В предместье Лондона проходит 47-й по счёту Международный авиасалон «Фарнборо-2010». Он является крупнейшим в мире по числу участников и выставляемой техники. Выставка проводится раз в два года и считается важным событием в мировом авиационном календаре.
В его работе принимают участие многочисленные авиакосмические и другие компании из 38 стран, в том числе из России. Они представляют более 1300 экспонатов – от новейших широкофюзеляжных самолётов до моделей на основе нанотехнологий. Немалое место занимает на выставке военная техника, хотя, в отличие от гражданской, эта отрасль ещё испытывает влияние финансово-экономического кризиса. Россию представляют 57 компаний авиакосмической отрасли, 27 из них предлагают специалистам познакомиться с военно-технической продукцией.
Мини-сенсация авиасалона – на международный рынок военной авиации впервые вышел Китай. Китайский истребитель FC-1(JF-17) ранее нигде на международных выставках не демонстрировался. Это лёгкий истребитель, который Китай делает на экспорт. Первым заказчиком являются военно-воздушные силы Пакистана.
Кульминацией лётной программы авиасалона "Фарнборо-2010" стала демонстрация впервые на публике нового дальнемагистрального самолёта Boeing 787 Dreamliner. Серийные поставки лайнера запланированы уже на конец 2010 г. Первый самолет получит японская авиакомпания "Олл Ниппон". Из российских авиакомпаний Dreamliner планирует приобрести "Аэрофлот".
Третий день работы международного авиакосмического салона "Фарнборо-2010" выдался "урожайным" для мировых авиапроизводителей - американского Boeing и европейского Airbus. В общей сложности они получили около 140 заказов на свою продукцию.
Крупнейший заказ - 95 лайнеров на общую сумму около 8 миллиардов долларов - разместило авиализинговое подразделение британского банка Royal Bank of Scotland - RBS Aviation Capital. Компания приобретает у Airbus 52 самолета семейства А320, а у Boeing - 43 самолета Boeing 737-800 нового поколения.
По мнению экспертов рынка, подобный заказ можно рассматривать как своего рода сенсацию на фоне серьезных финансовых сложностей, который Royal Bank of Scotland испытал в период глобального экономического кризиса. Банк получил серьезную государственную поддержку и был вынужден начать распродажу ряда своих активов.
В Фарнборо крупные контракты на поставки самолётов заключают не только гиганты мирового авиапрома - Boeing и Airbus –но и украинское предприятие «Антонов», а также российские «Гражданские самолёты Сухого» (ГСС), «Иркут» и другие авиастроители.
Пакет "твердых" заказов на среднемагистральный самолет Sukhoi Superjet 100 по итогам трех бизнес-дней международного авиакосмического салона "Фарнборо-2010" составил 161 самолет. Этот лайнер рассчитан на перевозку до 98 пассажиров на расстояние до 4,4 тысячи километров. Самолет создается в условиях международной кооперации - в реализации проекта участвуют более 30 компаний. По мнению экспертов, Sukhoi Superjet 100 - лучший в мире ближнемагистральный лайнер.
Компания "Гражданские самолеты "Сухого" и индонезийская авиакомпания Kartica Airlines заключили контракт на поставку 30 самолетов "Суперджет". Сделка оценивается в 951 миллион долларов. Поставка самолетов запланирована на период с 2012 по 2015 годы. ГСС также подписала соглашение о намерениях с российской "Газпромавиа" на поставку 10 "Суперждетов". Сумма сделки оценивается в 323 миллионов долларов.
На авиасалоне «Фарнборо-2010» состоялось подписание контракта украинского ГП «Антонов» с российской лизинговой компанией «Ильюшин Финанс Ко» на поставку 20 самолетов Ан-158: 10 твердых заказов и 10 - опцион. Во время подписания контракта, министр промполитики Дмитрий Колесников отметил, что подписание этого контракта «не на словах, а на деле» подтверждает высокое качество самолетов ГП «Антонов», который является гордостью отечественного производства. Как заметил Генеральный конструктор Дмитрий Кива, «ИФК» является главным партнером «Антонов» по продвижению на рынок Ан-148 и Ан-158.
Напомним, на «Фарнборо-2010» Ан-158 впервые представлен международной авиационной общественности. Он участвует в программе демонстрационных полетов и выставлен на статической стоянке.
Лизинговая компания "Ильюшин Финанс" заключила на авиасалоне "Фарнборо- 2010" ряд договоров на сумму 3,5 миллиарда долларов. Как сообщил журналистам глава компании Александр Рубцов, "был подписан контракт на 20 самолетов Ан-158 и соглашение о намерениях приобрести 50 самолетов МС-21 на сумму 3 миллиарда долларов". Сумма контракта с украинской компанией оценивается в 500 миллионов долларов. Александр Рубцов также уточнил, что цифры по сделке на приобретение МС-21 названы в текущих каталожных ценах, а в твердом контракте цена на самолет будет ниже.
Корпорация "Иркут" подписала с малайзийской компанией Crecom твердый контракт на поставку 50 самолетов МС-21. МС-21 — это программа создания семейства ближне- и среднемагистральных пассажирских самолетов вместимостью от 150 до 212 пассажиров. К 2016 году МС-21, по замыслу создателей, сменит Ту-154 и Ту-204.
По словам главы корпорации "Иркут" Олега Демченко, поставки самолетов запланированы с 2016 по 2020 год, а сумма сделки составляет 3 миллиарда долларов. Он также добавил, что планируется создание совместного предприятия с Малайзией по проектированию интерьеров для самолетов МС-21.
Кроме того, корпопация "Иркут" договорилась с ВЭБлизингом на поставку 15 самолетов МС-21. Сделка также предполагает опцион еще на 15 самолетов. В том числе на полях авиасалона корпорация заключила договор с компанией Nord Wing на поставку трех МС-21 с опционом еще на два самолета.
"Оборонпром" подписала контракт на поставку Индии 4 вертолетов Ка-32. По словам главы корпорации Андрея Реуса, сумма заказа оценивается в 30 миллионов евро.
По военной технике подписание контрактов не планировалось. Российские военные самолёты на выставке были представлены только макетами. В основном это истребители четвёртого поколения, которые уже демонстрировались на других смотрах авиатехники – МиГ-35 и Су-35. Первый разрабатывается для Индии на условиях тендера, индийский заказ составляет более 100 самолётов МиГ-35; второй истребитель Су-35 – это самолёт для российских войск, будет реализован заказ на 48 машин.
Россия и Индия практически согласовали планы по модернизации самолета Су-30МКИ, сообщил на "Фарнборо 2010" заместитель главы "Рособоронэкспорта" Александр Михеев. "Индия опытный эксплуатант и предъявляет большие требования к модернизации, - сказал Михеев. - Мы практически согласовали лицо модернизации Су-30МКИ. Планируется модернизировать бортовые комплексы, радиоэлектронное оборудование, улучшить тактико-технические характеристики в рамках применения авиасредств поражения. Рассчитываем до конца года провести переговоры и сформировать окончательный облик самолета". А.Михеев уточнил, что модернизировать Су-30МКИ Россия пока планирует только для Индии, поскольку это чисто индийский проект.
Подводя итоги работы представителей российской авикосмической отрасли на 47 Международном авиасалоне в Фарнборо, президент Объединённой авиастроительной корпорации Алексей Фёдоров, заявил, что Россия заключила контракты на поставку авиатехники на несколько миллиардов долларов.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs