ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Никто никому ничего не должен?

09:48 19.06.2019 • Михаил Леонов, журналист

Удивительные вещи происходят на Украине – то, о чем мы (и не только мы) писали и говорили на протяжении почти года, находит теперь свое подтверждение от самого необычного и неожидаемого источника.

Согласно сообщению сайта СПЖ[1] со ссылкой на программу Украинского радио «Персона ґрата», Филарет Денисенко не только не согласен с тем, что является «бывшим митрополитом Киевским», каковым величают его церковные функционеры с Фанара, а и заявляет, что ни под какой анафемой он не состоял. «Хорошо, если Вселенский патриарх снял с меня анафему в 2018 году, – рассуждает Филарет, – То до 2018 года я был под анафемой, или нет? Если я был под анафемой, то это означает, что все эти епископы[2] недействительны. И Епифаний не только не является митрополитом – он даже не священник. Если Вселенский патриарх снял с меня анафему в 2018 году, то весь епископат – недействителен»! Таким образом, подтверждая каноническую незаконность вмешательства Вселенского Патриарха в украинскую церковную ситуацию, Филарет заявляет: либо все (и Фанар, и ПЦУ, и УПЦ КП) – раскольники и еретики, либо – никто никому ничего сейчас не должен. Почему мы говорим о каком-то кому-то долге? Поясним.

Казалось бы – старый интриган и раскольник прав! Однако, пикантность заявлений Филарета заключается в том, что прав не он, а каноны Православной Церкви. В нашей октябрьской статье, посвященной именно этому беззаконному поступку Вселенского Патриархата, «Легализация раскола - Константинопольский патриархат перешел красную черту»[3] мы пространно обсуждали законность «снятия» анафемы, как с самого Филарета, так и с его структуры и его «клириков». О том, что раскольник, находящийся под анафемой, ни в коей мере не может вдруг оказаться «бывшим митрополитом Киевским», а его сподвижники «бывшими» митрополитами, епископами и священниками – так же говорилось[4]. Кроме нас, эту же позицию вслед за РПЦ декларировал и Собор наиболее твердой и последовательной в своей позиции Сербской Православной Церкви: «Собор, прежде всего, с сожалением констатирует, что Константинопольский патриархат принял канонически необоснованное решение реабилитировать и признать епископами двух лидеров раскольнических группировок на Украине — Филарета Денисенко и Макария Малетича — вместе с их епископатом и клиром»[5].

Более того – в своих заявлениях и разоблачениях Филарет пошел еще дальше: «Не называйте ПЦУ канонической Церковью, не утверждайте неправду, – заявлял вдруг возлюбивший правду Филарет, – Она не признана другими Церквями канонической, а признана только одним Вселенским патриархом. Томос имеет, по названию, а по содержанию она не автокефальна. И канонической Церковью ПЦУ не признают 13 Поместных Церквей. То как же она канонична? Когда с митрополитом Епифанием никто не служит, кроме Вселенского патриарха»[6]?

Как ранее УПЦ КП, так и теперь т.н. ПЦУ «Не признает ни одна Церковь, не только Русская, но и Элладская, Иерусалимская, Александрийская, Сербская, Румынская, Болгарская, Албанская, Польская, Грузинская, никто не признает. И потому хвастаться тем, что у нас есть Томос об автокефалии не стоит. Он ввел нас в заблуждение»[7], - заявляет Денисенко, подтверждая очевидный уже факт, что получение Томоса ничуть не приблизило украинских раскольников к единой семье мирового Православия.

Посему, как мы можем видеть, никаких новых сентенций, ничего нового из основ канонического права «почетный патриарх» не изрек. О чем же говорят подобные «откровения» украинского ересиарха? Неужели действительно – видимые симптомы старческого слабоумия? Весьма сомнительно - Филарет стар, зол, но далеко не глуп. И в канонических вопросах разбирается куда не хуже ушлых фанариотов.

«Митрополит» Епифаний уже неприкрыто намекнул Филарету и его сторонникам, что в случае их дальнейших анти-автокефальных шагов (имелось в виду собрание анонсированного Филаретом Собора на 20 июня), их ожидают «…все канонические и юридические последствия»[8]. Вполне понятно о чем речь! Предполагая, что сам Епифаний поднять руку на человека, в прямом смысле этого слова выкормившего его со своей ладони, не посмеет, Филарет, вполне обоснованно полагает, что если какие-либо канонические санкции в его сторону и последуют, то только от Варфоломея. А с этой стороны в глазах Денисенко (и к этому он готовит почву в умах своих слушателей) – все логично, обоснованно и законно: Епифаний и иже с ним приняты Варфоломеем в сущем сане; рукополагал их Филарет; значит – анафемы на тот момент не было; значит – Варфоломей с него ничего не снимал; значит – никто никому ничего не должен! И «автокефалию» оставьте себе на память.

Чем закончатся перебранки всех этих ряженых – мы вскоре будем иметь удовольствие наблюдать. Удовольствие, поскольку во всей этой катавасии, пока раскольники таскают друг друга за автокефальные бороды, попеременно обвиняя друг друга в пророссийскости и антиукранскости, каноническая Церковь Украины имеет перерыв. Не до Неё и Её храмов сейчас фанарским украинским сумасшедшим. А Филарету дай Бог пожить подольше, глядишь – а он еще чего доброе сделает, или еще чего интересного расскажет…

  

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати