Новое обострение ситуации вокруг Косово стало наиболее серьезным за последние 15 лет – с момента массовых антисербских погромов 2004 года. Оно доказывает необходимость более активного вовлечения всех ключевых международных игроков в поиск долгосрочного компромиссного решения, учитывающего интересы, в первую очередь, косовских сербов, не по своей воле оказавшихся в фактической военно-политической и экономической изоляции.
Вместе с тем происходящее имеет под собой и для Белграда, и для Приштины, прежде всего, внутриполитическую подоплеку. Речь идет о попытках максимально обострить ситуацию, но при этом не выпустить ее из-под контроля с тем, чтобы на этой основе «продавить» через общественное мнение непопулярное для националистов двустороннее соглашение о нормализации отношений, о необходимости которого президент Сербии Александар Вучич заявил в сербском парламенте буквально за несколько часов до начала косовскими властями полицейской операции в сербонаселенных районах. Более того, имеются основания говорить о внутренней координаций действий сторон – как это имело место в аналогичной (хотя и менее резонансной) ситуации осенью 2018 года во время посещения Северного Косово косовским президентом Хашимом Тачи.
О том, что Сербии необходимо признать факт, что Белград не обладает каким-либо контролем над Косово, президент Вучич заявил, выступая 27 мая на специальной сессии парламента, посвященной проблеме взаимоотношений с Приштиной. Он призвал депутатов к выбору между «сладкой ложью и горькой правдой»: «Без этого мы не узнаем реальное положение дел в Косово, в Метохии, кто ими управляет и какое положение сербов в Косово и Метохии». «Я решил не продолжать ложь и самообман, я сказал всем, что нет власти Сербии, нет нашего правительства в Косово и Метохии, что крайне важно для здравоохранения и образования, и мы должны прекратить обманывать нашу собственную общественность», - подчеркнул Александар Вучич. [1]
По его словам, сербам также необходимо признать, что Сербия потерпела крупное национальное поражение, потеряла территорию и понесла значительные экономические потери. В настоящее время, указал глава Сербского государства, существуют два сценария решения косовской проблемы. Первый - это сохранение статус-кво и «замороженный конфликт». Второй - нормализация отношений между Белградом и Приштиной. Александар Вучич подчеркнул, что сам он выступает за второй путь. [2]
Именно данное заявление президента Сербии послужило прелюдией для масштабной операции косовской полиции в северных районах края, где компактно проживают сербы, сопровождавшейся многочисленными арестами. Глава косовского правительства Рамуш Харадинай назвал это операцией по борьбе с организованной преступностью. По данным сербских властей, в ходе полицейского рейда были арестованы 28 человек - 19 полицейских и 9 гражданских лиц, причем 11 сотрудников правоохранительных органов и все гражданские лица были сербами. [3]
Действия косовских властей встретили предсказуемую реакцию Белграда (как это имело место и осенью 2018 года). Президент Вучич привел армию в полную боевую готовность. По словам главы государства, цель рейдов, - запугать местных сербов. Он подчеркнул, что сербские вооруженные силы готовы «защитить людей в самые короткие сроки» в случае возникновения угрозы их безопасности. [4]
Решение Белграда привести армию в боевую готовность напоминает «ставшую привычной игру мускулами», с помощью которой Александар Вучич пытается манипулировать общественным мнением, чтобы укрепить свой имидж патриота, - такого мнения придерживается эксперт Университета Северной Каролины Димитар Бечев. По его словам, сербский президент остается приверженным идее сделки, которая предполагала бы де-факто признание независимости Косово в обмен на членство Сербии в Европейском союзе: «В то же время сербский лидер хочет договоренностей на своих условиях и желает уступок от Косово - например, автономный статус северных территорий Косово или передачу их Белграду. До тех пор пока сделка не будет заключена, Вучич продолжит демонстрировать жесткий тон в отношении Косово, в том числе призывая другие страны отказаться от решения признать независимость Приштины».
«Учитывая внутреннюю ситуацию в Сербии, постоянные антиправительственные протесты, давление ЕС, можно предположить, что Белград ограничится жесткими заявлениями, маневрами у границ, но реальных действий в отношении Приштины предпринято не будет», - подтверждает эксперт международного дискуссионного клуба «Валдай» и Центра исследований экономического и социокультурного развития стран СНГ и Центральной Европы Артем Куреев. [5]
Среди задержанных в ходе рейда полиции в Северном Косово оказался россиянин - сотрудник миссии ООН в Косово (UNMIK) Михаил Краснощеков. По данным местных средств массовой информации, он был ранен и доставлен в больницу города Косовска-Митровица. По словам премьера Харадиная, россиянин пытался помешать проведению полицейской операции. В ООН подтвердили задержание двух представителей своей миссии в Косово. Позднее Михаил Краснощеков был освобожден.
Действия косовских властей в отношении российского представителя вызвали жесткую реакцию министерства иностранных дел России. Как подчеркнула в своем комментарии официальный представитель российского внешнеполитического ведомства Мария Захарова, «задержание осуществлено несмотря на то, что россиянин обладает дипломатическим иммунитетом сотрудника ООН»: «Рассматриваем этот вопиющий акт как еще одно проявление провокационной линии косовоалбанской верхушки». [6]
Максимального накала ситуация вокруг Косово достигла к вечеру 28 мая, - когда средства массовой информации сообщили о выдвижении к границе края колонны бронетехники сербской армии при поддержке боевой авиации. Колонна вышла из казарм в городе Кралево в Центральной Сербии, а перед ее отправлением туда прибыл лично министр национальной обороны Александар Вулин. [7]
Однако позднее появились признаки стабилизации ситуации – в полном соответствии с развитием обстановки в 2018 году. Президент Сербии Александар Вучич приводил национальные вооруженные силы в полную боевую готовность 29 сентября после того, как к границе подошли косовские полицейские и сотрудники спецназа под предлогом обеспечения безопасности президента Косово Хашима Тачи во время посещения гидроэнергетического узла «Газиводе». Тогда «активная» фаза конфликта продлилась несколько дней, а ее следствием стали активизировавшиеся дискуссии о возможном разделе Косово как элементе «пакетного» соглашения Белграда и Приштины о нормализации двусторонних отношений.
Соответствующий документ был представлен на обсуждение 29 апреля 2019 года в Берлине на встрече Александара Вучича и Хашима Тачи в присутствии лидеров Германии и Франции Ангелы Меркель и Эммануэля Макрона. Однако жесткая негативная позиция в отношении нового изменения балканских границ французского президента и особенно германского канцлера не позволила достичь искомой договоренности. Уже 30 апреля Хашим Тачи в ультимативном порядке потребовал от Белграда признать независимость Косово. Он заявил, что «требования или мечты о том, что на севере Косово может быть создано сообщество с исполнительной властью по модели Сербской Республики, никогда не будут реализованы». [8]
Вместе с тем лидер Косово дал понять, что в будущем возможно объединение края с соседней Албанией – чем еще более «поднял ставки» в ходе дискуссий.
В настоящее время наиболее реальным сценарием видится постепенное возвращение ситуации в Косово в стадию «замороженного конфликта» при одновременной активизации попыток властей Сербии убедить общественное мнение страны в неизбежности признания в том или ином виде косовской независимости – аргументируя этот шаг, прежде всего, необходимостью обеспечить хотя бы какую-то защиту косовским сербам. При этом и Белград, и Приштина, скорее всего, будут более активно обращаться за посреднической поддержкой не к Европейскому союзу, а к США.
Возможные рамки соглашения могут соответствовать плану, который недавно был «вброшен» в общественное мнение США профессором Университета Джона Хопкинса Эдвардом Джозефом, многие годы проработавшим на Балканах. В своей статье для издания TheForeignPolicy он подчеркнул, что, вместо обсуждения раздела Косово, международные посредники должны разработать и реализовать модель совместного функционирования Косово и Сербии в рамках создания и действия «Совместного специального комитета» Белграда и Приштины. Кроме того, Вашингтон и Брюссель должны предоставить Сербской православной церкви право контроля над сербскими монастырями в Косово по образцу греческого Афона и вложить значительные средства в экономическое обновление и Косово, и Сербии с акцентом на реализацию общих проектов.
Согласно имеющейся информации, именно этот план может в ближайшее время оказаться в центре внимания международных посредников, занимающихся проблемой Косово. Кроме того, в него может быть внесен пункт об укреплении военно-политических связей Сербии с США и НАТО и создании в стране американской военной базы (в районе населенного пункта Поникве в стратегической близости к боснийской Республике Сербской), – что уже напрямую затрагивает интересы России.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Примечания:
[2] URL: https://www.rbc.ru/politics/28/05/2019/5cec94f69a79478e44904cb1#ws
[3] URL: http://www.tanjug.rs/full-view_en.aspx?izb=483864
[4] URL: https://www.rbc.ru/politics/28/05/2019/5cec94f69a79478e44904cb1#ws
[5] URL: https://www.rbc.ru/politics/28/05/2019/5cece71c9a7947a75cfbfa2d#ws
[6] http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3661667
[8] URL: https://www.rbc.ru/politics/28/05/2019/5cec94f69a79478e44904cb1#ws
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs