ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии, Экспертная аналитика

Украина: кто и с чем пойдет на «автокефальный собор»

13:20 10.12.2018 • Михаил Леонов, журналист

Президент Украины Петр Порошенко, выступая на Форуме местного самоуправления в Киеве, сообщил широкой общественности о том, что так называемый «поместный Собор АППЦУ (автокефальной поместной православной церкви в Украине)» состоится 15 декабря в Софийском соборе Киева, сообщил телеканал «Украина 112». "Я рад обнародовать дату Объединительного собора, который должен провозгласить создание Автокефальной поместной православной церкви Украины. Собор состоится 15 декабря 2018 года в Святой Софии, которая на протяжении веков была центром православной украинской религиозной жизни. Его Всесвятость Вселенский Патриарх Варфоломей проинформировал меня, что подписал соответствующие письма иерархам УПЦ КП, УАПЦ и иерархам УПЦ МП с приглашением принять участие в этом чрезвычайно важном историческом событии", - отметил он[1].

О том, что Порошенко принимал и будет принимать участие в этом, лично для него «историческом» событии, – сомневаться не приходится. А вот какую реакцию и действия можно ожидать от УПЦ МП, УПЦ КП и УАПЦ – давайте проанализируем.

УПЦ МП. Сначала хотелось бы обратить внимание на содержание письма от Варфоломея Предстоятелю УПЦ МП Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию, которое стало известно из Фейсбук Митрополита Александра (Драбинко)[2], основного сторонника идеи автокефалии в УПЦ МП. Читая его, возникает подозрение, по мере прочтения переходящее в стойкое убеждение, что Патриарх Варфоломей переместился в только ему одному  понятную «реальность». Патриарх Варфоломей возглавляет Вселенскую кафедру с октября 1991 года. И на протяжении четверти века (!) у него не было и тени сомнения в законности принадлежности Киевской кафедры Московской Патриархии; у него не было претензий к законности, правомочности и титулу Киевского Митрополита – сначала к покойному Владимиру, а по его кончине и ныне здравствующему Онуфрию; у него не было недоверия или претензий к законным осуждению и прещениям бывшему Митрополиту Филарету. Внезапно в его сознании меняется все. Мало того – он уверен что теперь и у всего православного мира должен перемениться взгляд на все эти вопросы в соответствии с его фантазиями. Уже не в речах перед Порошенко, а Предстоятелю Украинской Церкви Варфоломей рассказывает, что Киевская Митрополия «…была полностью покорена святейшей Церковью России, через ее небратские интриги». Уже не в проповедях перед жителями Фанара, а Митрополиту Киевскому Варфоломей сообщает, что будущая Церковь в Киеве – будет иная. Уже не в посланиях перед своими архиереями, а в послании к каноническому и единственному Митрополиту Киевскому Онуфрию Вселенский иерарх заявляет, что тот – разве что не самозванец, незаконно занимающий Киевский престол: "Мы хотели довести до сведения Вашего Высокопреосвященства эти предварительно принятые решения Матери Церкви через назначенных нами в Киев экзархов, но, к сожалению, Вы отказались взаимодействовать с ними. Возвращаясь теперь к тому же вопросу во второй раз в этом Патриаршем письме и обращении к Вам как «Высокопреосвященный митрополит Киевский», в форме икономии и милости, мы сообщаем Вам, что после выборов Предстоятеля Украинской Церкви органом, который будет состоять из клириков и мирян, Вы не сможете екклезиологически и канонически носить титул Митрополита Киевского, который Вы все равно носите сейчас в нарушение описанных условий официальных документов 1686 года".

Весьма сомнительно, чтобы после такого возмутительного «братского» послания УПЦ МП и лично её предстоятель воспылают любовью и взаимностью к Вселенскому Патриархату и его миссии на Украине. По сообщению сайта «Союза православных журналистов» Блаженнейший Митрополит Онуфрий, это приглашение на «объединительный» Собор запечатал в конверт и без ответа отправил обратно автору. Точно так же намерены поступать и другие архиереи УПЦ, отсылая обратно приглашения[3]. И это однозначный ответ на неоднозначные действия Фанара в адрес УПЦ и ее епископов.

 Не способствуют желанию окунуться в автокефальный омут и участвовать в т.н. «объединительном» соборе вызовы на допросы, обыски в храмах, жилищах и епархиальных управлениях, а так же сами допросы духовенства разного ранга в СБУ, которые продолжаются по всем областям и районным центрам Украины.

Еще одним фактором, одинаково применимым впоследствии и к УПЦ КП и к УАПЦ, не благоприятствующим автокефальному воссоединению со Вселенской «матерью-церковью» является предварительная информация об условиях «брачного контракта». По информации, обнародованной интернет-изданием "ВЕСТИ", содержание текста Томоса для АППЦУ весьма далеко от понятия «независимость». Новая, создаваемая Варфоломеем и Порошенко структура, называемая «Украинской церковью», будет иметь возможность международного межцерковного общения только через Фанар (в настоящее время УПЦ МП имеет свой ОВЦС и свои международные межцерковные связи с мировым православием, независимо от Московской Патриархии). Новая структура по всем глобальным вопросам обязана будет связываться со Вселенским патриархом, имея его высшим и конечным органом управления (В настоящее время высший орган церковной власти в УПЦ МП – Её Собор архиереев, МП лишь ставится в известность о принятых решениях). Новая структура только с согласия Священного Синода Вселенского патриархата сможет утверждать Статуты церковных единиц в Украине (в настоящее время этот вопрос решается только в Киеве). Новая «автокефальная церковь» даже не сможет самостоятельно канонизировать своих святых, а обязана будет подавать их Константинополю для утверждения (на сегодняшний день этот вопрос полностью находится в самостоятельном ведении Украинской Церкви). Даже вопросы внутренней дисциплины и Церковного Суда, и те отнимаются Вселенской патриархией: указано, что архиерей, которого запретили в служении, лишили кафедры или применили иные санкции должен искать апелляцию у Вселенского Патриарха (в настоящем Уставе УПЦ МП четко прописано в пункте 7 раздела III, что Собор епископов УПЦ – является Церковным Судом высшей инстанции)[4]. Ну помимо этого, стоит напомнить, что нынешний Устав УПЦ МП принимался в ноябре 1990 г. Собором самой УПЦ МП, а не собором РПЦ!

Уже одного только этого сравнения достаточно для того, чтобы понять – УПЦ МП такая «независимость» не нужна. А следовательно не нуждаются Она и в «объединительном» соборе. Об этом же было сказано и в решениях последнего Синода УПЦ МП[5], прошедшего 7 декабря в Киеве.

УАПЦ. Представителей этого церковного объединения по-человечески искренне жаль. Не имея столь грандиозных амбиций как у филаретовских собратьев по несчастью, им, по сути дела, важна лишь их легитимизация мировым православным сообществом. Их предстоятель, «бывший священник» Макарий, в погоне за этой «косточкой» от Варфоломея даже пожертвовал своим кафедральным собором – Андреевской церковью на Подоле. И хотя их голоса, в соединении с голосами филаретовской клики, могли бы что-то попытаться изменить на соборе (в плане большей независимости от Фанара), однако, то ли из презрения, то ли из гордости – с ними никто ничего даже не обсуждает. Об этом неоднократно заявлял и сам Макарий, о том же недавно свидетельствовал и «архиепископ» Харьковский и Полтавский УАПЦ Афанасий (Шкурупий)[6].

Таким образом, смеем предположить, что делегаты от УАПЦ хоть и ожидаются на «соборе», однако всерьез их никто не воспринимает. Скорее всего, они подпишут все, что им подсунут Порошенко с Варфоломеем. Да и сами они навряд ли мечтают о большем – превратиться из самосвятов в канонические, хоть и в составе Вселенского Патриархата – для них уже вполне достаточный бонус. Хотя этот путь они могли проделать и в составе канонической УПЦ МП, с той лишь немаловажной разницей, что для этого было бы необходимо «всего лишь» принести покаяние.

УПЦ КП. Именно между УПЦ КП и представителями Вселенской Патриархии ожидается главная интрига «собора». Нелегитимная в мировом православии структура, являвшаяся «паровозом» идеи Томоса, именно она и будет задавать тон предстоящему собору – 40 представителей из 50-ти ожидаемых. По сути дела, только им и их главе – Филарету – автокефалия и была нужна. До сего дня шествие Филарета (Денисенко) по тропе борьбы за автокефалию осуществлялось в погоне за четырьмя конечными целями: учреждение патриархата, признание его всем православным миром, возглавление киевского патриархата и авторитарное правление с поглощением в свою структуру УПЦ МП и УАПЦ со всеми их храмами, монастырями, духовенством и прихожанами. Таков был замысел и «идейное» содержание. И до недавнего времени казалось, что все идет к тому. Оказалось, что казалось.

Во-первых, даже для Вселенского Патриархата она так и осталась не легитимной – анафема была «снята» только с «бывшего митрополита киевского». Принимать в церковное общение их «епископов» и «священников» и сослужить с ними ни мировое православие, ни даже сам Варфоломей – не спешат. Во-вторых,  у Фанара - свой взгляд на проведение предстоящего собора. Об этом известно из письма-приглашения, разосланного архиереям-участникам[7]. И этот взгляд сильно отличается от филаретовского видения. Прежде всего, из озвученного нами будущего Устава варфоломеевско-порошенковской «дочки» известно, что будущий статус «Патриархии» неприемлем для Варфоломея. Косвенно подтверждают понимание этого и сами филаретовцы, посвятившие этому вопросу отдельный пункт на последнем заседании своего «синода» 6 декабря: «Учитывая все обстоятельства, наша Церковь готова, если это будет необходимо, на определенное время отложить прошение о признании своего достоинства Патриархата, сохраняя это наименование в собственных границах и для внутреннего пользования»[8].

В-третьих, вопреки филаретовской мечте, неприемлемо для Варфоломея и то, чтобы Филарет был вообще допущен на место Предстоятеля. А учитывая в разы превосходящее всех количество делегатов от УПЦ КП, Филарет уже видит себя в почетном кресле. Именно к этому ведет решение филаретовского «синода», говорящее только об архиерейском соборе без права голоса клириков и мирян. Именно поэтому изначально неприемлемо для Филарета участие в голосовании варфоломеевских иерархов, которые и должны привезти Томос. УПЦ КП настаивает на том, что голосовать на «объединительном Соборе» могут только украинские «архиереи»: «При подготовке регламента Собора должно быть учтено, что это Архиерейский Собор единой поместной автокефальной Украинской Православной Церкви, поэтому право голоса должны иметь только украинские иерархи – члены Собора»[9]. Это серьезный камень в сторону патриарха Варфоломея, назначившего своих экзархов не только проводить «собор», но и возглавлять его. Интрига заключается в том, что возглавляющий «собор» митрополит Галльский Эммануил, будучи наделен от Варфоломея решающим правом голоса, может вообще проигнорировать окончательное голосование и из трех кандидатов попросту «назначить» «главу украинской церкви», проигнорировав, в том числе, и Филарета.

Идя на Собор, филаретовцы, конечно до последнего будут пытаться осуществить свои мечты, что недавно еще раз подчеркнул Филарет. «Я до смерти буду патриархом, потому что интронизация была в 1995 году. И никто этой благодати не снимет», - отметил он. «Мы худшего не примем. И все отбросим, если от нас будут требовать неполезное», - заявил Филарет.

Не стоит сбрасывать со счетов, что «неполезное» для Филарета, является весьма даже полезным для Варфоломея. А учитывая стремление Петра Алексеевича воплотить в жизнь очередную «победу над агрессором», с его стороны будут приняты все меры, чтобы Варфоломей получил все им желаемое, в обмен на пресловутый Томос. Было бы увлекательно наблюдать за дракой трех персонажей – Варфоломея, Порошенко и Филарета за украинскую душу, если бы это не было так гадко, печально и страшно.

Собор украинских  псевдо-церквей дело решенное. Его решения – тоже дело решенное для Варфоломея. Только вот декларируемой независимостью, по нашему мнению, там и не пахнет. Государство, променяв свою мирскую независимость на колониальную от США, теперь заставляет менять церковную независимость на колонию Фанара. И происходить это печальное цирковое представление будет в древней Софии Киевской…

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции



Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати