11 июня Вселенский патриарх Варфоломей отмечал в Стамбуле День Ангела. Вполне ожидаемо, что в торжествах принял участие и «предстоятель» новообразованной Православной церкви Украины (ПЦУ) Епифаний (Думенко). Официальный сайт ПЦУ с радостью оповещал украинскую и мировую общественность о том, что в ходе торжеств «…состоялась вечерня, во время которой молились Вселенский Патриарх Варфоломей, Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним и Митрополит Киевский и всея Украины Епифаний, иерархи поместных Церквей»[1]. Не вникая в подробности, у простого читателя вполне могло сложится мнение, что на торжествах наблюдалась чуть ли не вся полнота мирового Православия, сослужившая (а значит и признающая его) с «предстоятелем» ПЦУ, включая предстоятеля Элладской Православной Церкви.
Прежде всего следует обратить внимание на очень важное в тексте слово – «молились»! Молились а не сослужили. А это весьма важно для понимания произошедшего.
Заметим, что Архиепископ Элладский Иероним прилетел лишь на пару часов поздравить патриарха Варфоломея накануне самого торжества и уже в самый день торжеств замечен там не был. Кроме того, «вся полнота» мирового Православия ограничивалась представителем Александрийского Патрирахата Митрополитом Нигерийским Александром и представителем Иерусалимского Патриархата Архиепископом Антидонским Нектарием на фоне клириков и иерархов самого Вселенского патриархата, а также некоторых клириков Элладской Церкви. Такие торжества, проходят как правило с непременным служением Божественной Литургии, которую возглавляет тезоименитый виновник торжества, однако, судя по произошедшему, традиционное празднование было отменено вследствие присутствия именно украинского «предстоятеля» Епифания. С большой долей вероятности смеем предположить, что именно нежелание гостей участвовать в служении с Епифанием, вынудило Патриарха Варфоломея избрать именно такой формат торжеств – вроде и празднуем, вроде и вместе, ну а то что не сослужили – так никто не служил! Для сравнения хотелось бы вспомнить, что Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, свой День Тезоименитства отметил по традиции служением Божественной Литургии в более расширенном формате[2], нежели обитатели «вселенского» Фанара. Абсолютно понятно, что для того, чтобы избежать очевидного игнорирования Епифания представителями поместных Церквей своим неслужением с ним, Варфоломей избрал вариант «мы все не служим», поручив возглавлять Литургию простому священнику. Византийские дипломатические узоры, однако!
Но в то время, пока Думенко ожидает обещанных Варфоломеем братских лобзаний со стороны поместных Церквей, уже однажды анафематствованный «патриарх-раскольник» Филарет (Денисенко) рьяно напрашивался на вторую анафему, на этот раз уже от «простившего» его Варфоломея. Он, как старый церковный политик, в отличие от молодого Думенко, прекрасно понимает, что братских лобзаний ждать уже смысла нет, а значит и играть дальше с Фанаром нет смысла. Тем более что тихой сапой подминающий под себя «КП-шные» приходы в Украине, Вселенский патриарх не сегодня-завтра потребует от украинского «собрата», согласно условиям Томоса, и зарубежные. В тот день, когда Думенко поздравлял Варфоломея с его Днем Ангела в Стамбуле, в Киеве на Форуме украинской интеллигенции «За Украинскую Православную Церковь! За Киевский Патриархат!» Филарет всенародно «наезжал» на Архондониса и его «автокефалию»: «…этот томос направлен на ликвидацию КП, он запрещает ПЦУ иметь приходы и епархии за пределами Украины, и потому у КП хотят отобрать все украинские приходы Европы, Америки, Канады, Латинской Америки, Австралии, России. То есть все те украинские приходы должны принадлежать Константинопольскому Патриархату, а не УПЦ. И наша диаспора протестует против этого, она не хочет подчиняться грекам. Она хочет быть в составе своей Украинской Церкви. А ПЦУ заставляет их, не заставляет, а выбрасывает их, и это является так же зависимостью от Вселенского Патриарха»[3], - звучало в большом конференц-зале НАН Украины.
Впрочем, у нас есть более чем твердая надежда, что через неделю нас ожидает еще более увлекательное развитие событий – на том же Форуме, по утверждению ВВC News Украина[4], Филарет анонсировал «Поместный Собор» Киевского патриархата. «Мы созываем поместный собор, на котором не утвердим решение того собора, который был 15 декабря 2018 года. Значит, он для нас не является обязательным. Этим мы покажем, что Киевский патриархат был, есть и будет. Собор мы созываем на 20 июня[5]», – заявил Филарет. Озвучивая своею стратегию, «почетный патриарх Киевский и всей Руси-Украины» теперь утверждает, что то что ранее и он и Епифаний называли «Собором поместного Киевского Патриархата», таковым на самом деле не являлся, а это был лишь «…сбор подписей под постановлением поместного собора. Мы это постановление на поместном соборе отбросим, и он будет для нас недействительным»[6]. Иначе говоря, через неделю верная Филарету часть т.н. УПЦ КП будет собирать подписи под утверждением, что они утверждают что они ничего не утверждали, а лишь собирали подписи…
Говорить о расколе в среде самих раскольников уже не актуально – раскол на два лагеря является свершившимся фактом. Судя по развитию событий, осталось ожидать, когда таким же свершившемся фактом станет новая анафема Михаила Антоновича Денисенко. Вопрос только: от кого? Кто окажется более обидчивым – патриарх Варфоломей, заваривший эту «кашу», или Епифаний, согласившийся ее возглавить. Будем ожидать…
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
[2] На Божественной Литургии Святейшему Патриарху сослужили гости: представитель Патриарха Александрийского и всея Африки при Патриархе Московском и всея Руси Митрополит Киринский Афанасий; митрополит Нью-Йоркский и всей Северной Америки Иосиф, глава Антиохийской архиепископии в Северной Америке; Митрополит Филиппопольский Нифонт, представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси; Епископ Моравичский Антоний, представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси; митрополит Тамасосский и Оринийский Исайя (Кипрская Православная Церковь); Архимандрит Феоктист Димитров, представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси; Архимандрит Серафим Шемятовский, представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии; протоиерей Михаил Дудич (Польская Православная Церковь); протоиерей Даниил Андриюк, представитель Православной Церкви в Америке; протоиерей Кахабер Гоготишвили (Грузинская Православная Церковь), клирик храма св. вмч. Георгия Победоносца в Малых Грузинах г. Москвы; протоиерей Томас Зейн и священник Николай Белчер (Антиохийская Православная Церковь).
[5] там же
[6] там же
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs