ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Украина под санкциями: хорошая мина при плохой игре

11:27 08.11.2018 • Денис Батурин, политолог

Российские санкции в отношении Украины начались с интриги - указ Президента России содержал общие формулировки и задачи, продолжились паузой, за время которой правительство РФ определило список украинских физических и юридических лиц[i], а завершились публикацией списка, который вызвал множество вопросов по поводу логики формирования и последствий.

Существует несколько точек зрения на вопрос эффективности российских санкций в отношении Украины. Есть разные оценки и попытки анализа последствий в диапазоне от значительного урона для экономики Украины, до незначительных потерь. Последней точки зрения придерживается сопредседатель киевского Фонда энергетических стратегий Дмитрия Марунича.  «Санкции против предприятий химической промышленности? Просто смешно: украинская химия российской не конкурент. Агрохолдинги? В России выращивается в два раза больше зерна, чем на Украине. Кроме того, на Украине отсутствуют субъекты, располагающие значимыми активами в России. Разве что бизнес Виктора Пинчука, который еще пытается торговать в РФ железнодорожными колесами, окажется под ударом»[ii], -приводит его слова Forbes. В этом же материале эксперт Виталий Шкляров говорит о возможных социально-политических целях и последствиях санкций: «Косвенно санкции скажутся на трудовой миграции, а это очень важная тема для огромного числа украинцев. Хотя напрямую это не следует из документа, но со страной, которая находится под санкциями, автоматически ужесточается визовый режим. Не секрет, что Россия имеет на Украине агентов влияния, лоббистов своих интересов. Так что это может быть далеко идущей политической игрой».

Учитывая стремление Украины, по крайней мере, на официальном и публичном уровне минимизировать всяческие отношения с Россией, может сложиться впечатление, что собственно экономического смысла в санкциях нет, и серьезного воздействия на экономическую ситуацию на Украине эти ограничительные меры оказать не смогут. Но при пристальном рассмотрении всплывают интересные детали.

Санкции напоминают некую мозаику. В единую картину эту мозаику собирает экономическая ситуация в Украине, устойчивость которой зависит от работы предприятий, некоторые из которых в результате санкций могут потерять российский рынок сбыта. Это, в свою очередь, повлечет увольнения и снижение налоговых поступлений. Другие предприятия, например, металлургической  и химической промышленности будут вынуждены  увеличить себестоимость продукции, из-за закупок дорогого российского газа, получаемого по реверсу из Европы. В итоге их продукция станет  неконкурентоспособной на внешнем и внутреннем рынке, что  потребует протекционистских шагов от государства: либо дотаций, либо защитных мер. В результате государство несет расходы, или растут расходы потребителей продукции, что негативно влияет на экономические показатели смежных отраслей. Косвенные признаки проблем украинских экспортеров уже  проявились: «За первые три квартала 2018 года платежный баланс Украины был сведен с дефицитом 418 млн. долларов, сообщает пресс-служба Национального банка Украины (НБУ). (…) отрицательное сальдо текущего счета составило за первые три квартала 2018 года $3,878 млрд. (…) в 2017 году профицит платежного баланса Украины составил $2,566 млрд.»[iii].

Украинский эксперт в сфере ЖКХ Максим Гольдарб приводит следующие данные: «С 2015 по 2018 год долги жителей Украины за услуги ЖКХ выросли с 11 до 38 млрд гривен или на 232%»[iv]. Эта ситуация свидетельствует об уровне занятости и заработков населения. Напомним, что МВФ продолжает выдвигать Украине условием получения кредита повышение цены на газ для населения.  С 1 ноября цены на газ для населения выросли на 23,5%. Впрочем, премьер-министр Украины Владимир Гройсман нашел в этом и положительные моменты – цена выросла не на 60%, как настаивал МВФ, а всего лишь на 23,5%. 

Вновь возвращаясь к бизнесу и некоторым отраслям, попытаемся определить чувствительность санкций для Украины. Топливно-энергетический сектор получит весьма болезненный удар: российские компании экспортируют на Украину нефтепродукты, сжиженный газ, топливо для АЭС, уголь (в 2017 году - 57% импорта российский уголь).  Как отмечает украинский эксперт Артем Ковбель: «…В топливном вопросе пошли тревожные "звоночки". С ноября текущего и до конца 2019 года Россия ввела запрет на экспорт в Беларусь светлых и темных нефтепродуктов, а также сжиженного углеводородного газа. Определенная часть этой продукции реэкспортировалась из Беларуси в Украину, и запрет российского экспорта может отразиться и на нашем рынке дефицитом и ростом цен.  Также потенциальным больным местом для санкций является украинский экспорт продукции машиностроения (на 0,8 млрд долл., или 21,6% товарного экспорта в РФ в 2017 году), химической продукции (на 0,7 млрд долл., или 18%) и металлов. За 8 месяцев текущего года поставки украинского стального проката и труб в Россию по сравнению с аналогичным периодом 2017 года выросли на 28% и составили 1,5 млн т. Крупнейшими экспортерами украинской металлопродукции в РФ являются компании Рината Ахметова – "Азовсталь", "Запорожсталь", ММК им. Ильича, которые, как известно, под санкции не попали. В целом, в случае реальных санкций Украина может получить дефицит сырья и топлива, а также серьезное сжатие рынков сбыта для продукции отдельных компаний. Переориентироваться на другие направления быстро будет крайне сложно. Сила "удара" для украинских экспортеров может быть в пределах 5-30% от текущего объема – в зависимости от применяемого подхода»[v]

Ряд киевских политиков бравируют фактом своего попадания в санкционный российский список, другие недоумевают – почему их там нет. А главный вопрос задают все – почему в списке нет Президента Украины Петра Порошенко, его предприятий, в частности завода «Ленинская кузня», которое, по информации ряда источников будет выполнять заказ по строительству боевых катеров для усиления украинского флота на Азовском море. Этот момент – информация к размышлению для украинских граждан, информационный повод для оппонентов Порошенко в грядущих избирательных кампаниях. 

Список лиц, против которых введены санкции ориентирован на разные цели – и внешнеполитические и внутриполитические. Ряд знаковых имен украинской политики в этом списке дают понимание смысла санкций не искушенному в хитросплетениях украинской политики и бизнеса российскому гражданину.

Политики должны понимать экономические последствия своей деятельности. Интересно, что экономические привычки и нравы украинской элиты не по душе функционерам МВФ.[vi] Неприемлемо политическое поведение украинской элиты и для России. При этом как государство, так и украинский бизнес стремятся сохранить экономическую выгоду – получать российские энергоресурсы, плату за транзит газа через Украину в Европу. Этот свой интерес они намерены отстаивать, пытаются это делать, балансируя в международном юридическом поле (пытаясь решением суда обязать Россию сохранить транзит), и в сфере международной политики – критикуя руководство Германии за сотрудничество с Москвой в строительстве «Северного потока-2», который оставит украинскую трубу без российского газа. [vii]

Российские санкции это разговор на понятном языке для разных аудиторий: дипломатический диалог с государством Украина, диалог с бизнес-сообществом и киевской политической верхушкой.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции



Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати