ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии, Экспертная аналитика

Провокация на море: чего добивается Порошенко

13:09 27.11.2018 • Денис Батурин, политолог

25 ноября три украинских корабля, нарушив российскую границу, направлялись в Керченский пролив. Чтобы остановить нарушителей пограничники открыли огонь. Суда задержаны.[i] Провокация украинской стороны не была неожиданной, вопрос был только во времени. К данной ситуации Украина шла с самого начала обострения ситуации в Азовском море. Напомним, что основные цели и направления украинской концепции «Азовское напряжение» четко просматривались уже в сентябре текущего года: 

  • «Привлечение внимания и поддержки от западных партнеров в условиях «противостояния российской агрессии»

  • милитаризация Азовского моря, наращивание военной и морской группировки (по мере возможностей и сил, в том числе, пропагандистских)

  • создание провокационных ситуаций для подтверждения «фактов российской агрессии»

  • попытка усиления на Азовском море осуществляется также с целью вытянуть Россию на провокацию, в случае обострения на линии соприкосновения с ДНР

  • создание зоны напряженности на азовском побережье Крыма и в непосредственной близости к Крымскому мосту

  • очередная попытка внести лепту в санкционную политику и политику противостояния с Россией

  • попытка заставить Россию тратить ресурсы на блокирование новой зоны напряжения

  • наращивание кандидатского рейтинга Петра Порошенко на выборах президента Украины в марте 2019 года. Либо как повод переноса выборов в результате обострения ситуации на Азовском море и введении военного положения». [ii]

Провокация состоялась, и будет иметь продолжение, каким оно будет – зависит от реакции России, международных организаций и действий Украины.

Даже краткая хронология событий и заявлений по поводу ситуации в Азовском море подтверждает, что провокация была спланирована и ожидаема:

  • Попытка прорыва украинских судов была осуществлена 25 ноября, а 24 ноября пресс-секретарь украинского МИД Екатерина Зеленко сообщила: «Украина готовит проект резолюции о «милитаризации» Россией Чёрного и Азовского морей для рассмотрения на Генассамблее ООН (…).Ожидается в декабре в рамках 73-й сессии Генассамблеи ООН».[iii]

  • 19 ноября глава дипломатии ЕС Федерика Могерини заявила: «Евросоюз намерен в ближайшее время принять меры в связи с ситуацией в Азовском море».[iv]

Стоит признать – провокация открыла для недругов России многие возможности. Для Украины, прежде всего внутриполитические, для Запада – внешнеполитические возможности. В Киеве прекрасно понимают, что Запад ищет новые поводы для давления и санкций против России, и Украина усиленно работает над созданием таких поводов.

Одна из главных целей провокации - поиск выхода на прямой конфликт с Россией. Таким образом, Киев пытается напомнить введенный им на законодательном уровне термин «страна-агрессор» реальным содержанием.

Порошенко необходимо замкнуть политику внешнюю и по возможности – внутреннюю на себя. Президент Украины пытается продемонстрировать, что контролирует ситуацию, что события развиваются по его инициативе, как во внутренней, так и во внешней политике. Одна из целей Порошенко – попытка преодолеть ситуацию, когда инициаторами значимых событий выступает не государство и официальные лица, а полулегальные, либо не имеющие полномочий организации (акции националистов, по установлению «украинского порядка» в отношении СМИ, коммерческих структур, энергетическая блокада Крыма силами активистов «меджлиса» (запрещен в РФ)). Пока удается это не очень – радикалы активизировались, начали организацию массовых акций.

Введение военного положения не решит предвыборную задачу Порошенко в полной мере. Понятно, что Порошенко намерен решить вопросы своего избрания за период действия военного положения, в условиях которого можно оказывать давление на конкурентов, организовать масштабный пиар. Такие действия потребуют обоснования. Им может стать новая острая ситуация – новая провокация на море, обострение ситуации на Донбассе, острая ситуация во внутренней политике (теракт, политическое убийство, спровоцированные беспорядки и др.)

Решится ли на такой вариант Порошенко? Пока ресурсов у него недостаточно, ни внутриполитических, ни внешнеполитических. Собственно, ради наращивания ресурсов украинский президент и решился на данную провокацию. При этом, получить поддержку за рубежом Порошенко будет проще, чем убедить украинскую элиту и электорат в своих президентских достоинствах.

Так и произошло – вечером 26 ноября Верховная Рада Украины одобрила указ президента Петра Порошенко о введении военного положения в 10 областях страны на 30 дней. В то время как Указ Президента Украины предусматривал введение военного положения на 60 дней. Одним словом – компромисс: военное положение введено, но не по всей стране, а только в приграничных областях, не на 60, а на 30 дней, а значит, не помешает избирательной кампании по выборам президента начаться в срок. Представляя Верховной Раде измененный документ, Порошенко, сообщил следующее: «предполагается (…) введение военного положения только в областях, расположенных вдоль российской границы, вдоль приднестровского участка украино-молдавской границы и вдоль побережья Азовского и Черного морей» (…). «Там, где может быть нанесен удар», - особо подчеркнул Петр Порошенко. Военное положение вводится в таких областях: Винницкая, Луганская, Донецкая, Запорожская, Николаевская, Одесская, Сумская, Харьковская, Черниговская, Херсонская, а также внутренние воды Азово-Керченской акватории».[v]

В этом есть маленькая победа – военное положение введено в приграничных областях, где сосредоточен основной электорат «Оппозиционного блока», и население которых особенно остро испытывает все прелести нынешней экономической ситуации, и конфликта на Юго-Востоке. Таким образом, создано поле для провокаций, а именно, в случае фиксации фактов агитации, политической деятельности в областях, которые находятся в условиях военного положения, есть основания для репрессий против политических сил, замеченных в незаконной агитации.

Для закрепления компромисса Верховная Рада тут же, отдельным постановлением назначила президентские выборы 31 марта 2019 года. Президент хотел ввести военное положение – он его получил, но выборы при этом пройдут в срок. Это очень болезненный для Порошенко компромисс, так как военное положение в эти сроки и при упомянутых условиях не станет значимой частью его избирательной кампании и инструментом борьбы с политическими конкурентами.

Мониторинг заявлений Порошенко от 26 ноября, после подписания им указа о введении военного положения говорит о том, то он отыгрывает ситуацию под давлением внутриполитических и внешнеполитических факторов:

  • Порошенко и Йенс Столтенберг (генсек НАТО- прим.редакции) договорились о срочном созыве чрезвычайного заседания Комиссии Украина-НАТО;

  • Президент о решении ввести военное положение: Это не означает объявление войны. Это усиление обороны Украины на фоне растущей агрессии России;

  • Указ «О введении военного положения в Украине» не ограничивает права и свободы граждан - Президент;

  • Глава государства: Президентские выборы должны состояться в соответствии с Конституцией 31 марта 2019 года;

  • Несмотря на военное положение, Украина не отказывается от политико-дипломатического урегулирования ситуации на востоке - Президент;

  • Военное положение будет применено только в случае наземной российской военной агрессии - Президент;

  • Глава государства: Военное положение будет введен только в нескольких областях.

Компромисс есть, но есть и законное право на ряде территорий использовать военное положение против конкурентов, СМИ, оппозиционеров, активистов. Такое право дает пункт 3 Указа Президента, которым ограничиваются такие конституционные права:

- статья 30 - неприкосновенность жилища

- статья 31 - тайна переписки, телефонных разговоров;

- статья 32 - запрет на вмешательство в частную жизнь;

- статья 33 - свобода передвижения и места проживания;

- статья 34 - свобода слова и мысли;

- статья 38 - выборы и референдум

- статья 39 - право собраний и митингов;

- статья 41 - право собственности;

- статья 42 - право на предпринимательскую деятельность;

- статья 43 - право на труд;

- статья 44 - право на страйк;

- статья 53 - право на образование.

Необходимо обратить внимание еще и на то, что Украина, в лице ее руководства, в очередной раз не учитывает экономические последствия своих действий. Как это происходит с транзитом российского газа через территорию Украины. Последней провокацией Киев ставит под угрозу работу портов Бердянска (экспорт зерна) и Мариуполя (экспорт металла), а все это – валютная выручка для страны. Минус транзит газа, минус экспорт зерна и металла. Все это ради антироссийской политики, за которую правящий режим Порошенко рассчитывает получить поддержку, «ярлык на княжение» от Запада. В этом ключе экономика страны – подробности, которые можно опустить.

Чего хочет добиться Порошенко:

  • Внутри государства – заставить элитные группы считаться с ним, признать его властное превосходство, и договариваться с ним исходя из этих позиций;

  • В международных отношениях – показать Западу, что контролирует страну и элиту, работает против России, поэтому делать ставку нужно на него.

Получается, что Порошенко никакой не «ястреб», а «великий комбинатор». Он использовал имеющиеся ресурсы для наращивания новых, сыграл по крупному, и вышел на новые позиции торга на внутреннем и внешнем политическом направлениях. Можно предполагать, что все, что не касается избирательной кампании Порошенко в истории с попыткой прорыва трех украинских кораблей через Керченский пролив, побочные эффекты, случайные детали и просто детали.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати