Гренландия думает о независимости. Обладая с 2009 г. широкой автономией в составе Королевства Дания, Гренландия пытается решить две серьёзных экономических проблемы, затрудняющие путь к полному суверенитету – снизить свою финансовую зависимость от ежегодной помощи из Дании ($620 млн.) и снизить зависимость своего бюджета от добычи морепродуктов.
Эти две проблемы взаимосвязаны. По объёмам добычи морских ресурсов на душу населения Гренландия занимает одно из первых мест в мире, в рыболовстве занято от 25% до 50% трудоспособного населения. В структуре гренландского экспорта рыба и морепродукты составляют не менее 87%. 89% всей своей продукции Гренландия экспортирует в Данию.
Не будучи диверсифицированной, гренландская экономика не в состоянии в полной мере обеспечить финансовую состоятельность жителей острова. Около половины социальных расходов правительства Гренландии покрываются Данией за счёт субсидий. Полагаясь на субсидии, Гренландия остаётся регионом с однобокой экономикой.
Гренландский суверенитет ограничивается правом Копенгагена определять внешнюю, оборонную и экономическую политику. Диверсифицировать экономику можно только расширением внешнеэкономической деятельности и развитием дополнительных отраслей производства. Гренландские власти видят перспективу в развитии горнодобывающего сектора с привлечением заинтересованных иностранных партнёров, но их планы ограничиваются Данией, которой принадлежит решающий голос при выборе таких партнёров.
Нуук (столица Гренландии) отводит экспорту земельных ресурсов ведущую экономическую роль в будущей независимой Гренландии. Наиболее перспективной стороной, заинтересованной в сотрудничестве с Нууком в горнодобывающей и транспортной отрасли, является Китай (1). Китай видит себя «приарктической» державой (Near-Arctic State) (2). Китайские эксперты не исключают появления на карте мира независимой Гренландии в течение ближайших десяти лет (3).
Нуук и Пекин достигли соглашения о модернизации китайской стороной трёх аэропортов (Нуук, Илулиссат, Какорток) и добыче урана в месторождении Кванефьелд, объёмы которого оцениваются в 200 тыс.т.
В этой связи возникает определенное противоречие между дарованным Гренландии Копенгагеном права распоряжаться земельными ресурсами и правом Копенгагена определять оборонную политику острова. Нуук и Копенгаген находятся в стадии выяснения вопроса, какими проектами являются добыча урана и модернизация аэропортов китайскими инвесторами – экономическими или связанными с обороной? (4).
Гренландия обладает стратегической ценностью как источник редкоземельных металлов и опорный пункт для проникновения в Арктику. Дания остаётся арктической державой до тех пор, пока владеет Гренландией. Стараясь заручиться поддержкой США, в Копенгагене акцентируют принадлежность Гренландии к североамериканскому континенту.
Гренландия встроена в американскую архитектуру безопасности как элемент оборонного периметра, охватывающего, кроме самой Гренландии, также Канаду. О геополитической значимости Гренландии для США свидетельствует факт предложения Вашингтона датским властям (впрочем, отвергнутого) в 1948 г. продать остров.
Датский суверенитет над Гренландией обеспечивает защищённость северо-восточного фланга США и Канады, и одновременно избавляет Канаду от «окружения» Соединёнными Штатами, что облегчает американо-канадский диалог по проблемам Арктики, вселяя в Оттаву дополнительную уверенность.
Официально, Вашингтон выступает за сохранение суверенитета Дании над Гренландией. Но одновременно не исключается негласная возможность взаимодействия с властями будущей независимой Гренландии. В последнем случае Вашингтон надеется на делегирование гренландскими властями американским вооружённым силам оборонных функций в виду отсутствия у Нуука ресурсов для создания полноценных силовых ведомств.
Примером в этой перспективе предлагается Исландия, чья обороноспособность обеспечивается НАТО. Как и Исландия, Гренландия в будущем может пойти на сближение с НАТО, вплоть до членства. Но это может вызвать недовольство Канады, которая нацелена на укрепление своего влияния в Арктике и не заинтересована в появлении конкурентов, могущих воспользоваться развитием отношений с Нууком как поводом для присутствия в регионе.
Сторонники гренландской независимости высказываются за введение воинского призыва в береговую охрану, спасательные службы и патрульные подразделения. Если по аналогии с Данией, где под ружьём находятся 0,43% населения, Гренландия призовёт аналогичное количество людей, численность её вооружённых сил не превысит 250 человек. Отсутствие оборонно-демографического потенциала – реальная проблема гипотетической гренландской независимости.
Но время работает на гренландскую независимость. Изменение климата приводит к увеличению свободных ото льдов площадей, расширяя возможности для добычи полезных ископаемых.
Гренландия – важное звено метеорологических исследований, поскольку метеорология Гренландии влияет на погодное прогнозирование в Европе, США и Канаде.
Тема метеорологических наблюдений, исследования изменений климата и их влияния на экологию, флору и фауну Арктики будут использоваться другими сторонами как повод для своего присутствия в Гренландии.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
1) https://thediplomat.com/2019/02/china-steps-up-its-mining-interests-in-greenland/
2) http://english.gov.cn/archive/white_paper/2018/01/26/content_281476026660336.htm
3) https://www.diis.dk/en/research/china-in-greenland
4) https://www.diis.dk/en/research/chinese-investments-in-greenland-raise-us-concerns
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs