской Фемидой, что также делает эту ситуацию во многом уникальной. Политическая мотивированность в деле Фирташа очевидна, однако, очевидность и предоставление доказательств мотивированности, а главное, принятие данных доказательств судом - «две большие разницы». Даже во вроде бы нейтральной Австрии.
Таким образом, дело Фирташа для США имеет гораздо более широкий чем просто уголовный аспект. На его фигуре, по замыслу «заокеанских друзей» Украины, будут «завязаны» интересы украинских олигархов и украинской власти, и. что важно для Вашингтона как результат – появление дополнительной возможности влияния на украинскую политику, и, косвенно, на европейские и российские интересы.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs