В немецком городе Гармиш-Партенкирхене открылся XIII международный форум «Партнерство государства, бизнеса и гражданского общества при обеспечении международной информационной безопасности». На полях конференции Специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в области информационной безопасности, Чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации Андрей Крутских ответил на несколько вопросов журнала «Международная жизнь».
Андрей Владимирович, в своем вступлении Вы сказали, что мы стоим на грани большой киберугрозы, большого киберинцидента. Что по-Вашему это может быть?
Я бы не сказал, что это были алармистские заявления. Это, скорее, было признание реалистической ситуации. Ситуация такая, что количество и «сложность» кибератак увеличивается, тех, кто вовлечены в эти атаки - криминал, терроризм - тоже увеличивается. Соответственно и растет ущерб. Ущерб от кибератак стал влиять на мировую экономику. Поэтому оживился большой бизнес. Грандиозные программы перестройки мировой экономики тормозятся. Поэтому это, как бы, ущерб на поверхности. Но помимо этого есть еще угроза того, что, используя особые методики, порожденные киберреволюцией в мире, даже против воли, государства могут столкнуть. Потому что эти атаки маскируются под криминал, они маскируются под посредников, под третьи факторы. Вот это нужно лечить не только «кибергигиеной», здесь проблема глобальная сложнее. Нужно знать реальный источник нападения. Не только с точки зрения пропаганды – это вторично, а с точки зрения купирования проблемы. А это на сегодняшний день могут решать только две страны и то с большим трудом – Россия и США, и то только через международное сотрудничество. А для этого нужны правила игры, нужны совместные подходы, а самое главное – диалог. Нужен дипломатический, политический разговор. И поэтому, второе – это инциденты незапланированные, которые могут технически просто произойти ввиду человеческой ошибки, ввиду незапланированных действий. Так вот, это все нужно вовремя предотвратить, вовремя связаться и узнать, что это была атака или непреднамеренное действие. И снова облечь в форму сотрудничества, купировать этот инцидент. Поэтому вот вокруг чего, собственно, разговор строится.
Пару лет назад в интервью нашему журналу Вы рассказывали истории, вернее сравнивали хакеров на службе государства с каперами Средневековыми. Вот эта угроза сохраняется? Когда государство нанимает некую банду, некую хакерскую группировку для атак на противников, на условных противников или просто не устраивающих правительство.
Эта угроза не просто сохраняется, она и возрастает. И это аналогично тому, как сейчас, скажем, в отдельных регионах не столько войска представлены государств, сколько частные боевые компании, военные компании ЧВК. Так, в кибермире практически все делается через ЧВК. И мало кто признает, что это он совершил атаку по линии государства, хотя в последнее время в США отдельные министры начинают пугать весь мир и бравировать тем, что они даже против России проведут какие-то кибероперации. Но хочется верить, что это пока «пижонство», я бы назвал, политическое, безответственное пижонство. Потому что все политические деятели должны понимать, что за каждым действием будет противодействие. И такая страна, как Россия, никакого ущерба не потерпит и никакую атаку на себя не допустит. Поэтому, как говорят: «Кто к нам с мечом (с кибермечом) придет, тот от меча и погибнет». Поэтому желательно этим мечем не размахивать и нас не запугивать.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs