В начале февраля нынешнего года США официально объявили о приостановке своих обязательств по Договору РСМД 1987 года. В качестве обоснования своей готовности уничтожить одно из важнейших соглашений в области ограничения ядерных вооружений, Вашингтон выдвигает не только надуманные обвинения в адрес Москвы. Президент Трамп говорит о намерении дать четкий «сигнал» Китаю. Требованием присоединения к Договору Китая американская сторона оговаривает и гипотетическую возможность сохранения ДРСМД. Что подталкивает Америку к усилению конфронтации с Пекином?
Глобальное противостояние с Китаем стремительно превращается в лейтмотив внешней политики США. Даже ожесточенная борьба внутри американского истеблишмента по многим внутренним и международным вопросам не помешала формированию консенсуса, согласно которому КНР теперь рассматривается в качестве «стратегического соперника». В Сенате США в адрес властей Китая звучат обвинения в намерении «навязать» себя миру «в качестве альтернативной модели…, без демократической системы управления». Пекин уже открыто обвиняют в стремлении «подорвать свободный и открытый порядок, основанный на правилах», который Соединенные Штаты помогли установить после Второй Мировой Войны[i]. И это больше всего раздражает Вашингтон.
Особенно серьезную угрозу растущий торгово-экономический и военно-технологический потенциал Китая представляет для политики США в азиатском регионе. Между тем Вашингтону практически нечего противопоставить Пекину в невоенной области[ii]. Отказ Трампа от Транс-тихоокеанского партнёрства (ТТП) - преференциального торгового соглашения между 12-ю странами АТР без участия Китая, только подтверждает складывающийся status quo. США оказались практически в патовой ситуации. Америке предстояло сделать предельно жесткий выбор: «либо уходить, либо нагнетать напряжённость». До конца 2017 года многие были уверены в том, что нагнетать напряженность с КНР Вашингтон не станет, поскольку Китай - крупнейший торговый партнер Америки. А потенциальный военный конфликт с Китаем способен легко превратиться в мировую войну.[iii]
Однако ход событий, начиная с осени 2017 года, показал, что нынешнее руководство США думает по-другому. При всей внешней хаотичности президентства Трампа, за два года проступили всё более четкие контуры «ревизионистского геоэкономического проекта», опирающегося на постулаты последнего издания Стратегии национальной безопасности и «отражающего долгосрочные цели правящей элиты США даже после правления Трампа».[iv] В течение 2018 года США продемонстрировали «решимость» на практике. Вашингтон развязал полномасштабную торговую войну против КНР, в результате которой стороны ввели друг против друга тарифы на импорт в объеме 250 и 110 млрд. долларов соответственно. В декабре 2018, в преддверие саммита G20, Трамп пригрозил, в случае отсутствия новых договоренностей, увеличить тарифы на весь оставшийся китайский экспорт 10 до 25% с января 2019. В настоящее время, Вашингтон и Пекин ведут напряженные торговые переговоры, компромиссный исход которых пока не является гарантированным.
Вместе с тем, одолеть Китай – вторую экономику мира, в одной лишь торговой войне, представляется большинству американских экспертов чрезвычайно затратной и рискованной стратегией, положительный исход которой для самих США далеко не очевиден. Другое дело – попытаться навязать Пекину ситуацию цугцванга, вынужденного выбора между логикой экономического развития и «логикой геополитического противостояния», между реформами и «приоритетами безопасности и контроля». Т.е. уподобить противостояние парадигме прежней «холодной войны», последствия которой хорошо известны. Тем более что, западные издания переполнены комментариями о растущих проблемах в экономике КНР, включая падение темпов роста и растущие долги государственного и частного сектора.
При всем том, ряд американских наблюдателей призывают администрацию Белого дома, по крайней мере, не торопиться. Поскольку США имеют достаточный потенциал для надежной защиты своих союзников в АТР в виде ядерных носителей воздушного и морского запуска, «нейтрализующих» «наращивание ядерных сил КНР». Гипотетически, в будущем, «для сдерживания Китая», может возникнуть потребность в развертывании и наземных систем средней дальности. Однако это не близкая перспектива. В настоящее же время, по мнению аналитиков, практически все американские союзники в Азии, скорее всего, отвергли бы идею размещения систем средней дальности на своей территории.[v]
Однако американские «ястребы» непреклонны. По их мнению, Китай «всё более настойчиво» ищет возможности ограничить способность США защитить союзные государства Восточной Азии. И противопоставить «стратегической напористости» Китая можно лишь «стратегический паритет» с этой страной. Такова, в частности, точка зрения помощника Трампа по национальной безопасности Джона Болтона. Болтон, который давно выступал против Договора РСМД, видит главным стратегическим приоритетом Соединенных Штатов поддержание военного баланса с КНР. И Договор РСМД представляет из себя устаревший ограничитель возможностей США. Выражаясь словами Болтона, это было «двустороннее соглашение в мире, где баллистические ракеты давно есть у многих стран», ставящее США в «слишком слабую позицию»[vi] против России и, особенно, против Китая.
В свою очередь, угроза размещения РСМД в Восточной Азии (в Японии, Южной Корее и на Тайване) представляет серьезный стратегический вызов для Пекина. «Под прицелом» окажутся политические и военные центры управления Китая, многие важнейшие оборонные объекты КНР. Для парирования американской угрозы, Китаю придется либо и дальше увеличивать арсенал наземных ракет средней и меньшей дальности. Либо втягиваться в весьма затратное соперничество в области морских и воздушных ракетных систем, для которого потребовались бы значительные материальные и временные затраты, которые способны повлиять и на уже принятые планы военного строительства КНР в целом. Кроме того, реагирование на малое подлетное время ракет средней и меньшей дальности требует качественного и количественного наращивания таких дорогостоящих средств, как мобильные командные пункты защищенные эшелонированной системой воздушно-космической обороны[vii]. При этом, Китай рискует оказаться в положении стороны, вынужденной реагировать на темп и направление гонки вооружений. Наконец, гипотетическое размещение в регионе американских наземных ракет средней дальности с высокой вероятностью окажет негативный эффект на перспективы переговоров по ракетно-ядерной программе КНДР между Вашингтоном и Пхеньяном.
Подобное развитие событий способно лишь подлить масла в огонь региональной напряженности. Но не в этом ли и состоит «новый» стратегический план Вашингтона в Азии? Спровоцировав противостояние с Пекином, можно внушить гораздо больший страх союзникам и партнерам США в АТР, чем в случае, к примеру, Северной Кореи. И крепче сплотить их вокруг Америки. Но у КНР есть ответ - это «стремительный» рост китайских ВМС, и строительство искусственных островов с военными базами на стратегических для Пекина направлениях - все это последовательно «выдавливает» из региона США. Между тем, еще в 2017 году в СМИ появилась информация о том, что Белый дом планирует формировать свою новую стратегию в Азии вокруг так называемой идеи «союза тихоокеанских демократий». Согласно ей, Япония, США, Австралия и Индия должны сформировать центральный элемент, «несущую конструкцию» нового формата региональной «безопасности и стабильности» в Индийско-Тихоокеанском регионе. В декабре прошлого года, «на полях» G20, США, Индия и Япония провели первый мини-саммит «азиатских демократий».
Потенциальная «холодная война» в Азии способна обеспечить решение и другой приоритетной задачи для Трампа - сокращение расходов на военное присутствие США в регионе. Напуганным союзникам не останется ничего другого, как еще больше раскошелиться на содержание американских войск. А наличие «объективно» существующей внешней угрозы избавляет Вашингтон от необходимости вести затяжные дипломатические баталии по этому вопросу. Кроме того, могут существенно возрасти продажи американских вооружений. США надеются, что проталкиваемая ими доктрина «китайской угрозы» будет способна подтолкнуть к обновлению и наращиванию арсеналов не только Сеул, Токио и Канберру. Но и Нью-Дели, а также многие государства Юго-Восточной Азии.
Наконец, в намерении разрушить ДРСМД просматривается и циничный расчет посеять семена недоверия между Пекином и Москвой. В политических и экспертных кругах США до сих доминирует точка зрения, согласно которой сближение России и Китая якобы не имеет под собой «объективных стратегических оснований». По мнению многих западных экспертов, Россию якобы «весьма беспокоят» все соседние страны, наращивающие ракетные арсеналы средней дальности, но не связанные ограничениями Договора РСМД. Согласно данной точке зрения, Москва, как и США, обеспокоена тем фактом, что Китай не является участником ни одного из действующих соглашений в области ограничений вооружений. Что позволяет ему наращивать свой ракетный арсенал без каких либо ограничений. Таким образом, спровоцировав Китай на увеличение собственных ракетных арсеналов, можно попытаться «продать» Москве угрозу для глобальной стратегической стабильности в целом, «поскольку в мире с тремя великими ядерными державами ни одна из них не может сохранять паритет с объединенными силами двух других»[viii]. Но это, на наш взгляд, ложное предположение.
К моменту прихода Трампа в Белый дом в американских оценках отношений с Китаем обрела популярность парадигма т.н. «ловушки Фукидида». Речь идет о катастрофе, приведшей к падению Древней Греции: в те достопамятные времена страх доминировавшей державы, Спарты, перед поднимающимися Афинами, сделал неизбежной войну между ними. Тогда в Вашингтоне о подобном сценарии говорили с тревогой, размышляли о возможных способах избежать эскалации. Теперь, похоже, администрация США пытается целенаправленно втягивать Пекин в опасную коллизию. Самонадеянно рассчитывая сыграть «партию» на своих условиях. И это еще одна потенциальная серьезная ошибка, которая дестабилизирует всю международную ситуацию.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
[ii] Военное присутствие США в Восточной Азии – самое значительное, по сравнению с любым другим регионом мира. В 2016 году больше половины всех американских войск, находящихся за пределами национальной территории, были расквартированы в Японии и Южной Корее.
[iii] http://www.bbc.com/russian/features-40085844
[iv] http://ru.valdaiclub.com/a/highlights/razdelyay-i-vlastvuy-ssha/
[v] https://www.cfr.org/article/trump-trashes-another-treaty
[vii] https://zvezdaweekly.ru/news/t/20181121152-yFCkt.html
[viii] https://www.globalaffairs.ru/global-processes/Razrushayuschee-ravnovesie-strakha-19906
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs