ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Украина: газовая независимость или политика против экономики

11:19 14.05.2019 • Денис Батурин, политолог

Украина встала на путь противоречивой и политизированной диверсификации источников поставок газа. Жаль, как и во многих других делах, ситуация вновь доводится до абсурда. Составляющие задуманной газовой стратегии Киева следующие:

  • лоббирование поставок американского СПГ (сжиженный природный газ);

  • жалобы в Европейскую комиссию на антиконкурентные действия «Газпрома»;

  • желание сохранить транзит российского газа в Европу;

  • желание получать российский газ путем реверса из Европы;

  • попытки блокирования строительства «Северного потока - 2».

Эти позиции Киев намерен каким-то образом сочетать. Несмотря на то, что каждая из них создает определенные конфликты с участниками остальных процессов.

Какой вариант поставок газа надежнее и выгоднее?

1. Поставщик находится на другом континенте за океаном, предлагает СПГ, поставки танкерами, своего терминала по приему СПГ у Украины нет, прием и обработка (регазификация) будет производиться в порту третьей страны - Польше, с которой у Киева существуют и иногда обостряются политические противоречия.

2. Покупать газ в Европе – дорого и нерентабельно.

3. Получать газ по трубопроводам из страны, с которой есть сухопутная граница, когда поставки газа сопровождаются транзитом газа и являются серьезным источником доходов государственного бюджета Украины. Однако, страна-поставщик газа определена в украинских законах «страной-агрессором».

Какой из вариантов выгоден стране и экономике – очевидно. Но политические установки заставляют Киев искать «идеологически правильные» схемы, попутно создавая конфликты и формируя политические и экономические риски для страны.

Глава «Нафтогаза» Коболев заявляет, что Россия не должна иметь претензий по поводу реверса газа, так как «Газпром» поставляет лишь четвертую часть газа на рынок Европы. По образному выражению Коболева рынок Европы – это «большая ванна газа»[i], и почему «Газпром» считает, что реверсный газ из «большой ванны газа» это российский газ?

Если так, то и к Украине есть вопрос - почему она заявляет о необходимости транзита российского газа через свою ГТС (газотранспортную систему), одновременно с этим пытаясь блокировать «Северный поток – 2» и лоббируя поставки СПГ из США? Ответ на эти вопросы простой.

Во-первых, «Северный поток – 2» Киев пытается заблокировать по политическим причинам, в угоду США, заинтересованным в поставках в Европу своего СПГ. И по некоторым данным США уже готовят пакет санкций против этого проекта.

В-вторых, чтобы купить из «большой ванны газа» Европы голубое топливо, нужно, чтобы необходимые для этого объемы газа в этой «ванне» были. Сейчас они поступают, в том числе, и через украинскую ГТС.

В-третьих, сокращение или прекращение поставок российского газа через Украину на европейский рынок может поставить под вопрос саму возможность дешевого реверса газа для Украины.

Реверс этот виртуальный: «Реверсом, в блокировке которого «Нафтогаз» упрекает «Газпром», называют схему поставок российского газа на Украину, при которой газ, предназначенный европейским потребителям, должен был бы проходить через нее транзитом, но с согласия европейцев забирается «Нафтогазом». Европейские страны таким образом продают этот газ Украине. Так как физически газопровода, по которому Киев мог бы получать газ из Европы, не существует, этот «реверс» является виртуальным. Россия такие поставки считает юридически недействительными, так как газ не поступал на территорию Европы и не переходил в собственность европейских стран».[ii] Одним словом, руководство «Нафтогаза» сильно лукавит.

При этом все, похоже, понимают, что история с американским СПГ - это о том, как потратить больше денег за тот же газ. Российский газ – это история о том, как иметь стабильные поставки и заработать на транзите в бюджет страны. Исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко в конце апреля заявил, что «отсутствие транзита газа будет означать потерю 4% ВВП и экономический спад уже в 2020 году».[iii]

Но политический курс нынешней украинской власти упрямо переворачивает все с ног на голову. Приходится совмещать две противоречащие друг другу составляющие: транзит газа через Украину и его реверс – это экономика, крайне необходимая Киеву, а поставки американского СПГ – это уже политика, необходимая для обеспечения идеологических установок и максимально теплых отношений с Вашингтоном.

Почему украинская сторона активизировалась по газовой теме в конце апреля? Контракт «Нафтогаза» с «Газпромом» на транзит газа кончается в 2019 году. В конце апреля представитель «Газпрома» заявил, что компания сохранила планы завершить «Северный поток-2» в 2019 году, мощность газопровода должна составить 55 млрд. куб. м газа в год.[iv] Волнение Киева объяснимо - в конце апреля «Нафтогаз» раскрыл параметры своего предложения по новому транзитному договору с Россией на десять лет - транзитер намерен на предстоящих в мае переговорах предложить «Газпрому» забронировать 60 млрд. куб. м газа в год транзитных мощностей газотранспортной системы Украины.[v] Из этих цифр видно, что объемы загрузки «Северного потока - 2» и украинской ГТС сопоставимы. Один поток может вполне заменить другой.

Именно поэтому с реверсом и его защитой связаны громкие заявления последнего времени. Так исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко 6 мая сообщил: «Только что мы открыли новый фронт в противостоянии с «Газпромом» - подали жалобу в Европейскую комиссию на антиконкурентные действия «Газпрома… Если удастся остановить эти антиконкурентные действия «Газпрома», мы сохраним для Украины доходы от транзита газа….В этой жалобе мы подробно анализируем как благодаря "Северному потоку 2", блокированию виртуального реверса, контролю над компаниями на европейском рынке газа "Газпром" злоупотребляет своим доминирующим положением и ограничивает конкуренцию».[vi] Свои опасения представитель «Нафтогаза» пытается подкрепить даже предположениями о том, что «Газпром» якобы готовится к «новой газовой войне из-за повышения объемов газа, который «Газпром» направлял в хранилища в европейских странах… Это, по его мнению, означает вероятную подготовку «Газпрома» к прерыванию транзита через территорию Украины».[vii]

За всем этим юридическим и политическим шумом со стороны Киева кроется простая проблема – не будет транзита российского газа через украинскую ГТС, не будет и привычного «реверса» из Европы, а если и будут поставки, то по новой цене из той самой тогда уже реальной «большой ванны газа», и то, если она будет наполнена. (Сейчас США - третий по величине поставщик сжиженного природного газа в Евросоюз. За последние шесть лет в ЕС построили шесть терминалов для приема СПГ, в ближайшие годы могут появиться еще восемь.)[viii]

Если политизированная и противоречивая газовая стратегия Киева не будет реализована (а к тому есть все предпосылки), настанет «газовый кошмар» для украинских «патриотов» – придется покупать газ напрямую у России, только для своих нужд и без транзита. Что будет расцениваться как капитуляция перед «страной-агрессором». Или покупать газ у США, или в Европе по новым ценам, чего тоже крайне не хочется. Так что, куда не кинь – везде клин.

Помимо всего, действия Киева привносят политический и экономический дискомфорт в Европу - эта страна является проводником интересов США, провоцируя политическое и экономическое давлении Вашингтона на Старый свет, создает ощутимые экономические риски для европейского бизнеса и социальной сферы. Ситуация для Киева в газовом вопросе – крайне непростая, при этом уже не все европейские страны готовы с пониманием относиться к украинским проблемам и «газовым комбинациям», которые реализуются в интересах Вашингтона и Киева, а не Европы и ее корпораций.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати