ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Украина: атомная энергетика под давлением политики

12:02 15.01.2019 • Денис Батурин, политолог

2019 год принесет Украине президентские выборы. И экономическое положение страны будет важнейшим фактором влияния на их результаты. В условиях экономического кризиса энергетический сектор страны играет важнейшую роль для бюджета Украины. При этом эта сфера испытывает недальновидное и опасное политическое давление со стороны Киева.

Украинская энергетическая отрасль состоит из атомной, тепловой и гидро составляющих, при этом АЭС вырабатывают более половины энергии страны. Сама Украина не производит топливо для атомных электростанций, то есть полностью зависит от его импорта.[i]

Атомная энергетика Украины в настоящее время - наиболее подверженный политическому давлению вид генерации, и это напрямую формирует самые опасные риски техногенного характера.

Все украинские атомные электростанции (АЭС) построены в советский период и рассчитаны на производимое в России топливо (поставщик АО ТВЭЛ «Росатом»). При этом еще со времен «оранжевой революции» и президентства Виктора Ющенко в Киеве возникла идея «независимости» от России в энергетическом секторе. Альтернативы российскому газу в середине нулевых в Украине не увидели, но заговорили о замене российского топлива для АЭС на топливо от американской компании Westinghouse. Первый контракт на поставку в 2011-2015 годах тепловыделяющих сборок для трех энергоблоков украинских АЭС «Энергоатом» заключил с Westinghouse в 2008 году. Первый опыт сотрудничества с американской компанией был печальный: «В июне 2012 года на энергоблоках № 2 и 3 Южно-Украинской АЭС произошел перегрев выделяющих элементов. Повредились тепловыделяющие сборки, вследствие чего произошла остановка реакторов. Убытки Украины составили 175 млн. долл.».[ii] Сначала Westinghouse заявила, что в аварийной ситуации виноваты украинские атомщики, позднее выяснилось, что причиной были конструктивные недоработки топливных элементов Westinghouse.

Таким образом, в течение уже первого контракта с Westinghouse проявились техногенные риски и украинские атомщики понесли убытки. Следующая «революция достоинства» 2014 года придала новый импульс этому рискованному сотрудничеству - «Энергоатом» (государственная компания, управляющая украинской атомной генерацией) и Westinghouse заключили договор о поставках ядерного топлива до 2020 года, а через год в Westinghouse заговорили о намерении быть единственным поставщиком этого топлива для всех блоков украинских АЭС. Эта ситуация вызвала обеспокоенность экспертов – еще в 2015 году руководитель секции эксплуатационной безопасности департамента безопасности ядерных установок МАГАТЭ Мирослав Липар заявил: «Если Украина примет решение поменять все топливо, то с точки зрения МАГАТЭ, это невозможно, это не просто металлическая деталь, это очень важно с точки зрения безопасности. Я думаю, что, так как на Украине есть правила, есть ядерная безопасность, есть регулятор, то этого не случится».[iii] По мнению экспертов, Украина слишком торопится перейти на американское атомное топливо, в то время как необходима долговременная эксплуатация новых топливных элементов для оценки их безопасной работы. Но Киев вопреки логике безопасности и в ускоренных темпах пытается продавить смену поставщика ядерного топлива.

Если на замену российских топливных элементов на американские Украина идет по политическим мотивам, то Westinghouse помогает реализовывать не только программу экономического отрыва Украины от России, но и стратегию своей экспансии в Европу. Киев для этого удобный партнер – готов идти и идет на техногенные риски по политическим мотивам. Кроме готовности предоставить свои АЭС фактически для экспериментов по усовершенствованию элементов ядерного топлива от Westinghouse Киев идет и на создание ядерного могильника на территории страны - в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС строится Централизованное хранилище для отходов ядерного топлива (ЦХОЯТ). Так что американская компания не будет вывозить отходы ядерного топлива своего производства. Таким образом, Westinghouse получает в Украине рынок сбыта, экспериментальную площадку и хранилище отходов ядерного топлива, которое в будущем может быть использовано для хранения отходов и с европейских АЭС, куда планирует зайти Westinghouse. А между тем, история европейской экспансии Westinghouse печальная – после испытаний американского топлива от его использования отказались Чехия и Финляндия.[iv] При этом на 2018 год украинские планы год были следующие - снизить поставки российского топлива с 60% от общего объема закупок до 55% и увеличить закупку американского топлива с 40% до 45%. Пока неизвестно – насколько они реализовались. Киев эту информацию засекретил.

По мнению экспертов в настоящий момент именно ситуация с переработкой и хранением топлива является фактором тормозящим грозящий техногенными рисками захват украинского рынка Westinghouse. Пока в отличие от американского топлива российское перерабатывается в России.[v] При этом договор с «Росатомом», Киев, судя по всему, в будущем намерен разорвать. Похоже, политика берет верх над безопасностью страны и ее граждан.

Атомная энергетическая отрасль Украины находится под серьезной угрозой по причине безответственных политических амбиций ее руководства. И это может стать серьезной проблемой не только для этой страны, но для всех ее европейских соседей в будущем.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати