ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Затяжная кульминация брекзита

15:12 12.12.2018 • Елена Ананьева, руководитель Центра британских исследований Института Европы РАН, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Поздно вечером 11 декабря председатель комитета 1922 года (объединения заднескамеечников-тори в парламенте) Г. Брэдли объявил, что ему поступило 48-ое письмо с выражением недоверия лидеру партии Терезе Мэй. Правила Консервативной партии гласят, что если 15% членов парламентской фракции консерваторов (48 из 318 депутатов) заявляют в письменном виде о недоверии лидеру партии, то автоматически назначается голосование по доверию. Тайное голосование пройдет сегодня вечером, и будут объявлены его итоги.

Недовольных Соглашением Британии с ЕС, которое заключила Т. Мэй, и во фракции, и в партии много. Слухи о том, что «вот-вот» будет достигнут порог в 48 писем, ходили давно. Однако брекзитеры не решались бросить вызов лидеру партии и премьер-министру, поскольку не были уверены в том, что смогут сместить Т. Мэй. Дело в том, что при голосовании недоверие должно выразить большинство фракции (158 человек), что представлялось проблематичным. Если фракция большинством выразит лидеру партии доверие, то в следующий раз вопрос о смещении главы партии можно поставить лишь через год.  Таким образом, в случае новых досрочных выборов консерваторы пойдут на них с прежним лидером.

Чашу терпения брекзитеров переполнило нежелание правительства опубликовать полный текст  доклада Генерального прокурора Кокса с анализом юридических последствий для Британии Соглашения с ЕС. В результате депутаты большинством голосов приняли резолюцию о «неуважении к парламенту» правительства.

Более того, парламентариев возмутило единоличное решение Т. Мэй (10 декабря) отложить голосование по Соглашению Британии с ЕС, которое должно было состояться 11 декабря. В оппозиционных партиях зрело намерение поставить вопрос о доверии уже правительству Т. Мэй, что было чревато новыми досрочными выборами (если бы оппозиция с частью «перебежчиков»-консерваторов победила).

Рейтинг Т. Мэй несколько выше, чем у Дж.Корбина, лидера лейбористов, но избирают в Британии не премьер-министра, а партии. Лидер победившей партии становится премьер-министром, а рейтинги двух ведущих партий отличаются на величину статистической погрешности. Конечно, при мажоритарной системе голосования предположить исход выборов иногда сложно. И в этом состоит проблема для консерваторов.

«Менять ли коней на переправе»? Явного фаворита у тори нет.   

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати